Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Исаков В Б Госпереворот Парламентские дневники 1992 1993 Специально для системы -2.rtf
Скачиваний:
6
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
1.54 Mб
Скачать

Снова Мюнхен Висячие сады монетаризма

Нет, никто не объяснит суть экономической реформы лучше, нежели ее творцы и созидатели. Вот эти слова из бюджетного послания президента стоит выделить и запомнить: "Ограничение прироста денежной массы - массовые банкротства предприятий и безработица населения - резкое падение платежеспособного спроса и инвестиционной активности - падение цен - структурный перелив капитала".

Здесь - краткий конспект того, что делает и собирается делать в ближайшее время российское правительство. Для отвода глаз сделана оговорка, что для России в силу "сложившейся структуры экономики" и "остроты социальных проблем" эта классическая формула монетаристского регулирования неприменима. Но это для легковерных. На самом же деле и бюджетное послание президента, и программа "углубления реформ", и что самое главное практическая деятельность правительства идут точнехонько в русле пресловутой "классической формулы". Кошмарный сон Веры Павловны?

По знакомым рецептам

Опубликованы "первоиюльские" указы президента. В них - очередной "пакет" революционных мер. Государственным предприятиям, измотанным неплатежами, налогами, разрывом хозяйственных связей, неразберихой в управлении, вынужденным сокращать производство и занятость, предписано в кратчайший срок преобразоваться в акционерные общества открытого типа.

Поражает размах предполагаемой реорганизации. Под нее попадают все предприятия, производственные и научно-производственные объединения (кроме совхозов), находящиеся в федеральной собственности, а также собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. При этом президента и его советников, похоже, ничуть не смущает явное превышение полномочий, вторжение в сферу властных полномочий субъектов Федерации - самостоятельных полноправных собственников.

Из-под метлы повальной реорганизации исключены предприятия с долевым участием иностранных инвестиций - так называемые "СП". Это и понятно: иностранный собственник подобных "шуток" со своим имуществом не потерпит - быстренько заберет капиталы домой, да еще иск предъявит. А со своими - можно. Процедура реорганизации предприятий в акционерные общества содержит немало оригинальных моментов, воскрешающих давно забытые традиции борьбы с "классовым врагом". Первым делом создается чрезвычайный орган в количестве 3-5 человек -"тройка"- именуемая "рабочей комиссией по приватизации". Если администрация упирается, тянет волынку, ей же хуже - упомянутый орган может быть создан самим трудовым коллективом и даже одним из его подразделений. Участие представителя администрации в последнем случае не обязательно.

С момента создания, "тройка" наделяется поистине диктаторскими полномочиями: разрабатывает план приватизации предприятия, согласовывает и подписывает акт оценки имущества, разрабатывает устав акционерного общества, привлекает к работе экспертов и консультантов (и оплачивает их работу), дает обязательные указания администрации. Словом, "мини-ГКЧП" или государственный переворот в масштабе отдельно взятого государственного предприятия.

За что же недоверие такое администрации, которая худо-бедно, но все же служила государству, а кое-где даже избрана трудовым коллективом с соблюдением всех демократических процедур? В этом-то и вина ее: "служба государству", "защита интересов коллектива" - это теперь песни застойных времен.

Впрочем, в указе все же записали, что администрация предприятия трансформируется в органы управления акционерного общества. Бросили кость. Но не стоит особенно обольщаться: в течении года должно состояться собрание акционеров, которое в соответствии с уставом сформирует новые органы управления. Если же контрольный пакет акций закрепляется за государством, то дело еще проще: комитет по управлению госимуществом вправе в любой момент расторгнуть контракт с администрацией и пригласить будущего собственника вступить в права владения имуществом на началах "доверительного управления".

Все это удивительно напоминает опыт "приватизации" колхозов в период оккупации, о котором с восторгом не по уму рассказывал на апрельском собрании граждан в Кремле один из его участников: "Немец пришел, сказал, чтобы разобрали скот по домам. И через 15 минут колхоза не было!"