Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГОС шпоры.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
30.08.2019
Размер:
2.44 Mб
Скачать

52. Поняття, мета, підстави застосування примусових заходів медичного характеру.

1. Понятие и цель принудительных мер медицинского характера

УК 2001 г., в отличие от УК 1960 г., посвятил при­нудительным мерам медицинского характера и прину­дительному лечению специальный раздел (раздел XIV Общей части УК - статьи 92-96). Из названия и содер­жания данного раздела следует, что эти виды государст­венного принуждения имеют разную правовую природу.

Согласно ст. 92 УК принудительными мерами ме­дицинского характера являются:

1) оказание амбулаторной психиатрической помощи или 2) помещение лица, совершившего общественно опасное деяние, подпадающее под признаки деяния, предусмотренного Особенной частью УК, в специаль­ное лечебное учреждение с целью его обязательного лечения, а также предупреждения совершения им обще­ственно опасных деяний. То есть закон предусматрива­ет возможность оказания определенным лицам не толь­ко стационарной, но и амбулаторной психиатрической помощи (что является новеллой в отечественном уго­ловном законодательстве), а также определяет цель принудительных мер медицинского характера. Эти ме­ры не считаются наказанием. В то же время они не являются видом освобождения от уголовной ответст­венности или от наказания и его отбывания.

Применение к лицу принудительных мер медицин­ского характера возможно только при условии: 1) дока­занности совершения им общественно опасного деяния, содержащего признаки конкретного преступления; 2) дан­ное лицо по своему психическому состоянию опасно для общества.

Согласно ст. 93 УК принудительные меры медицин-. кого характера могут быть применены судом к лицам:

1) совершившим в состоянии невменяемости общетвенно опасные деяния. Такие лица не подлежат уголовной ответственности (ч. 2 ст. 19 УК);

2) совершившим в состоянии ограниченной вменяе­мости преступления. Такие лица подлежат уголовной ответственности (ст. 20 УК);

3) совершившим преступления в состоянии вменяе­мости, но заболевшим психической болезнью до поста­новления приговора. Эти лица не подлежат наказанию. К ним по назначению суда могут быть применены при­нудительные меры медицинского характера, а после выздоровления они могут подвергнуться наказанию (ч. Зет. 19 УК);

4) совершившим преступления в состоянии вменяе­мости, но заболевшим психической болезнью во время отбывания наказания. Эти лица освобождаются от даль­нейшего отбывания наказания, и суд вправе применить к ним принудительные меры медицинского характера или передать на попечение органов здравоохранения (ч. 1 :г. 84, п. 3 ст. 93 УК, ч. 2 ст. 408 УПК). В случае пре­кращения принудительных мер медицинского характера 1акие лица могут подлежать дальнейшему отбыванию наказания (ч. 4 ст. 95 УК).

Применение принудительных мер медицинского ха­рактера является правом, а не обязанностью суда. Они применяются только к лицам, которые являются общественно опасными (ч. 2 ст. 416 УПК). В случае, если лицо страдает психической болезнью и совершило об­щественно опасное деяние, но по характеру содеянного и по своему психическому состоянию не представляет опасности для общества и не нуждается в оказании амлаторной психиатрической помощи в принудитель порядке или госпитализации в психиатрическое учреждение, принудительные меры медицинского ха­рактера не применяются.

Принудительные меры медицинского характера -один из видов психиатрической помощи гражданам,страдающим психическими расстройствами. К другим и идам такой помощи относятся: психиатрический осмотр, амбулаторная психиатрическая помощь, госпитализа­ция лица в психиатрическое учреждение - добровольно или в принудительном порядке, помещение лица в пси­хоневрологическое учреждение для социальной защиты или специального обучения, переведение лица из этого учреждения в интернат (пансионат) для граждан пре­клонного возраста и инвалидов (статьи 11-14, 23, 24 За­кона «О психиатрической помощи»).

Главное отличие принудительных мер медицинского характера от других видов психиатрической помощи в том, что принудительные меры медицинского характера (и только они) применяются к лицам, признанным су­дом невменяемыми или ограниченно вменяемыми в связи с совершением ими общественно опасного дея­ния, предусмотренного УК.

Согласно закону (ст. 151 УК) помещение в психиатрическое учреждение заведомо психически здорового человека признается преступлением. Введение уголовной ответственности за это было обусловлено, в часности, тем, что в Советском Союзе в 1960-1980 года применение принудительных мер медицинского характера приобрело политическое содержание: диагноз пс» хического заболевания и помещение здорового чело» ка в психиатрическую клинику было методом распра! с оппонентами правящего режима.

Законодательное определение понятия принуди тельных мер медицинского характера, с нашей тот зрения, выглядит несколько неполным.

Итак, принудительные меры медицинского тера — это оказание на основании закона по ре суда психиатрической помощи в принудите нытм рядке лицу, совершившему общественно опасное ( ствие или бездействие, подпадающее под принта чния, предусмотренного Особенной частью УК, с целью обязательного лечения психически больного, охраны прав и законных интересов его и других лиц, а также преду­преждения совершения лицом, к которому применен эти меры, новых общественно опасных деяний.

Виды принудительных мер медицинского характера и их применение

Закон предусматривает четыре вида принудитель­ных мер медицинского характера: 1) оказание амбулаторной психиатрической помощи в принудительном порядке; 2) госпитализация в психиатрическое учреж­дение с обычным наблюдением; 3) госпитализация в психиатрическое учреждение с усиленным наблюдени­ем; 4) госпитализация в психиатрическое учреждение (.о строгим наблюдением (ч. I ст. 94 УК).

