Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Звеков В.П. Коллизии законов в международном ча...doc
Скачиваний:
53
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
1.83 Mб
Скачать

2. "Смешанная система" привязок личного закона

445. "Смешанная система" привязок к законам гражданства или домицилия, получившая признание в российском коллизионном праве, действующем в сфере семейных отношений, с вступлением в силу части третьей ГК РФ утвердилась и в коллизионном праве, применимом к гражданско-правовым отношениям. Обращают на себя внимание следующие особенности определения в ст. 1195 ГК РФ личного закона ("персонального статута") физического лица.

446. Во-первых, проявлением "смешанной системы" привязок личного закона является прежде всего определение его для российских граждан исключительно по закону гражданства, т.е. по российскому праву, где бы они ни проживали - в России или за границей, а для иностранных граждан, имеющих место жительства в России, - по российскому праву, или, иными словами, по закону места жительства. Но комбинированное применение названных привязок не лишает закон гражданства, менее подверженный изменениям, чем закон места жительства, значения исходного начала для определения персонального статута как россиян, так и иностранцев. В этом смысле можно с известной условностью и в ограниченных пределах говорить о некоторой преемственности правила п. 1 ст. 1195 ГК РФ по отношению к правилу п. 2 ст. 160 Основ 1991 г., подчинявшему гражданскую дееспособность иностранного гражданина праву страны его гражданства. Обращение в ст. 1195 ГК РФ к сочетанию закона гражданства и закона места жительства позволяет решать коллизионные вопросы личного статута физического лица достаточно гибко, дифференцированно, с учетом конкретной ситуации и своеобразия фактического состава соответствующего отношения. Закрепление в ст. 1195 ГК РФ "смешанной системы" привязок персонального статута не в последнюю очередь обусловлено характерными для современной России миграционными процессами, связанными с реалиями ее внутренней и международной жизни. Следствием их является, с одной стороны, отток за границу части российских граждан, которые, пополняя ряды "соотечественников за рубежом", находятся под защитой и покровительством российского государства, а с другой стороны - увеличение количества иностранцев, нередко утративших прочные связи со своей родиной и нуждающихся в поддержке российского закона.

447. Во-вторых, конструкция личного закона, предусмотренная в ст. 1195 ГК РФ, учитывает фактор так называемого двойного гражданства. В ее основе - конституционная норма, разрешающая российским гражданам иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (ч. 1 ст. 62 Конституции РФ). Так, Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства включает правило, по которому каждая из сторон признает за своими гражданами право приобрести, не утрачивая ее гражданства, гражданство другой стороны.

448. Определение персонального статута лица с двойным гражданством зависит от наличия в числе его гражданств российского гражданства: если лицо наряду с российским гражданством имеет иностранное гражданство, его личный закон определяется по российскому праву (п. 2 ст. 1195 ГК РФ). Это согласуется с конституционным положением о том, что наличие у российского гражданина гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, возникающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ). Сходная конструкция (выделение из числа нескольких гражданств "своего гражданства" как определяющего личный закон физического лица) отличает и некоторые другие законы (например, Австрии, Венгрии, Лихтенштейна). Но при наличии y лица, не имеющего российского гражданства, нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой лицо имеет место жительства (п. 4 ст. 1195 ГК РФ). Иную позицию по этому вопросу занимает Модель ГК для стран СНГ и гражданские кодексы ряда этих стран. Определение личного закона физического лица как права страны, гражданство которой это лицо имеет, дополняется здесь следующей новеллой: "При наличии у лица двух или более гражданств личным законом считается право страны, с которой лицо наиболее тесно связано". Близким образом (хотя и с некоторыми отличиями) решается соответствующий вопрос в законах о международном частном праве Азербайджана, Грузии, Украины.

В СК РФ последствия приобретения лицом, вступающим в брак, нескольких гражданств регламентируются применительно к определению условий заключения брака. Если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет российское гражданство, к условиям заключения брака применяется законодательство РФ. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств (п. 3 ст. 156 СК РФ).

449. В-третьих, личным законом лица без гражданства, т.е. лица, не принадлежащего к гражданству РФ и не имеющего доказательств принадлежности к гражданству другого государства, признается право страны, в которой лицо имеет место жительства. Аналогичным образом в Основах 1991 г. определялась гражданская дееспособность такого лица.

450. В-четвертых, в состав норм ст. 1195 ГК РФ, раскрывающих понятие личного закона физического лица, включено правило, подчиняющее личный закон беженца праву страны, предоставившей ему убежище. Проблема беженцев, имеющая международный характер, продолжает оставаться актуальной, требуя решения относящихся к их статусу вопросов не только материального, но и коллизионного права.