Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Исаков В Б Госпереворот Парламентские дневники 1992 1993 Специально для системы -2.rtf
Скачиваний:
6
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
1.54 Mб
Скачать

Лозунговая анестезия По отработанной методе

Все терпел президент - "половинчатое" решение по "делу КПСС", признание законным Фронта национального спасения, но когда Конституционный суд России отменил его указ по Мордовии, признал законными выборы в Челябинске и незаконным образование ФИЦа - терпение вышло. И указал "зарвавшемуся" Конституционному суду его место - лишил его монарших (то бишь президентских) милостей.

Многочисленные отечественные и зарубежные "правозащитники", бурно ликующие по поводу легализации гомосексуализма в России, обошли полным молчанием факт нарушения статуса Конституционного суда. А чего, собственно, беспокоиться? Если президент - демократ, то все, что он делает, демократично по определению. И если президент унижает Конституционный суд, стало быть, так и надо для утверждения демократии в России.

Набираю телефон Верховного Совета Мордовии. Алло, Саранск? Конституционный суд России признал ваше решение законным, а указ президента - не соответствующим Конституции. Как выполняется решение суда? А никак. Правительство России по-прежнему поддерживает контакт с "упраздненным" президентом Мордовии Гуслянниковым и его не работающим правительством. Вновь избранное правительство Мордовии - "вне закона".

Звоню в Челябинск. Там та же картина. Решение Конституционного суда не исполняется, нормальная работа исполнительной власти парализована.

Нужно быть совсем слепым, чтобы не понять очевидного - кто будет следующей жертвой, если Б. Ельцину удастся свалить Верховный Совет России и Съезд народных депутатов. Ей станут представительные органы власти субъектов Федерации и независимые главы администраций, органы суда и прокуратуры. Метод действий отработан до блеска еще со времени борьбы с союзным центром: экономическая дестабилизация (по принципу "чем хуже, тем лучше"), развал системы управления, внесение раскола и конфронтации, массированная кампания лжи в средствах массовой информации.

Союз ССР сожгли, чтобы выкурить из Кремля Горбачева. Теперь Россию разваливают, чтобы отстранить от власти Руцкого, Хасбулатова и Зорькина.

Кому - вершки, кому - корешки

Еще в феврале президент Российской Федерации представил для обсуждения интересный документ - "Основные направления социальной политики Российской Федерации на 1993 год" - который неслышно прошелестел по комиссиям и комитетам, прошел "вторым экраном" на совместном заседании и канул в архив, увенчанный стандартной, ничего не значащей формулировкой "принять к сведению". Посмотрим поближе, что же "приняли к сведению" народные депутаты.

Начав с вполне благонамеренной фразы о "формировании рыночной среды" и "запуске рыночного механизма", правительственный документ раскрывает поистине катастрофические последствия "шоковой терапии" для социальной сферы. В 1992 году существенно снизились реальные доходы в расчете на душу населения. Потребительские цены по сравнению с декабрем 1991 года выросли в 26 раз, а денежные доходы населения - только в 10,4 раза.

Снижение доходов населения привело к заметному ухудшению структуры потребления. Доходы граждан направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, продуктов питания и оплату коммунальных услуг. Шоковое повышение цен было несколько смягчено использованием ранее накопленных товаров и запасов. Однако в настоящее время этот источник поддержания уровня жизни практически исчерпан.

Каким же образом правительство намерено распутывать этот тугой клубок социальных проблем? Если отшелушить красивые, но совершенно бессодержательные фразы об "активной направленности социальной политики" и "дифференцированном подходе", остается, по сути дела, одно: за федеральным центром предполагается оставить "общие принципы социальной политики", "минимальные стандарты и гарантии", а всю тяжесть финансирования социальных программ возложить на предприятия, внебюджетные фонды и местные бюджеты.

Социальная политика, утверждается в документе, должна строиться на основе комплекса научно обоснованных нормативов. Основной из них - минимальный потребительский бюджет, включающий набор товаров и услуг, удовлетворяющих основные материальные и духовные потребности человека и обеспечивающий нижнюю границу нормального уровня жизни и воспроизводства населения.

Далее цитирую документ дословно: "В условиях кризисного состояния экономики обеспечить этот минимум пока невозможно. Поэтому в 1993 году в качестве временного базового норматива может применяться бюджет прожиточного минимума, рассчитанный исходя из минимальных физиологических норм потребления важнейших продуктов питания, предметов одежды, санитарии и гигиены, лекарств, жилищно-коммунальных услуг." На этот минимум, не обеспечивающий даже простого воспроизводства, государство намерено ориентироваться, устанавливая минимальный размер оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат.

