Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Навыки_soft_skills_современного_юриста_.pdf
Скачиваний:
143
Добавлен:
18.06.2022
Размер:
5.9 Mб
Скачать

Глава 9. СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ЮРИСТА

9.1. Стресс и профессиональное выгорание юристов

9.1.1. Что вгоняет в стресс юристов?

Юридическая профессия – одна из самых интересных и смыслообразующих. В ней много креатива и логики, возможностей для развития, самореализации, помощи себе, близким, доверителям, обществу, стране и миру. В этой профессии много людей, которые пришли в нее по призванию, искренно любят право и получают удовольствие от того, что могут с помощью правовых инструментов создавать ценность для доверителей, спасать сделки, бизнес, отношения, даже жизни и судьбы людей.

Есть в этой профессии (как и в любой другой) случайные люди, которые пришли в нее без понимания ее сущности и смысла, ради того, чтобы зарабатывать деньги. Есть и те, кто пришел в юриспруденцию с горящими глазами, а через насколько лет потерял к ней интерес и стал относиться к своей работе, как к тяжкой повинности. Очевидно, что юрист, который получает удовольствие от своей профессии и любит то, чем он занимается, имеет гораздо больше шансов на успех и продвижение, что его качество жизни гораздо выше, чем у тех, кто «отбывает повинность».

Однако выбор всегда за нами. Мы сами своими мыслями, фокусом внимания и действиями выбираем стресс и выгорание или любовь к профессии и удовольствие от самореализации. Только мы сами можем позволить загнать себя в стресс, и мы же сами можем себя из него вывести. Это всегда наше решение и наша ответственность.

В этой главе мы поговорим о стрессе и профессиональном выгорании юристов для того, чтобы вы знали об этих явлениях и могли вовремя предпринять меры по профилактике таких состояний (на случай, если они вам пока неведомы). Если же вы в «зоне риска» и уже столкнулись лицом к лицу с этими «токсичными» состояниями, эта глава поможет вам найти в себе ресурсы и заново влюбиться в свою замечательную профессию.

Важно понимать, что при всех своих достоинствах профессия юриста – одна из самых стрессогенных, наряду с профессией врача. По данным интернет-портала Pravo.ru, юристы более, чем представители других профессий, склонны злоупотреблять спиртным

Глава 9. Стрессоустойчивость и профилактика выгорания юриста

229

изапрещенными препаратами, чаще сталкиваются с психологическими трудностями, которые могут закончиться суицидом. По данным

Центра контроля и предотвращения заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention)1, юристы занимают четвертую строчку в списке профессий, представители которых чаще всего сводят счеты с жизнью. Опережают их только стоматологи, фармацевты

иврачи-терапевты.

Давайте сначала разберем причины, которые могут вести к такой печальной статистике. Мы разделим причины на те, которые являются специфическими для юридической деятельности, и на универсальные (применимые ко всем профессиям). Ниже мы опишем пять навыков, которые могут помочь юристам нивелировать причины стресса и выгорания, повысить качество своей профессиональной самореализации и научиться снова и снова находить плюсы в своей деятельности.

Итак, к специфическим причинам стресса, которыми характеризуется именно юридическая профессия, можно отнести следующие:

Мышление пессимиста

Со студенческой скамьи юриста целенаправленно обучают за-

мечать все возможные риски, противоречия законодательству, негативные сценарии развития сделок и проектов. При достаточном прилежании мышление юриста деформируется, и он автоматически фокусируется на проблеме, а не на ее решении. Начинает развиваться так называемое мышление пессимиста.

Пессимизм – верный путь к низкому уровню субъективного благополучия и ощущения счастья. Как писал Мартин Селигман, автор книги «Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь»: «Пессимизм вреден для многих профессий, но есть одно блестящее исключение: из пессимистов выходят лучшие юристы»2. Таким образом, установка, делающая человека менее счастливым, фактически превращает его в более успешного юриста.

Игра на чужой беде

Деятельность юриста часто связана с противостоянием, в кото-

ром непременно будут победитель и проигравший. Это судебные

1  Статья Pravo.ru: «Алкоголь, наркотики, суицид и другие особенности профессии юриста». URL: https://pravo.ru/review/view/116465/ (дата обращения: 12.12.2020).

2  Martin Seligman. Authentic Happiness: Using the New Positive Psychology to Realize Your Potential for Lasting Fulfillment. Free Press, 2004. P. 178; Paul R. Verkuil, Martin Seligman, Terry Kang. Countering Lawyer Unhappiness: Pessimism, Decision Latitude and the Zero-Sum Dilemma Cardozo Law School // Public Research Paper. No. 19 (September 2000).

