Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Звеков В.П. Коллизии законов в международном ча...doc
Скачиваний:
51
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
1.83 Mб
Скачать

3. Гаагская конференция по международному частному праву и гаагские конвенции

157. В отличие от унификации материально-правовых норм международного частного права, осуществляемой с использованием как международно-договорного, конвенционного, так и частноправового, неконвенционного, способов достижения единообразия, унификация коллизионных норм опирается на конвенционные источники или (в странах ЕС) на акты наднационального, "коммунитарного", права.

158. Развитие современного коллизионного права, особенно в европейских странах, тесно связано с деятельностью Гаагской конференции по международному частному праву, целью которой является, как сказано в ее Уставе, "постепенная унификация международного частного права".

159. Принятое в ноябре 2001 г. Правительством РФ постановление о вступлении Российской Федерации в Гаагскую конференцию по международному частному праву открыло новую страницу в отношениях между нашей страной и этой авторитетной межправительственной организацией. Впрочем, слово "вступление", фиксирующее юридические реалии, связанные с официальным оформлением этих отношений, конечно же, не отражает всей истории их становления и развития. А историческая справедливость, выразившаяся в возвращении России в круг стран, заложивших основание Гаагской конференции, заключается в том, что еще в 1893 г. Россия в ряду 13 европейских государств стала участницей ее первой сессии, которая вместе с некоторыми последующими сессиями, также проходившими с участием России (1894, 1900, 1904 гг.), проторила начало пути к созданию одного из наиболее влиятельных центров унификации международного частного права. Сегодня на счету этой организации - разработка более сорока (из них 36 - после Второй мировой войны) конвенций по актуальным проблемам коллизионного права контрактов, деликтов, семейных, наследственных отношений, международного гражданского процесса и др.

160. Ученые многих стран мира хранят память о выдающемся голландском юристе, лауреате Нобелевской премии мира Тобиасе Ассере, стоявшем у истоков создания Гаагской конференции. Будучи инициатором созыва ее первой сессии, обращаясь к участникам, он произнес ставшие пророческими слова: "Мечта моей юности, по-видимому, близка к осуществлению. Благодаря вашему ценному содействию, вашим познаниям и вашей опытности мы успеем, без сомнения, выработать единообразные нормы, удобные для законодателей, и мы положим, таким образом, основание кодификации международного частного права".

161. Результаты первых сессий конференции получили высокую оценку в трудах представителей отечественной научной мысли, и прежде всего в курсе известного ученого и дипломата, вице-президента этих сессий Ф.Ф. Мартенса "Современное международное право цивилизованных народов". "Удачна была инициатива нидерландского правительства для кодификации начал международного частного права... - писал Мартенс по завершении первой сессии. - После весьма поучительных прений был составлен протокол, заключавший в себе главнейшие принципы относительно законов, определяющих условия вступления в брак, права наследования, форм заключения обязательств и сношений между судебными местами договаривающихся государств...".

К сожалению, ход событий в минувшем веке, отмеченном мировыми войнами и социальными потрясениями, не благоприятствовал своевременному проведению последующих сессий, которые созывались с большими перерывами. Россия же обрела членство в Конференции, присоединившись к ее Уставу 1955 г., как уже было замечено, лишь несколько лет тому назад.

162. По мере возрождения в современной России частного права, ветвью которого является международное частное право, возрастает притягательная сила опыта и достижений, накопленных в результате унификации правил, регулирующих международный гражданский оборот. Деятельность Гаагской конференции по международному частному праву, несомненно, принадлежит к ценнейшим источникам такого рода опыта и знаний. В связи с этим хотелось бы отметить, что значение Гаагских конвенций для правотворческой и правоприменительной практики в России не ограничивается конвенциями, в которых она участвует, т.е. конвенциями, действующими в процессуальной сфере.

