Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭУМК по ИГПБеларуси.doc
Скачиваний:
198
Добавлен:
18.11.2018
Размер:
2.21 Mб
Скачать

1.2 Форма государственного правления Речи Посполитой

Еще более сложно четко определить форму правления Речи Посполитой. Доктор юридических наук Т. И. Довнар считает, что это «сильно ограниченная монархия» [3, с.120]. И. Н. Кузнецов, Д. В. Мазарчук исходят из того, что Реч Посполитой представляла собой специфическую сословно-представительную монархию [6, с. 302; 7, с. 46]. Диаметрально противоположной точки зрения придерживается доктор исторических наук Л. В. Лойка, который определяет Реч Посполитую как шляхецкую респулику («республиканская система власти с институтом слабого монарха, который с 1573 г. свободно избирался». Дуалистическую позицию занимают белорусские исследователи Сорокин и А. Ф. Вишневский. Последний отмечет, что с одной стороны, форма правления — «сильно ограниченная монархия», но с другой — король избрался и напоминал пожизненного президента, а вся власть принадлежала вольному сойму и повятовым соймикам, которые состояли исключительно из магнатов и шляхты [2, с.47; 1, с. 126—127]. Сорокин определяет, что формально Реч Посполитая является «сословной республикой во главе с избранным послами вольного сойма монархом — королем, власть с которым делила шляхта». Однако на деле в государстве «правила балом» анархия.

Если касаться политического режима, то Л. В. Лойка, И. Н. Кузнецов определяют, его как «шляхетскую демократию», а А. Ф. Вишневский пишет: «…Реч Посполитая фактически является панской шляхетской республикой без всяких отметок демократизма» [1, с.47]. Исследователи отмечают, что низшие сословия никаких политических прав не имели и были безмолвной массой. Таким образом, определение формы правления Речи Посполитой, политического режима власти требуют дальнейшего осмысления.

Если касаться процесса формирования и развития форм государственного устройства, то можно выделить несколько этапов.

Отсутствие прямых наследников у Жигимонта II Августа привели государство в 1572 г. к глубокому политическому кризису, который стал водоразделом двух эпох в истории государственного строя Речи Посполитой: эпохи наследственной королевской власти, которая закончилась с исчезновением династии Ягелонов (т. е. со смертью Жигимонта II) и эпохи избранных королей. Выборы нового монарха в 1573 г. сопровождалось созданием и принятием известных «Генриховых артикулов», которые с 1576 г. представляли собой неизменный правовой акт, где определялся круг полномочий короля.

В них говорилось, что монархия не является наследственной (после смерти монарха преемник избирается), решения о войне и ополчении монарх может принимать только с согласия сейма, не имеет права выводить ополчение за пределы страны, обязан созывать сейм не реже чем раз в два года, обязан стоять на страже мира между подданными разных вероисповеданий, содержать войско, а при принятии важнейших решений советоваться с сенаторами. Последний пункт содержал постановление, что если монарх нарушит закон, подданные могут отказать ему в повиновении. Одновременно между шляхтой и каждым новым королем перед его избранием заключался специальный договор («пакта конвента»). Это был своеобразный индивидуальный контракт, который определял обязанности новоизбранного монарха.

В свою очередь эпоху выборных королей можно разделить на периоды господства режима «шляхетской демократии» (1573—1648), «магнатской олигархии» (1648—1764), попыток проведения реформ государственного строя (1764—1795).

По мере ограничения королевских полномочий расширились функции сеймов. В то же время они начинали работать все менее эффективно, потому что соймовая трибуна становилась чще всего ареной столкновений свое корыстливых интересов магнатских кланов. Постепенно усиливалось убеждение, что задача сойма заключается не в принятии новых законов и изменении существующего права, но только в том, чтоб обеспечить сохранение независимости и исполнение ранее принятых правовых норм.

С середины XVIIв. роль соймов в управлении государством уменьшается, зато все большее влияние приобретают конфедерации — союзы и группировки магнатов и шляхты. Конфедерации были двух видов: обычные (собирались шляхтой одного воеводства) и генеральные (участвовала шляхта из всех или большинства воеводств). Руководящим органом конфедерации была вальная рада (генеральность), соответствовавшая сойму. Во главе ее стоял маршалок. Решения конфедерации принимались большинством голосов, право либерум вето отсутствовало. Конфедерации часто создавались для того, чтобы продемонстрировать отказ шляхты подчиняться королю. Хотя в 1717 г. конфедерации были запрещены, но в XVIIIв. они продолжали собираться и были направлены в основном против централизаторских устремлений королей Речи Посполитой.

Расширение компетенции сеймиков. Из-за трудностей с регулярным взиманием налогов, необходимых на содержание наемных войск, расчеты с солдатами, которых вербовали на общественные средства, постепенно взяли на себя казначейские комиссии сеймиков, в обход подскарбия (королевского казначея) и государственной казны. Это позволяло сеймикам косвенно влиять на организацию вооруженных сил. Кроме того, сеймики по-прежнему занимались важными вопросами местного самоуправления: обеспечивали внутреннюю безопасность благодаря содержанию «повятовых солдат», которые вели борьбу с разбоями, заботились об обороноспособности, организовывали смотр ополчения, выбирали судебных чиновников.

Повышение роли сеймиков в условиях, когда шляхта зачастую зависела от магнатов, усиление магнатских партий, трудности с созывом сейма в военное время и нарастание хаотичности в его работе — все это подрывало значение парламента.

Таким образом, на протяжении ХVIIв.государственный аппарат Речи Посполитой приходил в негодность. Действия Севарной войны и следующее переобразование Речи Посполитой в объект постоянного уменьшения снаружи и политического манипулирования ставили со всей остротой вопрос о государственных переобразованиях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]