Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Комер Р. - Патопсихология поведения. Нарушения...doc
Скачиваний:
192
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
14.68 Mб
Скачать

Мнимое всеобщее внимание

Многие люди с тревожным рас­стройством беспокоятся о том, как они выглядят в глазах других. Их может волновать, что слова их по­кажутся глупыми, внешность –– непривлекательной, а сами они — неотзывчивыми. Оказывается, они ошибаются — и не в том, как на них смотрят, а в том, что на них вообще смотрят. Люди, не страда­ющие чрезмерной тревогой, часто допускают ту же ошибку.

Психолог Томас Джилович (Thomas Gilovich) со своими кол­легами из Корпеллского универ­ситета (1996) обнаружил, что люди замечают наше поведение и нашу внешность гораздо реже, чем нам кажется. Когда эти иссле­дователи попросили группу сту­дентов Корнелла носить тенниску Барри Манилоу, приведенные в замешательство студенты пред­сказали, что как минимум поло­вина наблюдателей заметят эту тенниску, как только они войдут в комнату. На самом деле теннис­ку заметил лишь каждый четвертый. Похожим образом лыжники преувеличивают процент тех, кто, поднимаясь на подъемнике, будет наблюдать и обсуждать их умение кататься, пока они проезжают под подъемником.

Вопросы для размышления________

  • Почему люди, в том числе и те, кто страдает тревожны­ми расстройствами, могут быть склонными к мыслям о том, что другим очень инте­ресно наблюдать за ними?

  • Почему люди мало обеспокоены действиями и внешностью других?

Резюме

Фобия — это сильный, стойкий и необоснованный страх перед определенным объектом, деятельностью или ситуацией. Около 11% взрослого населения Со­единенных Штатов ежегодно страдает от этого рас­стройства. Существует три основные категории фо­бий: агорафобия, социофобия и специфические фо­бии.

Теории возникновения фобий. Долгие годы наи­более влиятельной являлась бихевиористская теория возникновения фобий. Бихевиористы считают, что фобии формируются под влиянием окружающей об­становки через классическое обусловливание или моделирование, и сохраняются благодаря избегаю­щему поведению.

Методы терапии фобий. Для лечения специфи­ческих фобий бихевиористы успешно использовали экспозиционные техники, в которых люди сталкива­ются с предметом своего страха. Они также успешно применяли экспозиционную терапию для лечения агорафобии. В этом случае людей учили постепенно удаляться все дальше и дальше от дома и посещать общественные места.

Клиницисты, как правило, выделяют две состав­ные части социальных фобий: социальные страхи и недостаток социальных навыков. Они могут пытаться снизить социальные страхи, используя экс­позиционные техники, групповую терапию и различные когнитивные подходы. Они могут совер­шенствовать социальные навыки тренингом соци­альных навыков. Часто используется сочетание этих подходов.

Альберт Эллис: терапевт, исцеливший себя

Рационально-эмотивная тера­пия учит клиентов подвергать со­мнению и менять свои иррацио­нальные посылки. И кто был пер­вым клиентом Альберта Эллиса, основателя этого подхода? Не кто иной, как сам Альберт Эллис!

В девятнадцать лет Эллис стал активным членом политической группы, но ему мешал страх вы­ступлений перед людьми. Тогда Эллис приступил к сражению с худшими своими демонами — смущением и замешательством, начав таким образом разрабаты­вать первое из упражнений, кото­рые он впоследствии предложит. Он заставлял себя высказывать­ся на политические темы при каждой возможности. «Несмотря на то, что у меня только начало получаться, я обнаружил, что по­лучается очень неплохо. И теперь никому не удалось бы убрать меня с политической сцены».

Затем Эллис решил работать над страхом личного общения. «Я всегда очень интересовался жен­щинами... но постоянно находил предлог не заговаривать с ними, и очень боялся, что меня отвергнут.

Поскольку я жил около Нью-Йоркского ботанического сада в Бронксе, я решил упражняться в преодолении своего страха и стыда в парке. Я торжественно пообещал себе, что когда бы я ни увидел мало-мальски привлекательную женщи­ну в возрасте до 35 лет... я сяду ря­дом с ней с целью начать разговор в течение одной минуты. Таким обра­зом я присаживался к 130 женщи­нам, отвечающим моим критериям. Многие вставали и уходили, но око­ло 100 поговорили со мной — о сво­ем вязании, о птицах, о книжке, о чем угодно. Я назначил всего одно свидание — и женщина не пришла... Но я понял, что в ходе этого упраж­нения никого не стошнило, никто не позвал полицейского и что я не умер. Эта попытка попробовать для себя другое поведение и понять, что же происходит в реальном мире, а не в моем воображении, помогла мне преодолеть страх перед разгово­рами с женщинами».

(Warga, 1988, р. 56)