Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭУМК по ИГПБеларуси.doc
Скачиваний:
198
Добавлен:
18.11.2018
Размер:
2.21 Mб
Скачать

4.2 Немецкое административно-территориальное деление. Оккупационный режим. Колаборация

К началу сентября 1941 г. на всей территории Белоруссии установился немецкий оккупационный режим. Оккупационная политика немецких властей была заранее разработана в «Инструкции об отдельных областях к директиве № 21» (план «Барбороса»), изданной еще в 13 марта 1941 г. На заседании высших должностных лиц 16 июля 1941 г. Гитлер заявил, что советские территории должны быть навечно присоединены к рейху.

Немецкие власти ввели свое административное деление Белоруссии. Часть ее вместе с Литвой, Латвией, Эстонией осенью 1941 г. была включена в состав рейхскомиссариата «Остланд». Его административный центр находился в г. Рига.

Белостоцкую область оккупационные власти присоединили к Восточной Пруссии. На этой территории действовали нормы немецкого права. Руководство во всех структурах власти осуществляли немецкие чиновники.

Южные районы Брестской, Гомельской, Полесской и Пинской областей были присоединены к рейхскомиссариату «Украина». Туда же отошли города Брест, Пинск, Мозырь, а также все районы, что находились на севере от железной дороги Брест-Гомель. Все делопроизводства на этих территориях велись только на украинском и немецком языках. Белорусский язык был запрещен. Расчетным денежными средствами были немецкие оккупационные марки и украинские карбованцы, которые ввел в оборот Ровенский эмиссионный банк.

На территории Витебской, Гомельской, Могилевской областей и восточных районах Минской оккупанты создали так называемую область армейского тыла группы армий «Центр», которая подчинялась немецкой военной администрации. Военно-административные функции тут выполняли созданные вермахтом полевые и местные комендатуры.

В состав генерального округа «Беларусь» были включены Барановичская, значительная часть Вилейской, западные и северные районы Минской области, а также северные районы Минской области (всего 68 районов с 192, что были в составе БССР перед началом войны). Площадь генерального округа «Беларусь» составляла не более трети довоенной территории Белоруссии. На основании известий оккупационных властей на 4 декабря 1941 г. тут проживало 3 млн. 138 тыс. человек.

Немецкую оккупационную администрацию на Белоруссии с 17 июля 1941 г. до последнего дня своей жизни (22 сентября 1943 г.) возглавлял генеральный комиссар (гауляйтер) В. Кубе. После того, как партизаны убили В. Кубе, генеральный комиссариат возглавил генерал полиции К. Готберг.

Вся территория так называемого «генерального округа» была поделена на 10 округов (гебиткомиссариатов): Барановичский, Борисовский, Вилейский, Ганцевичский («Припять»), Глубокский, Лидский, Минский, Новогрудский, Слонимский и Слуцкий. Во главе округов стояли немецкие чиновники (гебиткомиссары). Город Минск находился во время немецкой оккупации на положении отдельного комиссариата и подчинялся только генеральному комиссариату Белоруссии. Аппарат генерального и окружных комиссариатов комплектовался исключительно немецкими служащими. Вместе с органами немецкого руководства в округах создавались управы, в которых работали представители местной колаборации. Колаборантами называли лиц, которые сотрудничали с оккупационными властями. Обычно отделы управы дублировали названия и функции немецких отделов окружных комиссариатов. Например, в составе Минской городской управы были созданы отделы промышленности, хозяйства, труда и охраны здоровья. Однако без санкции немецких оккупационных властей администрация управы не могла решить даже самые простые вопросы хозяйственной и общественной жизни в городах и других населенных пунктах административных округов. Администрация в районах создавалась из числа местных колаборантов. Во главе всей районной администрации стоял бургомистр. Обычно бургомистр назначался из числа белорусских эмигрантов.

На территории сельсоветов оккупанты создали волости, которые возглавляли назначенные бургомистры. В деревнях оккупационную власть представляли старосты. Вся вертикаль созданной системы власти контролировалась немецкими чиновниками.

Одновременно с созданием структуры «новой» власти, оккупанты начали заниматься и хозяйством. Чтобы поставить на службу рейха экономику Белоруссии, оккупанты уже в течении июля 1941 г. провели регистрацию трудоспособного населения в городах. Все предприятия и учреждения Белоруссии были взяты на учет, была проведена их детальная инвентаризация. Например, в г. Минске эта акция завершена до 20 июля 1941 г. В итоге проведенных оккупантами мероприятий уже 1 декабря 1941 г. в Минске работало 73 предприятия, в декабре 1942 г. — 117, а в апреле 1943 г. — 150. Среди них было 20 предприятий металлургического профиля, 14 текстильных, 21 транспортных, 7 химического и строительного производства, 6 деревообрабатывающих, 3 электростанции и т.д. рабочие и служащие подвергались жесткой эксплуатации. Трудовой день в среднем составлял 12 часов в сутки.

