Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Исаков В Б Госпереворот Парламентские дневники 1992 1993 Специально для системы -2.rtf
Скачиваний:
6
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
1.54 Mб
Скачать

Добиваться, подталкивать, закреплять... Концепция есть!

В Верховном Совете распространен обширный 58-страничный документ, озаглавленный не без претензии на значительность - "Концепция внешней политики Российской Федерации". В сопроводительном письме, завизированном министром иностранных дел А. Козыревым, сообщается, что концепция - итог совместной работы МИДа, других ведомств, научных и общественных кругов. Концепция обсуждена и одобрена на заседании Совета по внешней политике и доложена президенту Российской Федерации. Подчеркивается, что МИД РФ исходит из нее в своей практической деятельности.

Наивно полагать, что в дипломатическом документе, предназначенном для публичного обсуждения, цели и принципы политики будут изложены открыто и честно: кто-кто, а уж дипломаты умеют использовать язык так, чтобы скрыть свои мысли. И тем не менее, документ вышел во многих отношениях интересным. Во избежание недоразумений предупрежу, что все фрагменты, приведенные в кавычках, взяты из текста "Концепции", ну а комментарии и оценки, естественно, на совести автора.

Фундаментальные предпосылки

Что представляет собой современный мир? Каковы определяющие тенденции его развития, основные противоречия? Каково место России в этом меняющемся мире? Другими словами, каковы те фундаментальные предпосылки, на которых основывается внешняя политика Российской Федерации? Ознакомление с "концепцией" позволяет в числе наиболее важных выделить три.

Первая: "Прекращение политики, проходившей под знаком борьбы "двух систем", сделало ненужной большую часть накопленных в эпоху противоборства вооружений... Кончилась борьба идеологий... Исчезла мотивация "западной солидарности"... Запад перестает быть военно-политическим понятием в традиционно силовом смысле"... "Россия априорно не рассматривает ни одно государство ни как враждебное, ни как дружественное".

Стремление принять желаемое за действительное - понятное и вполне простительное свойство человеческой психики, но оно крайне опасно, когда на подобных предпосылках строится государственная политика. Элементарный анализ показывает, что мир не становится безопасней, не сглаживаются прежние противоречия, появляются новые. Нарушение геостратегического равновесия, вызванное падением "Восточного блока", сделало ситуацию еще более непредсказуемой. В этих условиях щебетать о "конце борьбы идеологий" может лишь очень наивный политик, либо... сознательный предатель, ведущий свою страну к катастрофе. В 41-м показушное "миролюбие" правителей страны обернулось национальной трагедией, миллионами жертв. Но когда и чему нас учила история?

Другая фундаментальная предпосылка российской политики: главная угроза мировой стабильности сегодня исходит из стран "третьего мира". Именно третий мир с его "глубокими социально-экономическими, национальными и цивилизационными проблемами превращается в основной источник глобальных и региональных угроз предстоящих десятилетий". Как будет строиться политика России по отношению к этому миру? Ответ, скажем прямо, озадачивает: "Нам было бы целесообразно разделить с США ответственность за обеспечение безопасности... В этих целях следует переориентировать наш военный потенциал в направлении обеспечения региональной стабильности, создания совместно с США надежных гарантий общей безопасности... Среди возможных сфер сотрудничества - налаживание мониторинга за действиями амбициозных и непредсказуемых режимов, профилактика локальных конфликтов и кризисных ситуаций... Интересам России отвечает поддержание стабильности на африканском континенте, развитие там демократических процессов, вовлечение африканских стран (51 страна) в общие усилия по формированию нового миропорядка".

Я отнюдь не в восторге от нашей прежней политики в Азии, Африке и Латинской Америке, где мы упорно и не очень успешно строили социализм и коммунизм. Но поворот от "братства и взаимовыгодного сотрудничества" к функциям "массовика-затейника", вовлекающего новые страны в "общие усилия" и претензии на роль подменного патрульного полицейского - не слишком ли это лихо? Не смешны ли мы в этом маскарадном ковбойском костюме?

Третья фундаментальная предпосылка: Россия есть демократическое правовое государство, разделяющее "общее понимание основных ценностей мировой цивилизации". Ее нынешняя политика исходит "не из идеологических установок или потребностей партии, а из фундаментальных общенациональных интересов".

Долг политика, оценивающего других, объективно и трезво оценивать себя. Это мы то демократическое и правовое государство? С каких, простите, пор? Когда успели? С момента антиконституционного развала СССР? Или с момента зачтения Б. Ельциным манифеста на танке? А может о демократизме и законности свидетельствуют едва ли не ежедневные нарушения законов и Конституции вышеупомянутым президентом? Практически стопроцентная монополизация государственного телевидения и радио одной партией?

Неужели кто-то всерьез считает, что целования президентом западных конституций и его карикатурный трибунный антикоммунизм могут кого-то обмануть насчет подлинного состояния демократии в России? Цена нынешней подзаборной "демократии" достаточно хорошо известна на Западе, который тратит деньги, конечно же, не на демократию, а на развал Российского государства.

Еще вчера Россия была столпом и светочем коммунизма, сегодня - глянь - уже машет всему миру фонарем "рыночной экономики" и "общечеловеческих ценностей". Вчера помогали тем, кто за социализм, сегодня - обнимаемся с теми, кто против него. Лозунги поменялись, а существо, стиль политики - до боли знакомы. Та же оглупляющая риторика, те же примитивные идеологические схемы. Плюс выпученные от усердия глаза первого ученика в колледже "цивилизованной западной политики".