Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Комер Р. - Патопсихология поведения. Нарушения...doc
Скачиваний:
193
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
14.68 Mб
Скачать

Психологические заметки

В одном обзоре приводятся данные о том, что довольно много людей призналось в сле­дующих поведенческих отклонениях: некото­рые, будучи в гостях, пользовались случаем, чтобы заглянуть в аптечку хозяина (39%), дру­гие не всегда спускали за собой воду в туалете (23%), некоторые признавались, что они видели привидение (10%) (Kanner, 1995). Следует ли считать их поведение патологическим?

Времена меняются. По мере того, кок общественные нор­мы меняются, меняются и представления в обществе о патологии. В прошлом десятилетии любовь Кристины Сан-чес к бою быков сочли бы странной, даже патологической. Сегодня она одно из лучших матадоров и считается об­разцом для подражания.

Суждения о том, что следует называть патологией, зависят от различных обстоятельств, а также от того, что считается психической нормой. Что, если, напри­мер, мы узнали бы, что несчастная Мириам живет в Ливане, стране, истерзанной годами сражений, и что благополучие, которое она когда-то знала, растаяло после того, как были убиты ее муж и сын? Год следо­вал за годом, принося только временное облегчение, Мириам перестала надеяться, что в ее жизни что-то изменится к лучшему. Если все это принять во вни­мание, то поведение Мириам уже не кажется столь странным. Если здесь и есть что-то ненормальное, то это ситуация, в которой она оказалась. В мире, в ко­тором мы живем, многие вещи могут очень сильно воздействовать па психику — крупные катастрофы и различные бедствия, изнасилования, жестокость по отношению к детям, война, смертельные болезни, по­стоянная боль (Turner & Lloyd, 1995). Может ли быть какой-то «нормальный» способ реагировать на подоб­ные вещи? Должны ли мы в таком случае называть ре­акции на них патологическими?

Страдание

Даже поведение, которое принято считать необыч­ным, совсем не обязательно классифицируется как па­тологическое. Согласно мнению многих теоретиков-клиницистов, поведение человека, мысли или эмоции обычно причиняют ему страдания еще до того, как их можно классифицировать как патологические. Рас­смотрим случай с членами общества Разрушителей Льда (Ice Breakers). Эта группа людей, живущих в Мичигане, которые плавают в озерах этого штата каж­дый уик-энд с ноября по февраль. Чем холоднее пого­да, тем больше это им нравится. Один человек, явля­ющийся членом этой группы уже семнадцать лет, го­ворит, что ему правится бороться с трудностями. Человек против природы. Человек против собствен­ного тела. Тридцатисемилетняя женщина-адвокат считает, что шок на выходные полезен для ее здоро­вья. «Это очищает меня, — утверждает она. — Это взбадривает меня и дает мне силы для предстоящей недели. Другому Разрушителю Льда нравятся не­обычные чувства, которые приносит ему общение с группой. «Когда мы собираемся все вместе, мы знаем, что у нас есть что-то свое, особенное, нечто такое, что больше никому не попятно. Я даже не могу рассказать большинству моих знакомых, что я Разрушитель Льда. Они просто не захотели бы со мной знаться. Не­которые думают, что я учусь на космонавта».

Конечно, поведение этих людей не совсем обычно, но можно ли сказать, что оно ненормально? Они не чувствуют себя несчастными, они полны энергии. Поскольку они не страдают, нужно серьезно поду­мать, прежде чем выносить суждения о патологии их психики.

Должны ли мы в таком случае сделать вывод, что всегда еще до того, как поведение человека можно

признать патологическим, он обязательно испытыва­ет нравственные страдания и отчаяние? Совсем не обязательно. Бывает, что люди, чье поведение мож­но считать патологическим, продолжают сохранять позитивный настрой. Снова вернемся к Бредли, ко­торому слышатся таинственные голоса. Бредли дей­ствительно страшно переживает из-за грядущего «вторжения» и произошедших в его жизни перемен. Ну а если вместо этого ему бы нравилось слушать эти голоса, если бы он гордился своей избранностью и собирался спасать мир? Мы все еще не должны счи­тать его поведение патологическим?