Надо отметить, что вместе с командно-административными методами оккупанты использовали и экономические методы руководства хозяйством. На 1 июля 1942 г. на территории генерального округа «Беларусь» работало 33 банка, а в 1943 г. их было уже 100. Кроме сбора денежных излишков банки проводили кредитование хозяйства, взаиморасчеты между предприятиями разных регионов Белоруссии, проводили операции с ценными бумагами и т.д.

Весной 1942 г. на территории генерального округа «Беларусь» оккупационные власти провели земельную реформу. Все колхозы были ликвидированы, а их земля и инвентарь перешли в пользование крестьян в рамках так называемых «кооперативов». На территории Восточной Белоруссии колхозы по-прежнему существовали. Они, по мнению оккупационных властей, были надежным средством обеспечения продовольственных требований Германии и фронта.

Значительные потери в войне против СССР требовали от Германии большой поддержки для действующей армии. Руководство рейха использовало трудовые ресурсы оккупированных территорий, в том числе и Белоруссии, в качестве рабочей силы для промышленности и сельского хозяйства Германии. Процесс этот начался с конца 1941 г., но больших размеров достиг в начале 1943 г. Достаточно отметить, что только хозяйственная инспекция групп армии «Центр» и генеральной округи «Беларусь» каждодневно направляли на работу в рейх 500-100 рабочих. Всего за годы войны немецкие оккупационные власти направили на работу в Германию более 400 тыс. жителей Белоруссии, из которых принужденным путем были направлены около 380 тыс. человек.

Встретив сопротивление белорусского народа, оккупанты попытались создать профашистские организации — Белорусскую народную самопомощь, Союз белорусской молодежи и др. В 1943 г. в Минске состоялся Второй Всебелорусский конгресс и создана Белорусская центральная рада (БЦР). Все эти организации не пользовались поддержкой народа.

В отношениях местного населения немецкие власти с первых дней своего властвования начали политику геноцида. Согласно разработанному накануне войны «Генеральному плану Ост», вся территория Восточной Европы подлежала расовой селекции, германизации и колонизации. Переселением и уничтожением славян занимались спецотряды — айнзацгруппы, которые состояли из членов СД и СС. Всего по плану «Ост» планировалось к концу 1942 г. уничтожить 75% белорусов, а, в общем — более за 50 млн. чел. на территории Польши, Прибалтики и Беларуси и заселение «освобожденных земель немецкими колонистами.

Еще в мае 1940 г. Г. Гиммлер в служебной записке «О некоторых мыслях об отношениях к местному населению восточных областей» сообщал, что важнейшем делом восточной политики является очищение присоединенных к рейху территорий на Востоке от лиц «чужой расы». В этом самом документе требовалось не считаться с обстоятельствами, используя силу, идти напролом при осуществлении колонизации и уничтожению славянских народов.

В «Приказе об использовании военной юрисдикции в районе «Барбаросса» и об отдельных мероприятиях в войсках от 13 мая 1941 г. сообщалось: «За действия, причиненные против враждебных гражданских лиц, не существует никакого принудительного расследования даже, когда действия являются одновременно военным преступлением или правонарушением».

Практическому осуществлению злостных намерений немецкого фашизма против славянских народов содействовала беспрерывная идеологическая обработка солдат вермахта и войск СС. Мощный аппарат нацистской пропаганды на протяжении нескольких лет методически отравлял умы граждан рейха идеями военной агрессии и расового превосходства. За 1941 г. немецкие оккупанты уничтожили на белорусской земле около 100 тыс. мирных жителей, сожгли 120 деревень с 3 945 их жителями.

В 1942 г. убийства и издевательства мирного населения Белоруссии приобрели системный характер. За очерченный период оккупанты сожгли 772 деревни, вместе с 46 992 жителями. Белорусская земля во время войны была покрыта густой сеткой лагерей смерти, где за годы войны вражеского господства было уничтожено более миллиона советских военнопленных и жителей Белоруссии. Для еврейского населения были созданы гетто. Они стали местом массовой бойни, где погибли сотни тысяч евреев.

С приближением линии фронта к Белоруссии оккупанты усилили расправу над населением, вывозили в рейх технологическое оборудование и сырье. 7 сентября 1943 г. немецкая армия получила приказ: превратить территорию которую она оставляет, в «зону пустыни». В приказе, в частности, говорилось: «Все без исключения дома необходимо сжечь, печи в домах взрывать с помощью ручных гранат. Колодцы приводить в непригодность путем уничтожения подъемных приспособлений, а также кидать в них нечистоты. Копны соломы и сена, а заодно всякого рода запасы жечь, сельскохозяйственные машины и телеграфные столбы подрывать, паромы, лодки топить». Отступая, немецкие войска с педантичностью исполняли этот приказ. И, как итог, в 1943 г. оккупанты сожгли 2653 деревни вместе с 84 188 жителей. Особенно терпели от врага прифронтовые районы. За период немецкого геноцида на Белоруссии городское население республики потеряло более 1 063 тыс. жителей, белорусская деревня – 445 594 мирных жителей, 155 594 из которых сгорели вместе с 5 454 деревнями. На белорусской земле немецкие оккупанты замучили более 810 тыс. советских военнопленных.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]