230

Часть II. Эмоциональный интеллект (EQ)

разбирательства, жесткие переговоры, не предполагающие исхода, при котором выигрывают все. «Существует много профессий с высоким уровнем стресса», – комментирует этот феномен Иветт Хуриган, руководитель Программы помощи юристам в штате Кентукки, США. – «Профессия врача предполагает стресс. Но когда хирург заходит в операционную, к нему не присылают еще одного врача, который будет стараться убить пациента – это одна команда, которая делает одну работу. В юридической профессии часто приходится играть на чужой беде»1.

«Юристу важно понимать, что справедливость не всегда достижима. Если вы будете отстаивать только интересы “правой” стороны, то останетесь без работы. Не бывает идеальных историй, нет деления на “добро” и “зло”».

Рафаэль Зохрабян, директор по правовым вопросам группы компаний Saint Gobain

Но состязание приносит наслаждение лишь до тех пор, пока служит средством совершенствования навыков; став самоцелью, оно перестает доставлять радость и становится мощным источником стресса.

«В работе юристы часто сталкиваются с откровенной подлостью и несправедливостью. Это злит и раздражает, часто бывает трудно справиться с эмоциями. Преодолеть негатив мне помогает любовь к людям. Хорошего больше, чем плохого».

Андрей Гривцов, старший партнер Адвокатского бюро «ЗКС»

Почасовая оплата

Дэниел Пинк считает2 механизм почасовой оплаты самым раз-

рушительным для самостоятельности, креативности и в конечном итоге счастья юристов.

1  Статья Pravo.ru: «Алкоголь, наркотики, суицид и другие особенности профессии юриста».

2  Дэниел Пинк. Драйв.Что на самом деле нас мотивирует. М.: Альпина Диджитал, 2013. C. 260.

Глава 9. Стрессоустойчивость и профилактика выгорания юриста

231

В большинстве юридических фирм юристы получают фиксированную зарплату. Однако бонусная часть и KPI (ключевые показатели эффективности), а следовательно, и возможность продвижения по карьерной лестнице у них зависят от количества часов, выставленных в счета и оплаченных их доверителями за год (так называемый процент утилизации юристов, или Target Hours).

По данным Национальной ассоциации занятости юристов США1, с 2011 г. требования по часам работы выросли с 1879 часов в год до 1892 часов. Небольшие компании с численностью юристов до 250 человек ставили норму 1850 часов в год, крупные юридические фирмы (более 700 юристов в компании) считали нормой работу от 1900 до 2000 часов в 2015 г. Ассоциаты в американских юрфирмах в 2014 г. работали в среднем 2199 часов, а в крупных компаниях – еще больше.

Такая нагрузка достаточно велика. Она снижает продуктивность работы, может привести к ошибкам со стороны юристов, искам к фирме, ущербу для ее репутации, ухудшению эмоционального и физического состояния сотрудников, профессиональному выгоранию. Но дело даже не в нагрузке, а в переключении фокуса, к которому может привести концепция Target Hours.

При следовании этой концепции фокус юристов может переключаться с конечного результата их работы (ценности решения для доверителя) на выполнение и перевыполнение плана по часам. Как это ни абсурдно, но эффективно работать при такой концепции становится невыгодно. Ведь если ты выдашь результат за 1 час, в то время, когда другие юристы потратят на такое же задание 5 часов, ты получишь в 5 раз меньше денег. Кроме того, становится невыгодно заниматься активностью, которая обычно не выставляется в счет доверителям, – поддержкой и обучением младших сотрудников, преподаванием, участием в конференциях, написанием статей и пр. Лишь немногие юридические фирмы включают активность по развитию бренда фирмы и персонала в KPI своих юристов. Но если бонус и продвижение по карьерной лестнице зависят от достигнутых Target Hours, то именно часы и будут тем результатом, который получат фирмы, придерживающиеся оценки своих юристов по количеству отработанных ими часов. Такой подход работодателей истощает внутреннюю мотивацию юристов, подрывает их личную инициативу и может даже провоцировать неэтичное поведение2.

1  Статья Pravo.ru: «Работа как источник стресса: почему юристы страдают депрессиями». URL: https://pravo.ru/story/view/131188/ (дата обращения: 12.12.2020).

2  Дэниел Пинк. Указ. соч. C. 260.

232

Часть II. Эмоциональный интеллект (EQ)

Как писал Уильям Ренквист, бывший председатель Верховного суда Соединенных Штатов еще в 1987 г.: «Если от человека ожидают, что он выставит счета более чем на 2000 часов в год, то обязательно будет существовать искушение преувеличить реально затраченное время»1.