От предложения назвать официальные цифры минимального потребительского бюджета и бюджета прожиточного минимума министр труда Р. Баткаев уклонился, поскольку эти цифры "вызывают не очень здоровый ажиотаж"...

Документ констатирует поистине трагическую ситуацию, сложившуюся в сфере охраны труда и социального страхования. Ежегодно в народном хозяйстве России происходит свыше 400 тысяч несчастных случаев на производстве, из них более 8 тысяч - со смертельным исходом и около 15 тысяч человек становятся инвалидами. По числу жертв - это афганская война каждые два года! И вот в таких то условиях управление охраной труда практически развалилось: службы охраны труда в министерствах, ведомствах, концернах и ассоциациях сведены до минимума либо вовсе ликвидированы.

Отдельная тема - кризис здравоохранения, образования, науки, культуры. Резкий рост цен на промышленную, сельскохозяйственную и строительную продукцию, потребляемую этими отраслями, привел к необходимости значительного увеличения средств на их содержание. Но обеспечить объемы финансирования социальной сферы пропорционально росту цен не удалось. В здравоохранении усилилось разрушение материально-технической базы, начали закрываться лечебные учреждения, в больницах не хватает медикаментов, в аптеках - необходимых лекарств. Многие объекты культуры на грани разорения и закрытия. Из-за снижения платежеспособности населения при многократном удорожании строительства нависла угроза резкого сокращения кооперативного и индивидуального строительства жилья. В особенно тяжелом положении оказалась социальная сфера села. При передаче государственной и колхозной собственности фермерским и другим мелким хозяйствам объектам этой сферы угрожает ликвидация, поскольку они их не в состоянии содержать.

Какие же выходы предлагает правительственная программа в столь критической ситуации? Ответ стоит процитировать дословно: "Очевидно, что сохранять непомерно разросшийся кадровый потенциал российской науки не следует. В нынешних условиях необходимо не допустить стихии в этом процессе и выработать политику, обеспечивающую поддержку лучших кадров..." Аналогичный незамысловатый рецепт прописан и для сферы культуры: "Намечается провести инвентаризацию сети учреждений культуры, реформировать те из них, услуги которых не пользуются спросом населения, передать высвобождающиеся средства дееспособным учреждениям".

Разумеется, есть в "Основных направлениях" и дельные предложения, здравые мысли. Но очевидно другое: проблемы социальной сферы, которые сегодня предельно заострились, приобрели кричащий характер - следствие экономического авантюризма, результат ранее принятых ошибочных решений.

Пожалуй, наиболее рельефно это видно в завершающем разделе документа - "Жилищная политика". Открывая его, авторы раздела обозначают высокую политическую цель: "По мере увеличения доходов граждан намечается осуществить постепенный перевод жилищной сферы в безубыточную отрасль экономики". Далее в духе либерализма и рыночных идеалов констатируется, что "каждый гражданин должен иметь право на свободный выбор в удовлетворении своей жилищной потребности по договору найма по социальной норме, путем аренды, приобретения или строительства жилья за собственные средства. Это право может быть обеспечено приемлемым соотношением между стоимостью жилья, включая стоимость коммунальных услуг, и доходами населения". Какие высокие, светлые слова! Как это все прекрасно!

Но затем авторы вынуждены повернуться лицом к "гнусной действительности" во всей ее неприглядности: "В настоящее время из-за низкого уровня доходов подавляющего большинства населения приобретение жилья за собственные средства практически недоступно. Действующий размер квартирной платы привел к полному развалу жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому ее повышение неизбежно. Однако, если это повышение проводить без соответствующих компенсаций, то возможен массовый отказ от квартплаты и оплаты жилищно-коммунальных услуг, насильственное взыскание которых или меры выселения могут привести к социальному взрыву". Короче, "и есть хочется, и похудеть хочется..."

В качестве рекомендации авторы раздела советуют "начать формирование фондов социального жилья, предоставляемого населению в пределах социальной нормы безвозмездно". Дорогие мои, сознавая необходимость формирования фондов социального жилья, зачем же вы так глупо, так бездарно разбросали его в процессе приватизации?

В отзывах комиссий и комитетов отмечается, что "Основные направления" не увязаны с источниками финансирования и носят лозунговый характер. Но окончательную точку в дискуссии поставил сам президент. В указе от 3 июня 1993 г. "О некоторых мерах по сдерживанию инфляции" он записал: "Признать необходимым с 1 июля 1993 г. и до конца текущего года не принимать... решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов". Тут и сказке конец.