Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Комер Р. - Патопсихология поведения. Нарушения...doc
Скачиваний:
196
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
14.68 Mб
Скачать

Дисфункция

Патологическое поведение может привести к психической дисфункции, т. е. к нервному расстрой­ству, мешающему человеку в его повседневной жиз­ни. Что-то так сбивает людей с толку, так беспоко­ит их, что они не в состоянии в достаточной степе­ни заботиться о себе, поддерживать нормальные социальные связи или эффективно работать. На­пример, Бредли перестал ходить на работу, ушел из семьи и вообще приготовился отстраниться от ак­тивной жизни.

И здесь снова в определении патологии играет роль культура общества. В нашем обществе принято считать, что важно выполнять повседневные обязан­ности как можно лучше. Таким образом, похоже, что поведение Бредли может рассматриваться как пато­логическое и нежелательное, в то время как поведение Разрушителей Льда, продолжающих усердно ра­ботать и поддерживать необходимые деловые и чело­веческие связи, вероятно, может рассматриваться просто как необычное.

Духовный опыт. Во Франции в местечке Val d'Iser студен­ты зарывают себя по горло в снег. Они вовсе не испыты­вают дистресс, а занимаются японской практикой, пред­назначенной для того, чтобы открыть сердца и расширить дух, так что клиницисты вряд ли сочтут их поведение па­тологией.

Опасность

Возможно, крайним случаем психической дис­функции является поведение, которое делается опас­ным для самого человека или для других. Индиви­ды, которые всегда проявляют беспечность и неосто­рожность, враждебно настроены к окружающим или чувствуют затруднения при общении, могут поста­вить на грань риска себя или других людей. Напри­мер, Бредли, видимо, представляет опасность для самого себя, поскольку сидит на голодной диете, и для других, поскольку хранит у себя кучу оружия и амуниции.

Хотя опасность часто считается характерной чер­той патологического поведения, исследования пока­зывают, что на самом деле это скорее исключение, чем правило (Juninger, 1996; Monahan, 1993, 1992). Многие люди, которые страдают от постоянной тре­воги, депрессии и даже странно ведут себя, не пред­ставляют непосредственной опасности ни для себя, ни для других людей.

Психическая патология: ускользающая концепция

Попытки определить, что такое психическая пато­логия, помогают найти ответы па меньшее количе­ство вопросов, чем поднимают. Основная трудность заключается в том, что об этом явлении можно су­дить в контексте духовных ценностей данного обще­ства. В конце концов, социум выбирает общие кри­терии для определения патологии и затем использу­ет эти критерии для того, чтобы выносить суждения о каждом отдельном случае.

Один из теоретиков-клиницистов, Томас Зач (Szasz, 1997, 1987, 1961), придает такое значение роли общества, что считает всю концепцию душев­ных болезней неверной. Согласно Зачу, отклонения, которые общество считает патологическими, на са­мом деле являются всего лишь «проблемами обра­за жизни», а не признаками того, что с человеком происходит что-то странное. Он считает, что всякое общество вводит концепцию душевных заболева­ний, чтобы лучше контролировать поведение людей или влиять на тех, чье поведение тревожит окружа­ющих или угрожает общественному порядку.

Словарь определяет эксцентрика как человека, по­ведение которого отклоняется от общепринятых норм либо в поведении которого обнаруживаются какие-то странности или эксцентричность. Но как можем мы определить, где перед нами психически здоровый че­ловек с необычными привычками, а где человек, чьи странности являются признаком психической патоло­гии? До недавнего времени эксцентрики почти не изу­чались, но ведь стоит только начать, и дело пойдет (Weeks & James, 1995).

Даже если мы будем считать, что понятие психи­ческой патологии соответствует действительности, и что подобные патологии говорят о нездоровье, мы можем не соглашаться в вопросах определения пато­логии и непоследовательно применять наши понятия к жизненным реалиям. Если какие-то особенности поведения — например, чрезмерное употребление ал­коголя студентами — привычны, то общество может не сознавать, что это отклонение от нормы, что оно может стать причиной тяжелых переживаний, способ­ствовать психической дисфункции и представлять собой опасность. Тысячи студентов в Соединенных Штатах имеют настолько сильную алкогольную зави­симость, что постоянные пьянки наносят вред их жиз­ни и учебе, губительно воздействуют на здоровье и за­частую становятся опасными как для них самих, так и для окружающих. И это студенческое пьянство не считается отклонением от нормы ни администрацией учебных заведений, ни специалистами по здравоохранению. Алкоголь занимает такое место в студенческой субкультуре, что очень легко проглядеть постоянные выпивки, которые перешли за грань нормы.

Понятно, что общество может с трудом отделять патологию, нуждающуюся в лечении, от необычных особенностей индивидуального поведения — в этом последнем случае никто не имеет права вмешивать­ся в жизнь человека. Время от времени мы видим людей или слышим о людях, которые с обычной точ­ки зрения ведут себя весьма странно, например, уз­наем о том, что некто живет один с дюжиной кошек и практически ни с кем не разговаривает. Поведение подобных людей отклоняется от нормы, оно может приносить человеку неприятности или горе, может способствовать психической дисфункции, однако многие специалисты считают его скорее эксцентрич­ным, чем патологическим.

Короче говоря, если мы можем согласиться на то, что признаками патологического поведения являют­ся отклонение от нормы, страдания, дисфункция и иногда опасность для себя или для других, мы не должны забывать, что эти критерии часто бывают весьма расплывчатыми. Где та грань, когда признаки патологического поведения — отклонение от нормы, страдания, дисфункция и опасность — проявляются в такой степени, что поведение человека следует при­знать патологическим? Скорее всего, на этот вопрос невозможно ответить. Немногие из видов патологий, которые мы встретим в этой книге, столь четко выра­жены, как это может показаться, и большинство из них клиницисты продолжают обсуждать.