Оценка юристов их руководством в зависимости от достижения Target Hours, необходимость каждый день вносить данные по каждой минуте своей активности в биллинговую систему и обосновывать, почему на изучение судебной практики ты затратил 3 часа, а не 1,5, неизбежно ведет к стрессу и демотивации в профессии.

«Юристу жизненно важно быть стабильным, сдержанным, спокойным и стоически переносить удары судьбы, при этом не становясь чрезмерно циничным и равнодушным. Профессионал – это тот, кто даже после серьезного поражения, вечером проклинающий и мечтающий уйти из профессии, утром просыпается с новой идеей, с новыми силами и готовностью двигаться дальше, добиваться своего. Любое несправедливое поражение для него является отличной базой, источником энергии и вдохновения для борьбы и сопротивления. В политологии это называется умением “упасть вверх” – проиграв локально, стать сильнее, мудрее, энергичнее и победить глобально».

Юлий Тай, управляющий партнер Адвокатского бюро «Бартолиус»

Для нестандартных задач, включая юридические, связь между количеством затраченного человеком времени и результатом, который он получает, нерегулярна и непредсказуема. Будем надеяться, что и российские юридические фирмы в ближайшее время перейдут от демотивирующей концепции Target Hours при оценке и продвижении своих юристов к рабочей среде, ориентированной на эффективность и результат.

Стоит отметить, что здесь идет речь именно об оценке юриста своим руководством на основе Target Hours, а не о почасовой оплате счетов доверителями. Потому как, безусловно, в юридической практике есть множество ситуаций, когда почасовая оплата не просто уместна, а единственно возможна. Например, когда запрос доверителя не до конца сформирован («помогите мне вернуть долг»,

1  William H. Rehnquist. The Legal Profession Today. 62 Ind. L.J. 151, 153 (1987).

Глава 9. Стрессоустойчивость и профилактика выгорания юриста

233

«оспорить штраф») и (или) не определен срок выполнения задачи (переговоры о снижении арендной платы могут длиться 2 часа, а могут 2 недели или 2 месяца).

Помимо специфических причин стресса, которые присущи именно юридической практике, на юристов воздействуют и другие, более универсальные причины:

Скука

Человек ко всему привыкает и любая, даже самая захватывающая

активность рано или поздно начинает казаться однообразной и рутинной. И это касается не только низкоквалифицированной работы по подготовке документов или претензий, проверке договоров, но и к высококвалифицированной деятельности юристов (например, сопровождение международных проектов M&A, инвестиционных сделок, судебных процессов, проектов Greenfield/Brownfield в строительстве и пр.). Если задачи повторяются изо дня в день, уровень сложности не растет, а навыки юриста стагнируют, начинается «день сурка», который по уровню своего воздействия на психику человека ведет к не меньшему стрессу, чем перегруженность.

Перегруженность

Ксожалению, в юридическом консалтинге авралы и переработки

считаются нормой. Согласно исследованиям юридического портала Legal Cheek1, в большинстве международных юридических фирм рабочий день начинающего юриста стартует в 9 утра, а заканчивается между 8 и 9 вечера.

«Большинство из принявших участие в исследовании с пониманием относятся к необходимости перерабатывать, однако удивление вызвало то, что необходимость задержаться на работе может возникнуть внезапно, а продолжительность рабочего дня в принципе

сложно спрогнозировать. В хороший день можно отправиться домой в 7 вечера, в плохой – в 4 утра, говорят лондонские юристы-стажеры»2.

Часто причиной таких переработок является не столько огромный объем работы, сколько частые переключения между задачами, нерациональное распределение нагрузки, расфокусированность внимания, отсутствие навыков управления ожиданиями коллег и доверителей, управления своим временем.

1  https://www.legalcheek.com/2019/11/revealed-law-firms-average-arrive-and-leave- the-office-times-2019-20/

2  Статья Pravo.ru: «Тайм-менеджмент для юриста: как успеть все». URL: https:// pravo.ru/review/view/145283/ (дата обращения: 12.12.2020).

