Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Комер Р. - Патопсихология поведения. Нарушения...doc
Скачиваний:
195
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
14.68 Mб
Скачать

Воображаемые отношения

На теннисном турнире профес­сионалов в 1993 году Моника Селеш (см. фото) была ранена 38-летним мужчиной из Германии. Напавший на нее был без ума от другой звезды тенниса, Штеффи Граф, и считал своим долгом по­мочь карьере Граф, выведя из строя ее соперницу. Сслеш на два года выбыла из профессиональ­ного тенниса.

В 1989 году актриса Ребекка Шеффер, прославившаяся в теле­сериале «Моя сестра Сэм», была застрелена поклонником у своего дома в Западном Голливуде. Он месяцами пристально следил за ка­рьерой Шеффер и в конце концов отправился к ней домой. Не встре­тив теплого отношения, он принял ее отказ как знак высокомерия и, выстрелив, убил актрису.

Ежегодно в Соединенных Шта­тах, по крайней мере, 200 тысяч че­ловек становятся жертвами подоб­ных преследователей. Некоторые из преследователей страдают бре­дом эротомании, безоснователь­ным убеждением в том, что их лю­бит человек, который на самом деле может быть случайным знако­мым или вовсе незнакомцем (Andreascn, 1993). У некоторых людей с подобным бредом, как у преследователей Шеффер и Граф, могут возникнуть фантазии, в ко­торых они чувствуют необходи­мость защищать объект своего же­лания, вредить ему или даже убить (Menzics ct al., 1995).

Вопросы для размышления

Некоторые специалисты считают, что бред эротома­нии в наши дни более рас­пространен, чем в прошлом. Отчего так может быть? Как могут влиять на возмож­ность возникновения других случаев бреда эротомании случаи, подобные приве­денным выше?

Лаура, 40 лет. Лаура страстно желала как мож­но скорее стать независимой и оставить родитель­ский дом [в Австрии]... Она стала профессиональ­ной танцовщицей в двадцать лет., и выступала в те­атрах водевилей во многих европейских странах...

Своего мужа Лаура встретила во время одно­го из турне по Германии... Они поженились и ста­ли жить в небольшом провинциальном городке во Франции, где муж вел свое дело... Она провела в этом городке год и была очень несчастна... [На­конец] Лаура с мужем решили эмигрировать в Соединенные Штаты...

У них не было детей, и Лаура... интересовалась домашними животными. У нее была собака, к ко­торой Лаура была очень привязана. Собака забо­лела, ее частично парализовало, и, по мнению ве­теринаров, не было никакой надежды на выздо­ровление... Наконец [муж] рассказал об этом Лауре, спросив ее: «Нужно ли усыпить собаку или нет?» С того времени Лаура стала беспокойной, взволнованной и угнетенной...

...Потом Лаура начала жаловаться на соседей. Женщина, которая жила этажом ниже них, стуча- ла в стену, чтобы раздражать Лауру. По словам мужа, соседка действительно несколько раз сту­чала в стену; он сам слышал шум. Однако Лаура все больше и больше беспокоилась об этом. Она просыпалась посреди ночи: ей казалось, что она слышала звуки из нижней квартиры. Она расстра­ивалась и сердилась на соседей... Потом Лаура стала еще более тревожной. Ей начало казаться, что теперь соседи записывают каждое ее слово; возможно, что у них в квартире «жучки». У Лауры стали появляться «забавные» ощущения. Проис­ходило много странного, чего она не могла объяснить; люди на улице как-то забавно смотре­ли на нее, продавец в мясной лавке с какой-то целью обслужил ее последней, хотя она находи­лась в середине очереди. В течение нескольких следующих дней Лаура чувствовала, что люди за­мышляют причинить вред ей или ее мужу.

Вечером, когда Лаура смотрела телевизор, ей стало очевидно, что телевизионные про­граммы относились к ее жизни. Люди в этих программах часто говорили в точности то, о чем она думала. Они крали ее мысли. Лаура реши­ла пойти в полицию и доложить об этом {Arieti, 1974, р. 165-168).