Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Звеков В.П. Коллизии законов в международном ча...doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
1.83 Mб
Скачать

§ 4. Частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом, как предмет коллизионного права

25. По мере возрождения российского частного права попытки отдельных исследователей определять природу международного частного права (особенно его коллизионных норм), "отлучая" его, как это ни парадоксально звучит, от частного права, кажется, идут на убыль. Возможно, одной из прямых или косвенных причин появления такого рода подходов в отечественной доктрине стало неприятие в недавнем прошлом частного права в целом. Между тем именно международное частное право оказалось одной из его наиболее жизнестойких ветвей. Термин "частное", воспринимавшийся в условиях социалистической системы хозяйствования как чужеродный по отношению к экономическим и правовым реалиям, сохранялся в названии этой ветви права все годы советской власти. Более того, утвердившееся в российской доктрине определение международного частного права как области отношений гражданско-правового характера в широком смысле слова (включая, таким образом, также семейные и трудовые отношения), возникающих в условиях международной жизни, по существу, идентифицировало его предмет в традиционных границах частного права.

26. Отмечалось, что неприятие частного права внесло, к сожалению, существенные изменения в понимание термина "гражданское право"*(31), поскольку, например, семейное и трудовое право, "ранее включаемые в сферу действия гражданского права в качестве его структурных элементов, были выделены в самостоятельные правовые отрасли"*(32). Соответственно, высказывается поддержка "взглядам тех юристов, которые считают, что в современных условиях частное и гражданское право соотносятся как род и вид... Вместе с тем именно гражданское право наиболее полно и последовательно воплощает в себе элементы частного права..."*(33).

27. Заметим, что частноправовые (независимо от обращения законодателя к этому термину) отношения, осложненные иностранным элементом, составляют предмет регулирования действующих на постсоветском пространстве законов о международном частном праве Грузии, Украины, Эстонии. Становлению отечественного частного права в его исторически сложившихся, традиционных границах будет способствовать принятие российского закона о международном частном праве.

28. Отсутствие четкой разделительной линии между частным и публичным правом, переплетение в ряде случаев составляющих их элементов, как уже было отмечено, не перечеркивают исходного тезиса о принадлежности коллизионных норм к сфере частного права. К коллизионным нормам, как и к разграничиваемым во времени и пространстве с их помощью материально-правовым нормам, относящимся к разным правовым системам, применимы общие критерии, определяющие частное право как систему, отличную от системы публичного права. Такими критериями, обозначаемыми в так называемых материальных и формальных теориях разделения права на публичное и частное, являются прежде всего:

нацеленность норм на урегулирование имущественных и некоторых связанных с имущественными неимущественных отношений, возникающих в условиях международного гражданского оборота;

охрана интересов его участников - частных лиц;

наделение их инициативой защиты нарушенных прав;

равное положение субъектов правоотношений, формирующихся в результате преодоления коллизионной проблемы;

диспозитивность норм, широко выраженная в материальном праве и нарастающим образом - в праве коллизионном.

29. Частноправовая квалификация отношений, составляющих предмет регулирования международного частного права, включая коллизионные нормы, находит поддержку не только в специальной литературе, посвященной этой отрасли права, но и в работах, включая учебники, по международному праву.

Еще в конце 80-х гг. минувшего столетия С.Н. Лебедев писал о широком распространении признания гражданско-правового характера отношений, регулируемых международным частным правом, в литературе по международному праву ("практически во всех советских курсах, учебниках и учебных пособиях по международному праву"*(34)). Так, в учебнике одного из основателей отечественной доктрины международного права Г.И. Тункина отмечается: нормы международного частного права "...регулируют гражданско-правовые, семейные и трудовые отношения с иностранным или международным элементом. Это особая, очень важная дисциплина. Международное право и международное частное право тесно связаны, особенно в области регулирования международных экономических отношений"*(35). Принадлежащая перу Г.И. Тункина глава, в которой содержатся эти строки, воспроизводится в изданном в 2005 г. учебнике под редакцией Л.Н. Шестакова*(36).