234

Часть II. Эмоциональный интеллект (EQ)

Негатив

Кюристам никогда не приходят поделиться радостью. Часто они сталкиваются со срочными задачами, проблемами, рисками для бизнеса, свободы и даже жизни доверителей, неприятными эмоциями (агрессией, раздражением, тревогой, страхом, разочарованием) и их «токсичными» проявлениями. В гл. 8 («EQ юриста во взаимоотношениях с другими людьми») мы писали о риске «заражения» юристов этими состояниями, привнесения их в свой дом к родным и близким, что может закончиться эмоциональным выгоранием, развитием черствости и в конечном счете уходом из профессии. Описанный нами выше навык осознанной эмпатии юриста, подразумевающий умение дистанцироваться от негатива и не допускать «передачи инфекции», помогает в повышении стрессоустойчивости и профилактике выгорания.

Зацикленность на себе

Чрезмерная зацикленность на себе (что обо мне подумают другие,

какое впечатление я произвожу, все ли правильно говорю и делаю и пр.) является очень мощным стрессогенным фактором и даже источником страдания, лишающим возможности испытывать радость, счастье и состояние «потока». Сознание эгоцентрика закрыто для всего, что не отвечает главному для него критерию отбора информации – личной выгоде. Его сознание становится слишком ригидным, что не позволяет эгоцентрику контролировать свое внимание. Он не получает удовольствия от своей деятельности, испытывает трудности в обучении и утрачивает возможности для личностного роста.

Деструктивная среда

Юридический бизнес предполагает конкурентную среду, и зача-

стую его корпоративная культура страдает нездоровыми проявлениями внутренней конкуренции, деструктивной коммуникации (в виде личных оскорблений, сплетен, интриг и «подковерных игр»), отсутствием обратной связи, скрытыми и открытыми конфликтами. В такой атмосфере юристы не чувствуют себя в безопасности, окруженными единомышленниками, готовыми в любой момент поддержать. Наоборот, они ожидают, что в любой момент их могут «подставить», оговорить, незаслуженно обвинить, возложить чужую ответственность.

В такой среде невозможно проявить истинную заботу о доверителе и ориентацию на его интересы. Деструктивный стиль коммуникации изнутри компании будет транслироваться и вовне – на отношения с доверителями, которые тоже могут стать сложными и конфликтными. Внутренняя и внешняя деструктивная среда – прямой источник стресса и разочарования. Долгое пребывание в таких «токсичных»

Глава 9. Стрессоустойчивость и профилактика выгорания юриста

235

условиях опасно не только выгоранием, но и физическими (по сути, психосоматическими) заболеваниями.

Стереотипы в отношении работы

На уровне подсознания в нас заложены мощные ограничива-

ющие убеждения в отношении работы и профессиональной самореализации, которые сами по себе ведут к стрессу и блокируют возможность испытывать радость и счастье. Вспомним библейское сказание про Адама и Еву: «В наказание за ослушание Бог изгнал Адама из Рая, чтобы тот трудился на земле в поте лица своего». Задумайтесь. Если бы не смертный грех, Адаму и Еве не пришлось бы работать, они продолжали бы жить в раю, где все давалось само собой. Так закладывается отношение к работе, при котором она рассматривается как вынужденная мера и даже наказание.

Вспомним наши детские сказки. Какие ограничения в отношении работы и труда как такового закладывают они?

Например, в сказках о Емеле и щуке, Золотой рыбке, Коньке-Гор- бунке, про Кота в сапогах «зашит» один и тот же сценарий. Есть персонаж (человек), который ничего не хочет делать. Но на удачу героя в его жизнь вмешивается какое-то существо (рыба, лошадь, кот и т.д.)

ивсе за него решает. Жизнь у героя преображается – он становится царевичем (маркизом, владычицей морской), иногда даже женится на царевне и все у него налаживается – теперь можно жить-поживать

игоря не знать. Золушка пошла немного другим путем, ей помогла фея-крестная, но в целом сценарий тот же: надо было просто потерпеть, поработать в поте лица... А потом, раз! И наступило счастье. Бал, принц, замужество… Теперь можно расслабиться и ничего не делать.

Такими сюжетами в подсознание могут закладываться установки, что предел мечтаний – ничего не делать, а работа – это временная вынужденная мера, которую нужно просто перетерпеть. Крайней степенью проявления таких ограничивающих убеждений может стать непонимание людей, которые любят свою работу. Если работать стремится женщина, на нее навешивают ярлык стервы или старой девы без семьи и детей, если мужчина – его называют трудоголиком, которого никто не ждет дома и т.д.

Ограничивающие убеждения, согласно которым с человеком, любящим свою работу, «что-то не так», меняют фокус: человек начинает искать радость и счастье в том, чтобы ничего не делать. Однако продуктивная работа является самой фундаментальной сферой, позволяющей человеку испытать радость жизни. «Через работу человек получает основное ощущение контроля над существованием – чувство собственной значимости, которое является необходимой основой