Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГОС шпоры.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
30.08.2019
Размер:
2.44 Mб
Скачать

6. Юридическая ответственность обвиняемого:

> уголовно-процессуальная ответственность — применение мер процессуального принуждения: привод, предупреждение и др.

> уголовная ответственность — такая же, как и для подозре­ваемого.

45. Процесуальне положення потерпілого, цивільного позивача, та цивільного відповідача, представників.

1. Потерпевший — это физическое лицо, которому преступле­нием непосредственно причинен моральный, физический или иму­щественный вред, и которое признано потерпевшим постановле­нием лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судьи или определением суда.

Потерпевшими по уголовным делам признается значительное количество граждан. Так, только следователями органов внутрен­них дел в 2004 году было признано потерпевшими 309,2 тыс. граж­дан1.

По делу о незаконченном преступлении лицо признается потер­певшим при условии фактического причинения ему вреда.

При решении вопроса о признании лица потерпевшим нужно учитывать и то обстоятельство, что лица, пострадавшие от преступ­ления, совершенного ими же, не могут быть признаны потерпевши­ми. В то же время, поскольку закон не связывает лишение лица статуса потерпевшего с неправомерностью его поведения, суды должны признавать лицо потерпевшим в случаях, когда совершение относительно его преступления спровоцировано его действиями. При этом неправомерность поведения может быть учтена при ква­лификации действий подсудимого или назначении ему наказания Потерпевшим может быть признано только физическое лицо, хотя в литературе обсуждается вопрос о возможности предоставле­ния юридическому лицу статуса потерпевшего по уголовному делу1. Анализ действующего уголовно-процессуального законодательства других государств показывает, что вопросы о субъектах, которые могут приобретать статус потерпевшего по уголовным делам реша­ются по-разному.

В УПК одних государств содержатся нормы-дефиниции отно­сительно потерпевшего, аналогичные ч. 1 ст. 49 УПК Украины, например, ч. 1 ст. 49 УПК Беларуси, ст. 87.1 УПК Азербайджана, ч. 1 ст. 58 УПК Армении, ч. 1 ст. 28 УПК Литвы, ст. 49 УПК Кир-гизстана, ч. 1 ст. 59 УПК Молдовы, ч. 1 ст. 54 УПК Таджикистана, ч. 1 ст. 54 УПК Узбекистана.

УПК других государств потерпевшими признают как физиче­ских, так и юридических лиц. Так, в УПК Российской Федерации установлено, что потерпевшим может быть не только физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущест­венный или моральный вред, но и юридическое лицо в случае при­чинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ч. 1 ст. 42 УПК Российской Федерации). УПК Казахстана также содержит подобные нормы с той лишь разницей, что юридическое лицо признается потерпевшим в случае причинения ему имущест­венного и морального вреда (ч. 12 ст. 75 УПК Казахстана).

2. Основанием для участия в процессе является вынесение по­становления (определения) о признании лица потерпевшим.

3. Потерпевшими могут быть признаны:

> лицо, которому непосредственно причинен тот или иной вред;

> по делам о преступлениях, в результате которых последова­ла смерть потерпевшего, — его близкие родственники (п. 11 ст. 32 УПК)2. В теории уголовного процесса и практике дея-

тельности органов дознания, досудебного следствия, проку­ратуры и суда достаточно проблемным остается вопрос о признании таких лиц потерпевшими.

Законодатель не определил, кому именно из близких родствен­ников (п. 11 ст. 32 УПК) умершего в результате преступления и скольким лицам одновременно могут быть предоставлены права потерпевшего. Пленум Верховного Суда Украины в п. 6 своего По­становления № 13 определил: «Если предоставления указанных прав требуют (выделено автором) несколько лиц из числа близких родственников лица, которому была причинена смерть, все они могут быть признаны потерпевшими»1. Такое решение вопроса не согласовывается с положениями уголовно-процессуального закона. Последний не предусматривает заявления лицом, которому пре­ступлением причинен вред, требования о признании его потерпев­шим. Это решение принимается «автоматически» после установле­ния соответствующих оснований. В то же время нельзя не учитывать то обстоятельство, что заявление требования конкретным лицом дает возможность идентифицировать его, установить, является ли оно близким родственником умершего потерпевшего. Отсутствие же такого требования вынуждало бы должностных лиц органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, устанавливать всех близких родственников и признавать их потерпевшими независимо от их волеизъявления.

Авторы одного из комментариев к Уголовно-процессуальному кодексу Украины отмечают, что «как правило, права потерпевшего осуществляет один из его близких родственников по договоренности между собой. Однако возможно решение этого вопроса органом досудебного следствия или судом»2. То есть на практике данный вопрос решают двумя способами: 1) путем договоренности близких родственников; 2) в императивном порядке органами досудебного следствия или судом.

И первый, и второй способы не лишены недостатков. Первый из-за того, что близкие родственники не всегда могут достичь меж­ду собой согласия. Второй потому, что реализация прав граждан зависит от точки зрения должностных лиц государственных орга­нов. В связи с этим одновременное закрепление в законодательстве наработанных практикой способов признания потерпевшими близ­ких родственников умершего приведет к неопределенности законо­дательных формулировок, к тому, что органы досудебного следствия и суда по собственному усмотрению будут признавать или отказы­вать в признании потерпевшими, то есть ограничивать права близ-ких родственников умершего. Однако и оставлять в законе данный вопрос нерешенным будет неправильным.

Учитывая положение Конституции Украины о приоритетности прав лица перед правами государства, а следовательно, и его орга­нов, и должностных лиц этих органов, целесообразно решить вопрос о признании потерпевшими близких родственников умершего в интересах договоренности родственников между собой. Тем более, что договоренность эта будет иметь значение лишь для производст­ва по уголовному делу. Все спорные вопросы имущественного ха­рактера могут решаться указанными лицами в порядке граждан­ского судопроизводства. Таким способом проблема решена в УПК Российской Федерации (ч. 8 ст. 42).

В уголовно-процессуальном законодательстве также не решен вопрос о возможности признания потерпевшими близких родствен­ников потерпевшего, который умер не в связи с совершением отно­сительно его преступления, а по другим причинам уже после совер­шения преступления. Из-за этого родственники умершего, имея интерес в решении уголовного дела, остаются за пределами уголов­ного процесса. Максимум, на что могут рассчитывать родственники в этой ситуации, это на дачу показаний в качестве свидетеля. В свя­зи с этим уже давно назрела необходимость позитивного решения в законодательстве вопроса о возможности признания близких род­ственников потерпевшего в указанной ситуации потерпевшими по аналогии с теми ситуациями, когда им предоставляется такой ста­тус после смерти потерпевшего в результате преступления.

Обстоятельства, которые бы исключали участие потерпевшего по уголовному делу, уголовно-процессуальным законом не преду­смотрены.

Согласно п. 3 Постановления № 13, не могут быть признаны потерпевшими лица, которые пострадали от преступления, совер­шенного ими же. В то же время, поскольку закон не связывает лишение лица статуса потерпевшего с неправомерностью его пове­дения, суды должны признавать лицо потерпевшим и в случаях, когда совершение преступления относительно его спровоцировано его действиями.