Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭУМК по ИГПБеларуси.doc
Скачиваний:
198
Добавлен:
18.11.2018
Размер:
2.21 Mб
Скачать

1.3 Общественный строй вкл

В Великом княжестве Литовском, в состав которого к середины XIVв. вошли все белорусские земли, господствовал феодальный общественный строй. Как и во всяком классовом обществе феодального периода в Беларуси в отмеченное время существовала два главных класса: феодалов - землевладельцев и феодально-зависимых крестьян. Кроме того, в городах и селах проживала значительное количество людей, которые считались лично свободными. К этой категории население можно отнести мещан, крестьян-данников и др.

Социальное и правовое положение разных сословий. В феодальном обществе разница между классами выявлялась в сословном делении населения, сопровождалась установлением отдельного юридического места в государстве для каждого класса.

Класс феодалов, который занимал господствующее положение в экономических и правовых отношениях, не представлял собой единого целого и делился на ряд групп.

В высшую социальную группу входила наиболее богатая, привилегированная часть феодалов: князья (потомки знаменитых родов) и бояре. Документы отличают панов-радных (членов высшего органа – Рады-Совета) и панов-хоруговных, которые могли во время военных действий выставить большое количество войск под своими знаменами (хоругвью). Владея большими земельными площадями и значительным количеством зависимых крестьян, эта группа занимала более важные государственные должности в ВКЛ. В исторической литературе князья и паны очень часто встречаются под термином «магнаты». Они имели широкие судебные полномочия и собственные вооруженные силы. Некоторые из них занимали одновременно несколько важных государственно-административных должностей, хотя это запрещалась законодательством.

Средние и мелкие землевладельцы назывались по-разному: бояре, бояре-шляхта. Постепенно шляхтой начали называть и многочисленных военно-служилых крестьян, которые ранее назывались боярами, особенно тех, кто принял католичество.

Шляхетские сословные права переходили потомкам-мужчинам от потомственных шляхтичей, а также дочерям (но не иx детям, когда они выходили замуж не за шляхтича). Женщина простого состояния, выходя замуж за шляхтича, становилась шляхтянкой пожизненно, даже когда выxoдилa второй, в третий раз замуж не за шляхтича. Шляхетность можно было получить от великого князя литовского, а также за мужество на поле боя. Шляхетское звание давалась детям, в связи с их усыновлением, которое было оглашено в суде шляхтичем (адаптация).

Потеря шляхетского достоинства могла наступить по суду в связи с совершением преступления, а также в том случае, когда шляхтич начинал добывать себе средства для жизни торговлей или ремеслом.

Юридическое оформление прав шляхетского состояния. Надо отметить, что начало юридическому оформлению прав шляхетского состояния (сословия) положили общеземские привилегии (грамоты) 1387, 1413, 1432, 1447 гг. Изначально права и привилегии закреплялись только за знатью католического вероисповедания (привилегии 1387 и 1413 гг.), а затем грамотой 1432г. такими же правами была наделена и православная знать. Особенное значение для укрепления корпоративных политических прав знати имела грамота 1492 г. великого князя Александра. Этот нормативно-правовой акт можно назвать первой общегосударственной хартией шляхетских вольностей.

Все представители знати, независимо от экономического и политического положения, имели общие сословные привилегии: владеть землей в неограниченных размерах на праве собственности; привлекаться к ответственности только по суду; занимать должности в государственном аппарате и участвовать в формировании государственных и судебных органов; право личной неприкосновенности и неприкосновенности имущества; были освобожденны от налогов и повинностей, кроме выплаты налога на военные нужды и участия в шляхетском ополчении (посполитом рушании) и др.

Анализируя вопросы правового положения крестьянства, надо обратить внимание на то, что к концу XVIв. оно в ВКЛ было закрепощено.

