Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
111.doc
Скачиваний:
233
Добавлен:
20.08.2019
Размер:
5.26 Mб
Скачать

§ 36. Валентность морфем и правила их морфонологического приспособления

Мы рассмотрели факторы, ограничивающие валент­ность морфем. В тех случаях, когда валентность морфем

' См. об этом: Янко-Триницкая Н. А. Наименование лиц женского пола существительными женского и мужского рода Ц Развитие сло­вообразования современного русского языка. С. 201.

О супплетивном словообразовании (или словообразовательном супплетивизме) см.: Апресян Ю. Д. Лексическая семантика: Синони­мические средства языка. М., 1974.

допускает их соединение, вступают в ход правила вза­имоприспособления морфем, т. е. действует уже валентность морфов (из нескольких морфов одной мор­фемы выбирается какой-то один, подходящий для соче­тания с соседним морфом). Таким образом, при изуче­нии синтагматического аспекта словообразования не­обходимо четко разграничивать два рода явлений: 1) установление сочетаемостных характеристик (валентно­сти) морфем и 2) установление условий морфонологи- ческого приспособления морфов при их сцеплении в сло­ве. (Очевидно, что если валентности морфем не допу­скают их соединения, не потребуется и их морфоноло- гического приспособления.)

Эти два рода явлений называют терминами «морфо- тактика» и «морфофонемика» '.

Например, суффикс -н-: 1) сочетается («выбирает») с основами существительных, преимущественно неоду­шевленных 1, в том числе с исходом на заднеязычные (рук-, книг-); 2) при этом в морфах основы происходит чередование к/ч, г/ж: руч-н-ой, книж-н-ый;

суффикс -ск-: 1) сочетается («выбирает») с осно­вами одушевленных и неодушевленных существитель­ных, в том числе с исходом на заднеязычные (помещик-, чиновник-); 2) при этом перед суффиксальным морфом вставляется интерфикс -е-, а в морфе основы происходит чередование к/ч: помещич-(е)-ск-ий, чиновнич-(е)-ск­ий.

Эти два рода явлений при синхронном порождении слова взаимозависимы. Если не произошло выбора мор­фем, не может произойти и их взаимоприспособления. До тех пор пока не произошло мор фонологического «сцепления» морфов, мы не получим готовой производ­ной основы.

Не следует думать, что, разграничивая эти два рода явлений, мы вводим в синхронию элемент диахронии — последовательность. При порождении слова происходит одновременное соотнесение его с двумя рядами слов (с той же производящей базой и с рядом структурно одно­типных слов), которое предполагает вхождение произ­водного в два ряда соотношений. Аналогичным образом происходит реализация таких явлений, как валентность морфем и правила их морфонологического приспособ­ления.

Такое описание словообразования, при котором не рассматривается валентность морфем, а сразу дается характеристика структуры производной основы ', не объясняет механизм создания слова. Так, если утверж­дается, что суффикс прилагательных -н- не выступает после заднеязычных 2, мы не получаем сведения о ва­лентности морфемы -н-, т. е. не узнаем, можно ли в рус­ском языке произвести прилагательные с суффиксом -м- от основ на заднеязычные (книга, снег, песок). Меж­ду тем сведения такого рода наука о словообразовании должна давать. Если при характеристике словообразо­вательного типа дается описание готовых производных основ, но не указывается, каким производящим они со­ответствуют, мы получаем обедненное представление о словообразовании, ибо производные, имеющие одина­ковое строение, могут по-разному соотноситься с произ­водящими и иметь разное морфонологическое строение. Так, производные прилагательные с суффиксом -н-, ко­торому предшествует фонема (ж) в составе производной основы (чертёж-ный, кож-ный, мятеж-ный, книж-ный, снеж-ный), неоднородны. Одни из них образованы без чередования на морфемном шве и соотносятся с произ­водящими основами, имеющими ж в исходе (чертёж — чертёжный, мятеж — мятежный, кожа — кожный), другие образованы с чередованием г/ж и соотносятся с производящими основами на г (книг-а — книж-ный, снег — снеж-ный). Таким образом, одна и та же фонема (ж) в производном слове выступает и как результат че­редования г/ж, и как фонема (ж), пришедшая в произ­водное из производящего. Не разграничивать факты такого рода — значит давать неполное представление о явлениях словообразования.

Добавим, что описание подобного рода затушевы­вает разницу и в строении производящих основ, ибо ос­новы типа чертёж-, кож-, мятеж- содержат в исходе

морфонему {ж}, а основы типа снег-, книг морфонему

{г — ж}.

Следовательно, в тех случаях, когда описание содер­жит только характеристику уже готовых производящих основ, страдает собственно словообразовательная ха­рактеристика фактов, а получает объяснение лишь строение готовой производной основы Между тем, изучая словообразование, важно знать, какие произво­дящие основы могут быть использованы при создании производного слова, а какие — нет, какие аффиксы сочетаются (или не сочетаются) с основами того или иного строения, какие морфонологические явления при этом происходят.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]