Понятие, цель и порядок применения принудительного лечения

УК разграничивает виды принуждения, применяемые к определенным категориям больных лиц в случае совершения ими общественно опасного деяния. В отличие от принудительных мер медицинского характера,применяются к невменяемым и ограниченно

вменяемым, принудительное лечение применяется «к ли­цам, совершившим преступления и имеющим болезнь, которая представляет опасность для здоровья других лиц». Применение такого принудительного лечения явля­ется правом, а не обязанностью суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 96 УК принудительное ле­чение применяется независимо от назначенного наказа­ния. Оно осуществляется наряду с наказанием. Приме­нение такого лечения «независимо от назначенного на­казания» означает, что это принуждение может быть применено в случае осуждения лица к любому виду на­казания.

УК 1960 г. предусматривал принудительное лечение только хронических алкоголиков и наркоманов (ст. 14). УК 2001 г. не конкретизирует лиц, в отношении которых может быть применено принудительное лечение, В ч. 1 ст. 96 используется обобщенное понятие - лица, совершившие преступления и имеющие болезнь, кото­рая представляет опасность для здоровья других лиц, Круг этих лиц не ограничивается наркологически больными. В данном случае речь идет о социально опасных заболеваниях, к которым Основы законодательства Украины о здравоохранении относят: туберкулез, психичские, венерические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркоманию, а также карантинные заболевания.

В этот перечень, по нашему мнению, необходм также включить токсикоманию.

Основанием для применения принудительного лечения является совокупность юридического и медицинской критериев: а) наличие в деянии виновного признаков состава преступления; б) наличие у лица болезни, предсталяющей опасность для здоровья других лиц. К условий применения принудительного лечения в порядке УК относятся: а) необходимость медицинского заключния о наличии у субъекта преступления болезни, составляющей опасность для здоровья других лиц; б) этого лица к определенному виду наказания.

Отсутствие одного из критериев применения приндительного лечения исключает возможность его примнения.

Принудительное лечение от алкоголизма (наркома­нии) может быть применено только при наличии соот­ветствующего заключения лечебного учреждения (ч. 4 ст. 324), врачебной комиссии (ст. 411' УПК).

Медицинское заключение о необходимости прину­дительного лечения алкоголиков, наркоманов и токси­команов выдается специальными медицинскими комис­сиями, в состав которых обязательно входят психиатр-нарколог (председатель комиссии), терапевт и невропа­толог.

Заключение должно основываться не только на ре­зультатах клинического обследования больного, но и на данных, представленных комиссии для ознакомления лицом, производящим дознание, следователем или судом. Такими данными могут быть сведения, содержащиеся в материалах уголовного дела и характеризующие по­ведение обвиняемого по месту жительства, работы или учебы, а также сведения о его предыдущем про­тивоправном поведении, связанном со злоупотребле­нием алкогольными напитками, наркотическими сред­ствами или психотропными веществами, лечением в психоневрологическом или наркологическом дисиапсере и т. п.

В медицинском заключении о наркологическом заклевании должны быть сформулированы ответы на следующие вопросы: является ли лицо хроническим алкоголиком, наркоманом или токсикоманом; нуждает­ся ли оно в принудительном лечении; нет ли противопоказаний к такому лечению. Диагноз «хронический алкоголизм», «наркомания» или «токсикомания» уста­навливается только врачом-наркологом.

УК не содержит положений о продолжении и пре­кращении принудительного лечебного процесса. Частчно эти вопросы решает ст. 4111 УПК - и то только в отношении алкоголиков и наркоманов.

Принудительное лечение осуществляется по месту отбывания наказания, если лицо осуждено к лишению свбоды или ограничению свободы (ч. 2 ст. 96 УК). даный вид наказания не применяется к несовершенлетним, беременным женщинам и женщинам, имеющ. детей в возрасте до 14 лет, в специализированные лечебно-воспитатель­ные учреждения на срок до одного года. Эти учрежде­ния определяет Министерство здравоохранения Украи­ны. Порядок лечения таких больных и функционирова­ние специализированных учреждений устанавливается Кабинетом Министров Украины.

На основании упомянутого закона не подлежат на­правлению на принудительное лечение лица, страдаю­щие тяжелыми психическими расстройствами или ины­ми тяжелыми заболеваниями, препятствующими пребы­ванию в подобных учреждениях, инвалиды I и II групп, беременные женщины и матери, имеющие грудных де­тей, а также мужчины в возрасте свыше 60 лет и жен­щины в возрасте свыше 55 лет. К таким лицам приме­няется лечение в порядке, определенном Министерст­вом здравоохранения Украины.

По постановлению суда лицо, находящееся на при­нудительном лечении, может быть досрочно освобож­дено от него или выписано из лечебного учреждения в случае тяжелого заболевания, препятствующего дальнейшему его пребыванию в этом учреждении, или если исчезла необходимость в лечении от наркомании. Срок принудительного лечения от наркомании может быть продлен (но общий срок не должен превышать 12 мес) в случае систематического нарушения лицом, находящимся в специализированном лечебном учреждении режима и курса лечения от наркомании, вследствие чего не удалось достичь положительных результатов медицинского воздействия.

Побег из специализированного лечебного учрежния, а также по пути следования к нему влечет отственность по ст. 394 УК.