163. "Многообразие" - термин, используемый при характеристике тематической направленности Гаагских конвенций, охватывающих различные сферы частноправовых отношений. Обращение к нему при определении сложного состава коллизионных норм, унифицируемых этими конвенциями, более чем обоснованно. Около половины всех Гаагских конвенций посвящено унификации коллизионных вопросов в различных сферах международного частного права, включая международные коммерческие контракты, семейные и наследственные отношения, статус компаний, ответственность изготовителя товаров, обязательства из причинения вреда при совершении дорожно-транспортных правонарушений и др. Одна из принятых в последние годы Гаагских конвенций определяет право, применимое к определенным правам на ценные бумаги, находящиеся во владении посредника.

164. Нельзя сказать, чтобы доктрина и правотворческая деятельность в России обошли вниманием эти "коллизионные" конвенции, и тем не менее ни в одной из них наша страна не участвует. Думается, что потребность в глубоком комплексном их исследовании с учетом перспектив развития отечественного коллизионного права и возможности участия в них России давно назрела. Начинать же следует с самого простого: осуществить квалифицированный перевод на русский язык и публикацию всех Гаагских конвенций, издать связанные с этим справочные материалы и научные комментарии.

165. И еще одно существенное, на наш взгляд, замечание. Достаточно беглого взгляда на данные о составе государств-участников каждой из Гаагских конвенций, чтобы сделать вывод о различиях в предпочтениях, отданных конвенциям. Да, не все Гаагские конвенции пользуются, если можно так сказать, одинаковым спросом, а некоторые так и не вступили в силу, не набрав необходимого числа участников. И тем не менее, не умаляя принципиальной важности "фактора участия", хотелось бы подчеркнуть: нельзя недооценивать значения конвенций, которые, не став по разным причинам действующими либо не получив сколько-нибудь основательной поддержки государств, оказали и продолжают оказывать позитивное воздействие на развитие и совершенствование национального законодательства и практики в области международного частного права. Выше было сказано о важной роли ряда Гаагских конвенций в разработке положений разд. VI ГК РФ "Международное частное право". Определяя в целом значение унификационной деятельности Гаагской конференции и ее результатов, представляется обоснованным заключить, что расширение участия России в Гаагских конвенциях, будучи выражением линии на развитие и совершенствование международного частного права России, отвечает интересам ее успешного вхождения в мировое сообщество.

166. В законах о международном частном праве некоторых стран получила распространение отсылка к положениям отдельных Гаагских конвенций с целью введения их в национальное право. Закон Италии 1995 г. предусматривает, что защита несовершеннолетних во всех случаях регулируется Гаагской конвенцией о юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г., а алиментные обязательства, возникающие из семейных отношений, - Гаагской конвенцией о праве, применимом к алиментным обязательствам, 1973 г.

Отсылки к Гаагским конвенциям характерны для Закона Швейцарии 1987 г.: алиментные обязательства супругов, а также родителей и детей регулируются Конвенцией о праве, применимом к алиментным обязательствам, 1973 г.; компетенция швейцарских судебных и административных органов в области охраны прав несовершеннолетних, применимое право и признание иностранных решений и мер в этой области - Конвенцией о юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.; действительность завещания с точки зрения формы - Конвенцией о коллизиях законов, касающихся формы завещательных распоряжений, 1961 г.; международная купля-продажа движимого имущества - Конвенцией о праве, применимом к международной купле-продаже товаров (движимых материальных вещей), 1955 г.; требования, вытекающие из дорожно-транспортных происшествий, - Конвенцией о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям, 1971 г.

167. Значительным событием в жизни Гаагской конференции стала ее ХХ сессия (14-30 июня 2005 г., г. Гаага), принявшая поправки к Уставу Конференции. Поправки предусматривают возможность и порядок вступления в Конференцию "любой организации региональной экономической интеграции", подавшей Генеральному Секретарю заявку о членстве, изменения порядка взаимодействия Конференции и Правительства Нидерландов, реструктурирование органов Конференции.

Гаагские конвенции, например, Конвенция о праве, применимом к трастам, и об их признании 1985 г., позволяют "наводить мосты" между различными правовыми системами, отличающимися характерными для них уникальными институтами. Так, присоединение Великобритании, как и других стран ЕС, к ряду Гаагских конвенций способствовало сближению национальных систем коллизионного права в Европе.