30. И.И. Лукашук в учебнике международного права пишет: "Международное право, которому посвящен этот учебник, является международным публичным правом, поскольку регулирует властные, публичные отношения. Кроме того, существует международное частное право. Классическое определение этого права было дано такими авторитетами, как И.С. Перетерский и Л.А. Лунц. Международное частное право - отрасль права, регулирующая гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер. Этого определения специалисты придерживаются и сегодня... В литературе высказывается мнение о необходимости слияния международного публичного и частного права. Подобные взгляды не нашли признания. Тем не менее эта концепция находит отражение в современной учебной литературе по международному праву"*(37).

31. Приведем мнения, выраженные в ряде других российских учебников.

"Вполне очевидно, что существует тесная связь между международным публичным правом и международным частным правом, а также между международным частным правом и внутригосударственным правом. Вместе с тем международное частное право не является и не может являться самостоятельной отраслью международного публичного права. В противном случае пришлось бы считать полноправными субъектами международного публичного права юридических и физических лиц (человека, индивида), что в корне противоречит самим основам правосубъектности в международном публичном праве"*(38).

32. "Международное частное право представляет собой совокупность норм, регулирующих частноправовые отношения, имеющие международный характер... Общественные отношения, входящие в предмет регулирования международного публичного и международного частного права, должны носить международный характер. Но термин "международный" имеет здесь неадекватный смысл"*(39).

33. "Иногда предпринимались попытки включать международное частное право в систему международного права в целом, практически - в систему международного публичного права... Признавая, что между нормами, регулирующими, например, имущественные отношения, действующими в различных государствах, есть определенное сходство, современные авторы избегают все же относить международное частное право к какой-либо области международного публичного права. Чаще всего его рассматривают как составную часть внутренней правовой системы каждого государства, главным образом нормы, регулирующие международные имущественные отношения немежгосударственного характера, а также связанные с ними неимущественные отношения такого же характера"*(40).

34. Разграничение отраслевой принадлежности международного частного права и международного публичного права ни в коей мере не умаляет значения их тесных взаимосвязей и постоянного взаимодействия. Более того, в отечественной доктрине международного частного права неизменно отстаивалась идея единства исходных начал международного частного права и международного публичного права. К таким началам относятся общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе принципы суверенного равенства государств, мирного разрешения международных споров, невмешательства во внутренние дела, всеобщего уважения прав человека, сотрудничества, добросовестного выполнения международных обязательств.

35. Кодификация и гармонизация законодательства в области международного частного права (коллизионного права) и в области частного права, несмотря на их общую "корневую систему", нередко осуществляются порознь, разными способами и в разном формате. Государства, возникшие на постсоветском пространстве, реализовали задачу совершенствования коллизионного законодательства неоднозначно: Россия, а также Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Узбекистан путем включения в национальные гражданские кодексы (по схеме, более или менее близкой к Модели ГК для стран СНГ) разделов о международном частном праве; Азербайджан, Грузия, Украина и Эстония - посредством законов о международном частном праве.

36. Принятию Закона Украины о международном частном праве предшествовали обстоятельства, о которых следует сказать особо. Дело в том, что в Украине была реализована идея сосуществования Гражданского и Хозяйственного кодексов, отвергнутая сначала в СССР, а затем и в Российской Федерации. Хозяйственный кодекс включил в себя некоторые коллизионные нормы в сфере внешнеэкономической деятельности, что с принятием Закона о международном частном праве обусловило необходимость внесения в этот Кодекс соответствующих изменений*(41).

37. С заключением Амстердамского договора 1997 г. регулирование сотрудничества по гражданским делам в странах Евросоюза перенесено из сферы действия международного права в сферу действия права ЕС. Включенная в Договор ст. 65 охватывает практически вопросы международного частного права и международного гражданского процесса, оговаривая, что предусматриваемые этой статьей меры по сотрудничеству судебных органов в гражданско-правовой сфере имеют трансграничный характер и должны быть приняты постольку, поскольку это необходимо для надлежащего функционирования внутреннего рынка. Считается, что реализуемые в ЕС "разработки в области унификации частного и международного частного права рассматриваются отдельно, как относительно независимые и взаимодополняющие, а иногда даже конкурирующие процессы"*(42). Важными шагами в направлении унификации европейского частного права стали разработка Принципов Европейского договорного права, принятие Европейским парламентом Резолюции от 15 ноября 2001 г. "О сближении и гармонизации гражданского и торгового права членов Европейского Союза", а Европейской комиссией в 2003 г. - Плана действий, наметившего создание к 2010 г. "Общих основ" частного права ЕС.