Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГОС шпоры.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
30.08.2019
Размер:
2.44 Mб
Скачать

72. Підстави та межі відповідальності за незакінчений злочин. Добровільна відмова.

Уголовная ответственность за неоконченное преступление

Согласно ч. 1 ст. 2 УК основанием уголовной ответ­ственности является совершение лицом общественно опасного деяния, содержащего состав преступления, предусмотренного УК. Это положение в равной степени относится как к оконченному преступлению, так и не­оконченному. Так, основанием уголовной ответствен­ности за приготовление к преступлению и совершение покушения на преступление признается деяние, содер­жащее признаки состава неоконченного преступления. Согласно ст. 16 УК уголовная ответственность за при­готовление к преступлению и покушение на преступле­ние наступает по ст. 14 или 15, а также по статье Осо­бенной части УК, предусматривающей ответственность за оконченное преступление. Признаки состава приго­товления к преступлению указаны в ч. 1 ст. 14 УК. Прямое указание закона о ее применении при квалифи­кации содеянного вместе со статьей Особенной части УК подчеркивает необходимость называть не только признаки приготовления к преступлению, но и статью, предусматривающую ответственность за то деяние, к совершению которого готовится виновный. Например, формула квалификации содеянного «ч. 1 ст. 14 и ч. 1 гг. 121 УК» читается как приготовление к совершению тяжкого телесного повреждения.

Инкриминирование лицу соответствующей части ст. 15 УК вместе со статьей Особенной части УК, пред­усматривающей ответственность за оконченное преступ­ление, покушение на которое было совершено, подчер­кивает, что в формуле квалификации речь идет именно о неоконченном преступлении.

Ссылка на ст. 14 или ст. 15 УК необходима еще и потому, что все составы преступлений в Особенной чисти УК построены как оконченные.

Иногда приготовление к преступлению содержит признаки другого оконченного преступления или по­кушения на него. Например, субъект совершает кражу огнестрельного оружия или покушение на кражу с тем, чтобы использовать это оружие для совершения убийст­ва. Здесь кража или покушение на кражу является одно­временно приготовлением к убийству. В данном случае содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений: как приготовление к совершению убийства и как оконченное преступление - похищение огнестрель­ного оружия - или покушение на него — по ч. 1 ст. 14 и части 1 или 2 ст. 115 и ч. 1 ст. 262 или: ч. 1 ст. 14 и части 1 или 2 ст. 115 и части 2 или 3 ст. 15 и ч. 1 ст. 262 УК.

Как уже отмечалось, УК ответственность за приго­товление к преступлениям небольшой тяжести не пред­усматривает.

Добровольный отказ от доведения преступления до конца

Добровольный отказ - это окончательное прекра­щение лицом по собственной воле приготовления к пре­ступлению или покушения на преступление, если при этом оно осознавало возможность доведения преступ­ления до конца (ч. 1 ст. 17 УК).

Из содержания ст. 17 УК вытекает, что доброволь­ный отказ от доведения преступления до конца, исклю­чающий уголовную ответственность, возможен только на стадии приготовления к преступлению или покуше­ния на него и должен отвечать ряду признаков.

Во-первых, прекращение приготовления или поку­шения должно быть окончательным. Окончательный означает безвозвратный отказ от доведения престуления до конца, отсутствие умысла продолжить его в будущем. От добровольного отказа следует отличать приостановление, временный отказ от совершения пре­ступления или отказ от повторения посягательства при неудачной попытке совершить преступление. Например, не будет добровольного отказа в случае, если лицо роя шило переждать, пока место совершения преступления оставят отдыхающие и исчезнет опасность быть замченным или задержанным во время ограбления киоски с пляжными вещами. Не будет добровольного откат и тогда, когда преступник использовал для проникновенна к квартиру, скажем, лестницу, высота которой не позволила ему дотянуться до окна на втором этаже,а повторить попытку с другой лестницей отказался.

Во-вторых, лицо отказывается от совершения (про­должения) преступления по собственной воле. Это оз­начает, что окончательное решение о прекращении пре­ступной деятельности лицо принимает самостоятельно. Для наличия этого признака не имеет значения, кто был инициатором отказа от доведения преступления до конца: родственники, знакомые, потерпевший или дру­гие лица. Не влияет на признание такого отказа об­стоятельством, исключающим уголовную ответствен­ность, и способ, которым уговорили лицо не продол­жать совершение преступления (просьба, увещевания, I угрозы и т. п.).

В-третьих, отказываясь от совершения преступления, лицо осознает возможность доведения его до конца. Оно знает, что преград для завершения преступлеия нет, или обстоятельства, которые бы оно не смог преодолеть при продолжении совершения преступлеия, отсутствуют. При этом отказ признается добровольным и тогда, когда на самом деле есть обстоятельства, I которые лицо не смогло бы преодолеть при продолже совершения преступления, но оно не знало этого и прекратило преступную деятельность, считая возможности доведение ее до конца.

Мотивы добровольного отказа на решение вопроса об освобождении от уголовной ответственности не влияют.

При добровольном отказе от доведения преступле­нии до конца лицо прекращает совершение преступлен, у него исчезает преступный умысел, и совершеные им приготовление к преступлению или покушении на преступление перестают быть общественно опасными. Отсутствие одного (обязательного) признака преступления превращает такие действия в непреступные.

Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности только в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит состав другого преступления (ч. 2 ст. 17 УК).

Добровольный отказ от доведения преступления до конца возможен на стадии приготовления и неокончен­ного покушения. При оконченном покушении он воз­можен только в случае, если лицо, совершив деяние, сохраняет контроль над дальнейшим развитием при­чинной связи между совершенным деянием (действием или бездействием) и желаемым последствием и может повлиять на ее развитие - предупредить наступление общественно опасного результата. Например, для убий­ства потерпевшего лицо произвело поджог дома, а че­рез несколько минут вернулось и погасило огонь.

Добровольный отказ от доведения преступления до конца следует отличать от действенного раскаяния. I Добровольный отказ возможен только при неокончен­ном преступлении. Действенное раскаяние же - как при оконченном, так и при неоконченном. Добровольный I отказ возможен только до возбуждения уголовного дела I в отношении лица, совершившего приготовление или покушение на преступление, а действенное раскаяние и после возбуждения уголовного дела в отношении виновного лица. Добровольный отказ характеризуется воздержанием от продолжения преступления (бездействием), а действенное раскаяние - только активными действиями: чистосердечным раскаянием, активным способствованием раскрытию преступления, полным возмещением причиненного ущерба или устранением причиненного вреда. Добровольный отказ возможен только от преступлений, совершаемых с прямым умыслом (приготовление и покушение характеризуются только таким умыслом), а действенное раскаяние - при совершении любых преступлений, в том числе неосторожных. Г1рЛ добровольном отказе лицо освобождается от уголовной ответственности, поскольку его деяние не считается преступлением (отсутствует общественная опасность 4 обязательный признак преступления), а действенной раскаяние является обстоятельством, освобождающий от уголовной ответственности только при совсршЯ нии преступления небольшой тяжести, а его отдельный составляющие (чистосердечное раскаяние, активное способствование раскрытию преступления, доброволь­ное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда) - обстоятельством, смягчающим наказание.