Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Исаков В Б Госпереворот Парламентские дневники 1992 1993 Специально для системы -2.rtf
Скачиваний:
6
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
1.54 Mб
Скачать

Позиции оппозиции

"Убедительная победа - сокрушительное поражение" - примерно в таком диапазоне колеблются оценки места и роли оппозиции на прошедшем Съезде. Как бы там ни было, оппозиция замечена. Пожалуй, впервые после 3 Съезда она заявила о себе как самостоятельная и активная политическая сила.

В одном из послесъездовских интервью президент России признал "тактическую победу" оппозиции. Это само собой, ведь нельзя же отдать ей стратегическую победу. Стратегическая победа за ним, президентом! И все же позволю себе не согласиться с подобным "дележом трофеев". Еще до Съезда в обществе произошло серьезное, стратегического характера, изменение в соотношении сил: стратегическая база поддержки политики президента Ельцина значительно сократилась. Отчетливо чувствовалось это и на Съезде. И некоторое "шевеление" оппозиции на этом фоне создало явно преувеличенное представление о ее "победах". Нельзя отрицать тем не менее, что оппозиция вышла со Съезда более сплоченной и организованной, чем была до его начала. Исходный импульс дан. Задача теперь в том, чтобы превратить парламентскую оппозицию в серьезный фактор политической жизни.

И один раз - отрежь

Трудно придумать более занудного занятия, чем голосование поправок: читается текст поправки, депутат выступает "по мотивам", голосование... И так часами! По телевидению эту часть работы Съезда не показывают и правильно делают - зрелище было бы чересчур утомительным. Но именно эта "скучная работа" - самый нормальный и естественный способ конституционной реформы. Внесение поправок в Конституцию позволяет отразить назревшие изменения и в то же время - обойтись без "революционной ломки", сохранить преемственность и разумную постепенность, адаптироваться в меняющемся мире.

Увы, у нас другие традиции: нетерпеливо перевернуть страницу, начать с чистого листа, а старый - выдрать или заклеить, будто его и не было никогда. Не закончив первого шага, делаем второй, третий, а в результате - с разбитым носом... Одна из наиболее острых дискуссий на Съезде возникла вокруг конституционных поправок о праве Верховного Совета контролировать назначение членов правительства и создание новых федеральных органов. Такое право у Верховного Совета было, но в связи с учреждением поста президента от него отказались, передав все полномочия по формированию правительства президенту. И совершенно напрасно, ибо отсутствие парламентского контроля породило перманентные кадровые перетряски, безудержное размножение правительственных структур, калейдоскоп случайных, не вызывающих доверия фигур в правительстве. Отстранение Верховного Совета от всякого влияния на формирование правительства явилось едва ли не основной причиной разрастания противоречий между законодательной и исполнительной властью.

В отличие от С. Шахрая, я считаю парламентский контроль за составом и структурой правительства не ущемлением прерогатив президентской власти, а необходимым элементом сотрудничества между властями. Никого не удивляет, что президент подписывает принимаемые парламентом законы. Тем самым он подтверждает готовность исполнительной власти следовать этому закону, претворять его в жизнь. Нормальная форма взаимодействия властей. Точно так же парламент должен иметь право согласовывать назначение хотя бы некоторых ключевых фигур кабинета министров, выдавая им тем самым "аванс доверия" и подтверждая свою готовность к сотрудничеству.

К сожалению, решить проблему на данном Съезде так и не удалось. Всего 10 голосов до конституционного большинства не добрала поправка, предусматривающая согласование с парламентом восьми ключевых министерских постов - обороны, государственной безопасности, внутренних дел, экономики, финансов, юстиции, иностранных дел, печати и массовой информации. Депутаты получили предметный урок: год назад, не разобравшись, не выслушав аргументы, легко и бездумно "нажали кнопки", сегодня - с проклятиями и скрежетом зубовным пытаются "отработать назад". И не получается.

Понимая, что для подобной поправки все же были серьезные основания, Б. Ельцин в заключительном слове пообещал впредь согласовывать свои назначения с комитетами и комиссиями Верховного Совета, а также "подстричь" неоправданно разросшиеся управленческие структуры.

Любопытно, что под крики о замышляемом на Съезде покушения на права президента, его конституционные полномочия не только не уменьшились, но были даже расширены. Согласно одной из принятых поправок, президент России подчиняется отныне только Конституции и законам, постановления и иные акты законодательных органов для него не имеют обязательного значения.