Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Исаков В Б Госпереворот Парламентские дневники 1992 1993 Специально для системы -2.rtf
Скачиваний:
6
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
1.54 Mб
Скачать

Переименовать? Запросто!

Одной из сенсаций прошедшего Съезда стало изменение наименования государства: после двухдневной дискуссии "Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика" превратилась в государство с двойным наименованием: "Россия - Российская Федерация".

Будучи сторонником разгрузки законодательства от идеологизированных и политизированных определений, я должен был бы такое изменение только приветствовать. Но здесь не тот случай, когда надо было торопиться. Скажите на милость, разве прежнее название государства мешало нашим администраторам подхватить падающее хозяйство, наладить транспорт, почистить от грязи города? И так ли необходимо для предстоящей реформы начинать ее с сокрушения символов и поголовной смены вывесок? Совершенно очевидно, что изменение названия государства, помимо немалых материальных затрат, повлечет новый тур политической конфронтации, даст пищу для сепаратистских настроений.

Соответствующая поправка голосовалась дважды и два раза не проходила: отличный был повод уйти от этого вопроса вообще. Но председательствующий употребил все свое влияние, чтобы вновь затащить Съезд на "тонкий лед". В ходе рейтингового голосования определилось новое наименование - "Россия". Депутаты приветствовали это решение аплодисментами, стоя. Но вскоре выяснилось, что оно противоречит только что ратифицированным Федеративным договорам, в которых государство именуется "Российская Федерация".

"Ваше решение - лучший подарок сепаратистским силам в наших республиках" - заявил депутат У. Темиров. Началась возбужденное, на повышенных тонах, торжище о том, что должно быть основным названием, а что синонимом - "Россия" или "Российская Федерация". Ни добра, ни согласия в наш дом оно, конечно же, не добавило... Стремясь заглушить разрастающийся скандал, президент и председатель Верховного Совета внесли компромиссное предложение, которое и было принят Съездом. И вновь - с аплодисментами, стоя!

Стоит поаплодировать тому, с каким успехом мы преодолеваем трудности, которые сами себе создаем.

Новая модель Федерации: 1 + 3

Заслоненное шумными политическими баталиями, препирательством законодательной и исполнительной властей, водевильными отставками членов правительства, практически выпало из поля зрения то обстоятельство, что на Съезде произошла серьезная реконструкция национально-государственного устройства России. Одобрены и включены в состав Конституции три Федеративных договора и дополнительные протоколы к ним. Из конституционной федерации Россия превратилась в конституционно-договорную.

Буквально на следующий день новая модель Федерации прошла проверку на прочность. Одна из поставленных на голосование конституционных поправок давала право Верховному Совету России отрешать от должности президентов республик, распускать Верховные Советы республик, Советы краев и областей в случае неисполнения ими решения Конституционного Суда РФ. После бурной дискуссии и даже попыток торга (мы вам - новое наименование, вы нам - поправку), она не была принята, так как существенно нарушала баланс полномочий в пользу федеральных органов власти.

Дискуссия по этому вопросу показала, что, проголосовав на эмоциональной волне за Федеративные договоры, далеко не все депутаты поняли серьезность этого шага. А смысл очень простой: Съезд добровольно отказался от немалой части своей власти, от права в одностороннем порядке решать вопросы совместной компетенции, "зафлажковал" себя во всем, что касается судеб Федерации. Напомнив об этом на одном из крутых поворотов дискуссии, я почувствовал на себе сотни колючих, неприязненных взглядов: как это - теперь не имеем права? "Дорогие мои - хотелось крикнуть, - что ж вы не читаете, не думаете, за что голосуете!"

Состоявшаяся на Съезде реформа Российской Федерации вызывает у меня неоднозначные чувства. Объективно она необходима и неизбежна: на смену зацентрализованной командно-административной системе рано или поздно должна прийти и придет новая модель отношений регионов и центра, отражающая возросший авторитет и самостоятельность субъектов Федерации. Попытки "держать и не пущать" не укрепили бы государство, а резко ускорили процессы его распада. Но крайне опасно, что эта реформа началась в условиях распада союзного государства, экономического кризиса и беспринципной борьбы за передел власти - далеко не лучшее время для поиска мудрых государственных решений.

Сегодня Федеративные договоры - реальность. Нельзя растрясти их на ухабах внутренних неурядиц, превратить в пустую бумажку, разменную монету в борьбе за власть. Надо нарастить на них ткань доверия и реальную практику новых, более разумных отношений. Только в этом случае они послужат благу России.