Крепостное право — это такой порядок отношений между феодалом и крестьянином, когда последний был прикреплен к земельному наделу, который он не мог оставить без разрешения своего господина. Крепостные лишались многочисленных гражданских прав, а их дееспособность была сильно ограничено. Вместе с закрепощением крестьянства шло и законодательное оформление этого процесса, наблюдалась формирование системы юридических норм, которые должны были защищать право собственности феодала на крепостных крестьян.

Процесс закрепощения крестьян и его отображение в законодательстве. Первым законодательным шагам в закрепощении крестьянства стала грамота Казимира 1447 г., согласно которой ограничивались крестьянские переходы из государственных на частнособственнические земли. Следующим этапам был Судебник 1468 г. В нем в качестве юридического обоснования прикрепления крестьян к земле вводился принцип земской давности, или старожительства — правила, согласно какому проживание крестьян на земле феодала в течение одного или более поколений делала их «непохожими», т.е., утратившими право перехода. Первый Статут ВКЛ 1529 г. определил старожительство уже десятилетним сроком. Статут ограничивал и срок ухода от феодала для крестьян, которые имели на это право за неделю до дня всех святых (Юрьев день на Руси) и в течение недели после него, когда закончивались все сельскохозяйственные работы. Статут установил также для крестьян плату феодалу при выходе — «пожилое», размер которого определялся в 5 коп литовских денег (за 1 копу литовских денег можно было купить четыре коровы).

В рассматриваемый период крестьяне ВКЛ разделялись на три социальные группы, которые отличались одна от другой экономическим состоянием и степенью феодальной зависимости:

1. государственных, которые зависели непосредственно от великокняжетской администрации и жили на государственных землях.

2. частновладельческих, которые жили на землях отдельных феодалов и зависели от них.

3. церковных, которые жили на землях церкви, монастырей и кляшторов, высшего духовенства, и зависели от администрации духовного ведомства.

В свою очередь, эти группы также разделялись на ряд категорий.

До конца XVIв. в боярских дворах отмечается наличие несвободной челяди, которая являлась законодательно закрепленным объектам пожалования.

Согласно Статута ВКЛ существовала несколько причин превращения крестьян в несвободную челядь. Дети рожденные от несвободных или в браке свободных и несвободных. Изначально крестьяне теряли свободу в итоге самопродажи в неволю, но к XVIв. такие сделки закон начал признавать недействительными. К середине XVIв. невольными становились иной раз становились уголовные преступники, которым смертная казнь с согласия потерпевшего заменялась выдачей в неволю, но уже в Статусе 1566 г. последнее положение отсутствует.

Сближение социально-экономических статусов несвободной челяди и крепостного крестьянства и закрепощение крестьянства поспособствовали тому, что в основном сформировался относительно единственный класс —крепостное крестьянство.

Что касаться юридического их статуса, то они не имели право собственности на землю, им запрещалась приобретать поместья, без согласия феодала они не могли занимать должности в государственном аппарате (кроме некоторых должностей в селъской администрации) и находились в подсудности своего господина. Честь, жизнь и имущество крестьян защищались уголовным правом в меньшей степени, чем представителей привилегированных сословий.

Население белорусских городов в своей основной массе состояло из простых людей. К середине XVIв. они выделись в сословие мещан.

Правовой статус горожан определялся уровнем социально-экономического развития города. По имущественному положению население городов условно можно разделить на три группы: верхушку (патрициат), куда входили зажиточные купцы и владельцы крупных ремесленных мастерских; средние слои — мелкие торговцы и простые ремесленники; городские низы — ученики мастеров, домашняя прислуга и др. Разумеется, что в зависимости от экономического состояния мещан находилось и их правовое положение, которое определялась также принадлежностью города (частнособственнический, великокняжеский); наличием в городе Магдебургского права; занимаемой должностью в органах городского самоуправления и т.д. Например, наиболее зажиточные богатеи привилегированных великокняжеских городов (Вильно, Брест, Полоцк, Минск) имели право владеть поместьями вне границ города и должны были исполнять армейские обязанности лично, или выставлять за себя определенное количество вооруженных людей наравне с другими феодалами.

