Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международное частное право - Учебник (Богуславский).doc
Скачиваний:
78
Добавлен:
17.04.2014
Размер:
12.05 Mб
Скачать

§ 4. Форма договора

Особый подход проявляется в отечественном законодательстве к при­менению права в отношении формы внешнеэкономических сделок. Деист-

202

Глава 8. Внешнеэкономические сделки

203

§ 4. Форма договора

вующее законодательство исходит из правила, согласно которому форма внешнеэкономических сделок, в которых участниками являются наши ор­ганизации, всегда определяется только по российскому праву.

Статья 165 Основ гражданского законодательства 1991 года предус­матривает, что «форма внешнеэкономических сделок, совершаемых со­ветскими юридическими лицами и гражданами, независимо от места со­вершения этих сделок, определяется законодательством Союза ССР».

Внешнеэкономические договоры должны совершаться российскими предприятиями и гражданами в письменной форме. Несоблюдение пись­менной формы влечет за собой недействительность внешнеэкономической сделки (п. 2 ст. 30 Основ). Это значит, что письменные доказательства (переписка, выставление счета и т.д.) в подтверждение заключения внеш­неэкономической сделки не допускаются.

Письменная форма для внешнеторговых сделок рекомендуется и Мо­дельным гражданским кодексом государств — участников СНГ. Согласно п. 2 ст. 1216 этого кодекса, внешнеторговая сделка, хотя бы одним из участников которой является юридическое лицо или гражданин соответст­вующего государства, «совершается, независимо от места заключения сделки, в письменной форме».

Ранее правило об обязательности письменной формы (ст. 125 Основ, 1961 г., ст. 45, 464 ГК РСФСР) распространялась и на порядок подписа­ния внешнеторговых сделок.

Законодательство устанавливало для внешнеторговых сделок, совер­шаемых советскими организациями, не только письменную форму, но и оп­ределенный порядок их подписания (согласно постановлению Совета Ми­нистров СССР от 14 февраля 1978 г. «О порядке подписания внешнетор­говых сделок»). Внешнеторговые сделки, заключаемые советскими орга­низациями, правомочными совершать внешнеторговые операции, должны были подписываться двумя лицами. Право подписи таких сделок имели ру­ководитель и заместители руководителя организации, руководители фирм, входящих в состав этой организации (например, всесоюзного хозрасчетно­го внешнеторгового объединения), а также лица, уполномоченные дове­ренностями, подписанными руководителем организации единолично, если уставом (положением) организации не предусматривалось иное.

Внешнеторговая арбитражная комиссия всегда исходила из того, что соблюдение советских законов, предусматривающих письменную форму для совершаемых советскими организациями сделок по внешней торговле и определенный порядок их подписания, является условием действитель­ности этих сделок, независимо от того, по какому закону (советскому или иностранному) должны быть в данном случае определены права и обязан­ности сторон.

Таким образом, положение ст. 125 Основ гражданского законодатель­ства 1961 года, касающееся формы и порядка подписания внешнеторго-i

вых сделок, совершаемых советскими организациями, закрепило сложив­шуюся у нас в стране арбитражную практику по этому вопросу. Коллизи­онная норма, установленная данной статьей, связана с материальной нор­мой ст. 14 тех же Основ 1961 года, из которой следует, что если не соблю­дены нормы советского законодательства о форме и порядке подписания внешнеторговой сделки, то сделка должна считаться недействительной.

Введение на территории России с 3 августа 1992 г. Основ гражданско­го законодательства 1991 года, не предусматривающих обязательного применения особого порядка подписания сделок двумя лицами, приводит к выводу, что ранее установленный порядок подписания внешнеторговых сделок и последствия его несоблюдения с введением Основ 1991 года в действие не должны рассматриваться как обязательное требование зако­нодательства, подлежащее применению в России. Порядок подписания внешнеторговых сделок двумя лицами подлежит применению лишь в слу­чаях, предусмотренных учредительными документами (уставами, положе­ниями) соответствующих российских участников внешнеторговых сделок.

Так, Устав государственного унитарного предприятия В/О «Техно-промэкспорт» 1997 г. предусматривает, что внешнеторговые сделки под­писываются двумя лицами (ст. 61).

Иначе этот вопрос решается законодательством Украины. Согласно ст. 6 Закона о внешнеэкономической деятельности от 16 апреля 1991 г., в случае, если внешнеэкономический договор (контракт) подписывается физическим лицом, требуется только подпись этого лица. От имени других субъектов внешнеэкономической деятельности внешнеэкономический до­говор (контракт) подписывают два лица: лицо, обладающее таким правом согласно должности в соответствии с учредительными документами, и лицо, уполномоченное доверенностью, выданной за подписью руководите­ля субъекта внешнеэкономической деятельности единолично, если учре­дительные документы не предусматривают иное.

Что же касается обязательности письменной формы внешнеэкономи­ческих сделок для любого российского участника, независимо от времени и места их совершения, то это требование сохраняется. При этом следует иметь в виду, что при присоединении СССР в 1990 году к Венской конвен­ции о договорах международной купли-продажи товаров Советским Со­юзом была сделана оговорка относительно недопустимости заключения таких договоров в любой форме. Конвенция исходит из того, что не требу­ется, чтобы договор заключался или подтверждался в письменной форме или подчинялся этому требованию в отношении формы. Наличие договора может доказываться любыми средствами, включая свидетельские показа­ния (ст. 11). Однако в соответствии со ст. 96 конвенции государство, за­конодательство которого требует, чтобы договоры купли-продажи заклю­чались или подтверждались в письменной форме, может сделать заявление о неприменимости положения конвенции, допускающего использование