Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭУМК по ИГПБеларуси.doc
Скачиваний:
198
Добавлен:
18.11.2018
Размер:
2.21 Mб
Скачать
    1. 3.4 Судебно-процессуальное право. Изменения в судопроизводстве в xvIв.

По Статуту 1588 г. процессуальное право было единым и для уголовных, и для гражданских дел. Преобладал исковой характер процесса, согласно которому истец сам должен был собирать доказательства, предъявлять их суду и поддерживать обвинение. На любой стадии процесса истец мог отказаться от иска или обвинения, заключить мировoe соглашение или помиловать преступника. Если обвинение не находило подтверждения, истец мог быть привлечен к ответственности.

Роль суда при исковом судопроизводстве была сравнительно пассивной, он как бы суммировал доказательства, которые представляли стороны, а затем выносил решение или приговор на основании формальной оценки доказательств в зависимости от их количества, ранее предусмотренной в законе силы.

По Статуту 1588 г. субъекты процесса имели разную процессуальную правоспособность. Полной процессуальной правоспособностью пользовались наиболее богатые феодалы. Челядь дворная и феодально-зависимые крестьяне были лишены правоспособности. За них в судах должны были выступать паны или, по поручению последних, адвокаты или другие представители феодалов.

Судебный процесс начинался с подачи жалобы («протеста»), после чего формировалась повестка. Она одновременно была вызовом в суд и исковым заявлением с пересказом сути дела. Повестка вручалась ответчику через посыльного, о чем делалась соответствующая запись в судебной книге .

Taким образом, в процессе участвовали две стороны: тот, кто возбуждал дело, относился к стороне истца, тот, кто отвечал или обвинялся, — к стороне ответчика.

Основным процессуальным долгом сторон было правильное ведение процесса. Процессуальные права сторон были довольно широкими и давали им возможность активно влиять на весь ход процесса.

При судах работали профессиональные адвокаты (прокураторы). При необходимости представители сторон имели право пользоваться их услугами. Как правило, адвокаты имели специальную юридическую подготовку, которую получали не только в Кракове и Вильне, но даже в Италии, ряде других государств.

Общая территориальная подсудность дел в отношении к вольным людям определялась согласно обычному праву: по месту жительства ответчика по гражданским делам и в месте, где произошло преступление, по уголовным. Стороны имели право заключать договор об изменении подсудности (территориальной и др.).

До 1564 г. крупные феодалы пользовались правом исключительной подсудности: их дела рассматривал великокняжеский суд, что усложняло порядок представления им исков мелкими и средними феодалами.

В процессуальном законодательстве важное значение придавалось определению средств, с помощью которых суд мог делать выводы о правах и обязанностях сторон и принимать соответствующее решение. Теория формальных доказательств, которая господствовала в феодальном процессуальном праве, основывалась на установленной в законе силе доказательств, которые делились на конкретные и неконкретные («доводы полные» и «неполные»). Количество и качество доказательств определялось для каждой категории дел отдельно. Например, при рассмотрении тяжб о собственности на землю требовалось, чтоб каждая сторона представляла по девять свидетелей. По другим делам хватало двух свидетелей.

Важнейший принцип процессуального права Великого Княжества Литовского заключался в том, что истец по гражданским делам должен был привести факты, которые бы свидетельствовали о наличии вреда, а по уголовным делам — вины. Никто не мог быть осужден без наличия полноты необходимых доказательств. Закон предусматривал освобождение подсудимого от наказания при недостаточности улик и при появлении у суда сомнений в его виновности. При одинаково неполных доказательствах истца и ответчика суд отдавал преимущество последнему.

Основными видами доказательств считались объяснения сторон, их признания; показания свидетелей; клятва; письменные и предметные доказательства; выводы и объяснения экспертов. Объяснение истца или ответчика занимало одно из центральных мест в системе судебных доказательств. Признание ответчиком иска, сделанное в суде, рассматривалось, как полное доказательство и было достаточным основанием для принятия судебного решения. Ответчик, или подсудимый, признавший иск или обвинение, лишался права обжаловать постановление суда, в основу которого было положено его признание.

Самыми распространенными доказательствами были показания свидетелей. Статут 1588 г. определял, кто мог быть свидетелем, и процессуальную процедуру получения показаний. Присяга и клятва считались вспомогательными доказательствами и обычно использовались, когда показания свидетелей или других доказательств для решения дела было недостаточно. Высшей степенью точности, как считалось, обладали свидетельства духовных и должностных лиц государственной администрации.

В процессе рассмотрения гражданских дел важное значение придавалось письменным доказательствам, так как закон требовал заключать договоры в письменной форме. Все эти акты составлялись по определенной форме, что требовало наличия определенных реквизитов (подпись, печать). Наиболее важные из актов регистрировались в судебных книгах. Подделка письменных доказательств наказывалась смертью. Вещественное доказательство рассматривалось как самое важное, особенно если преступник был задержан на месте преступления.

В соответствии с законодательством Великого Княжества Литовского по наиболее тяжелым преступлениям (государственные, военные, некоторые криминальные) розыск, следствие и суд были обязательными, независимо от того, или делалось потерпевшим, соответствующим заявление. Предыдущее следствие по наиболее тяжелым и опасным преступлениям производилось соответствующими лицами государственного аппарата: обычно старостами, их заместителями или замковыми судьями. Они выезжали на места, опрашивали свидетелей, подозреваемых, записывали их показания и передавали в суд, который рассматривал дело. В качестве гарантии от злоупотреблений служебными лицами и исключения возможного отказа подозреваемого или свидетеля в суде от своих показаний на предыдущем допросе присутствовали понятые («два шляхтича веры годные»).

Непосредственное рассмотрение дел начиналось с объявления суда о начале судебного процесса и вызове на судебное заседание сторон. Первым излагал свои требования истец, потом ответчик давал по ним объяснения. Истец имел возможность опровергать противоречия ответчика, а ответчик — утверждения истца. После выступления сторон, их адвокатов, исследования доказательств, принятия присяги сторон и свидетелей суд приступал к вынесению решения (приговора, декрета). Откладывать вынесение решения суд мог не более чем на три дня. Истец и ответчик по большинству дел имели право подать апелляцию в высший суд, но об этом они должны были заявить сразу в суде после вынесения решения. Когда такого заявления не поступала, то постановление суда приобретало законную силу и подлежало выполнению.

Таким орбразом, анализ норм процессуального права, написанных в Статуте 1588 г., показывает, что на уровне их теоретической разработки они на тот момент были довольно развитыми, регулировали все основные действия суда и участников процесса. Получила развитие новая теория доказательств, созданная на логическом методе их оценки, при сохранении формальных доказательств, что было свойственно феодальному праву. Новая теория основывалась на совокупной оценке письменных и вещественных доказательств, показаниям сторон, свидетелей — на таких средствах, которые бы могли логически переубедить судей. Хотя эта теория в Великом Княжестве Литовском еще не стала доминирующей, однако она значительно повлияла на дальнейшее развитие судопроизводства.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите новые, буржуазные черты, которые присущи судебной системе ВКЛ в XVIв.

  2. Высшие суды: виды, состав суда, компетенции, порядок заседаний, юридическая сила решений.

  3. Местные суды: виды, состав суда, компетенции, порядок заседаний, юридическая сила решений.

Семинарское занятие

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]