Мещане городов с Магдебургским правом освобождались от крепостных работ, подводной повинности, уплаты проездных пошлин (пошлина) на всей территории ВКЛ и некоторых других повинностей. Уголовное право устанавливало повышенную ответственность за их убийство. В общем, можно отметить, что жители городов, которые имели Магдебургское право, получали ряд прав и привилегий. Прежде за все это касаться право участвовать в формирования органов городского самоуправления и суда, прав на создание религиозных братств и на объединение в цеxи по профессиям. Одновременно надо обратить внимание на то, что управление общими делами в городах, которые пользовались Магдебургским правом, находились, как правило, в руках зажиточных горожан.

Меньшим комплексам прав владели жители более мелких городов и местечек Беларуси, которые не имели льготных грамот. Более того, они подлежали подсудности воевод и старост, а не городского магистрата, как это было в привилегированных городах.

Мещане частнособственнических городов и местечек находились под властью феодала, он определял размер денежных сборов и городам также было дано Магдебургское право, но с ограничениями на пользу владельцев.

Город служил феодалу не только в качества источника денежных доходов, но и как административно-политический центр, оборонительный опорный пункт.

Образование цехов и братств. В ХІІІ—ХVIвв. на белорусских землях интенсивно развиваются города и местечки, которые все в большей ступени концентрировали ремесло, торговлю, становились центрами оживленного политической и культурной жизни населения Беларуси. Города и местечки существовали как на государственных великокняжеских, так и частнособственных землях. Более 40% всех городских поселений Беларуси в первой половине XVIв. подчинялись юрисдикции крупных магнатов (Слуцк, Старик Быхов, Клецк, Копысь, Туров, Шклов, Зельва, Молодечно, Сморгонь, Логойск и др.).

Для защиты своих интересов ремесленники создавали свои собственные корпорации. Такими объединениями стали цехи. Цехи в белорусских городах были трех типов: специализированные (входили ремесленники одной профессии); объединенные (входили ремесленники двух и более близких профессий) и сборные (входили представители разных профессий). Последние корпорации возникли тогда, когда в том или ином городе было мало ремесленников одной специальности.

Объединенные в цехи ремесленники делились на мастеров, челядников и учеников. Во главе цеха стоял цехмистр (староста), который единогласно выбирался цеховыми мастерами. При избрании учитывался его возраст, профессиональные качества, имущественное и особое юридическое положение. Мастера нанимали челядников и учеников. Количество членов цеха колебалась в границах 60—150 человек, из которых челядники состовляли от 40 к 60%. Челядник был обязан пройти курс обучения мастерству, совершить путешествие в другой город или даже страну с целью получения опыта у других мастеров. Условием избрания в цеховые мастера, кроме голосования, была хорошо и качественно сделанный «образ» или «шедевр» (профессиональное изделие), «угощение» для всех членов цеха и предусмотренный статусом вводный взнос в цеховую кассу. Срок ученичества составлял 3—5 лет, в течение которых ученики эксплуатировались.

Деятельность цеха и каждого его члена регламентировалась статутом. Статут охранял городской рынок от конкурентов и был направлен как против нецеховых ремесленников — «сапожников», да и против приезжих ремесленники и купцов.

Рост ремесла способствовал развитию торговой деятельности. Купцы объединялись в братства, которые охраняли монопольное состояние местного купечества на торговлю в своем городе. Наиболее обременительны для купечества были таможенные сборы, которые они обязаны были платить не только при провозе товара во другую страну, за разрешение на его продажу в другом городе, но и феодалам за проезд по сооруженными ими мостам, насыпям, а то и просто по дороге, которая проходила через их владения.

Вопросы для самоконтроля

  1. Как отражался в праве процесс закрепощения крестьян?

  2. Какие привилегии получила шляхта?

  3. Назовите права и привилегии горожан в городах с магдебургским правом.

Семинарское занятие

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]