Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международное частное право - Учебник (Богуславский).doc
Скачиваний:
78
Добавлен:
17.04.2014
Размер:
12.05 Mб
Скачать

85

§ 3. Система коллизионных норм

Глава 3. Общие понятия международного частного права

84

обязанности сторон по обязательствам, возникающим вследстие такоп! причинения вреда, будут определяться по праву страны, где имело место! действие, послужившее основанием для требования о возмещении вреда| (ст. 167 Основ гражданского законодательства 1991 г.).

В семейном праве применяется закон места заключения брака (lex /oci| celebrations). Так, в частности, этот принцип применяется в отношенш формы и порядка заключения брака в ст. 156 СК РФ. Ранее до принятия?! СК РФ он применялся в отношении условий заключения брака в Основах! законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, в| ст. 161 КоБС России. В силу применения этого принципа создавалось такое положение, при котором брак, заключенный в РФ российской граж-| данкой с иностранцем, будет действительным по нашим законам, но мог| быть признан недействительным за границей. Такой брак, если при его за­ключении было нарушено законодательство страны, гражданином которой! являлся один из вступающих в брак, станет «хромающим браком». Из| этого примера видно, что путем применения коллизионных норм, содер-1 жащихся во внутреннем законодательстве одной страны, не всегда могут! быть преодолены те коллизии, которые возникают вследствие расхожде-| ния законов различных государств.

Говоря о коллизионных нормах, следует указать и на закон суда (1ех\ fori), т.е. закон той страны, где рассматривается спор (в суде, арбитраже! или в ином органе). Согласно этому принципу, суд или иной орган госу-| дарства должен руководствоваться законом своей страны, невзирая на| иностранный элемент в составе данного отношения. Например, общепри-1 знанно, что в вопросах гражданского процесса суд и при рассмотрена дела с иностранным элементом в принципе применяет свое право. В Ос-| новах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля! 1993 г. указывается, что нотариус в соответствии с законодательством РФ1 и международными договорами применяет нормы иностранного права (см.] гл. 17).

Выше рассматривались в основном коллизионные нормы, установлен-! ные в законодательных актах, действующих в России. Расширение в пос-1 ледние годы числа таких коллизионных норм позволяет утверждать, что в| нашем праве складывается определенная система коллизионных норм.

Коллизионные нормы содержатся и в международных договорах РФ,! прежде всего в договорах о правовой помощи по гражданским, семейным] и уголовным делам, а также в консульских конвенциях.

Таким образом, коллизионные нормы могут содержаться как во внут­реннем законодательстве, так и в международных соглашениях.

Следует обратить внимание на то, что не всегда все вопросы по одному и тому же отношению с иностранным элементом разрешаются на основе применения одной и той же коллизионной привязки. Иногда существо дан­ного отношения (права и обязанности сторон) в силу коллизионной нормы

подчинено праву одного государства, а специальные вопросы (правоспо­собность и дееспособность сторон, форма сделки) — праву другого госу­дарства.

Сошлемся на практику МКАС.

В некоторых случаях, когда МКАС применимым правом при рассмот­рении дела признавал российское право, тем не менее в силу его предпи­саний по конкретным вопросам при разрешении спора использовались нормы не российского, а зарубежного права. Так, гражданская правоспо­собность иностранных юридических лиц определялась по праву страны, где было учреждено юридическое лицо (в соответствии с п. 1 ст. 161 Основ гражданского законодательства 1991 г.), форма и срок действия до­веренности — по праву страны, где была выдана доверенность (п. 3 ст. 165 Основ), а в отношении приемки исполнения по договору — право места проведения такой приемки (п. 6 ст. 166 Основ). Так, по делу № 264/1992 г. была признана действительной доверенность, выданная во Франции и соответствующая предписаниям французского законодательст­ва, хотя в соответствии с нормами российского права был поставлен во­прос о ее недействительности.

Некоторые коллизионные нормы содержат привязку к праву двух госу­дарств (альтернативная привязка), предоставляя право сделать выбор между ними заинтересованной стороне или суду. Встречаются случаи ус­тановления основной и дополнительной коллизионной привязки, причем последняя применяется, если использование основной коллизионной нормы оказывается невозможным. В таких случаях говорят о «расщепле­нии» коллизионной привязки, что в доктрине обычно признается нежела­тельным.

2. Основная часть коллизионных норм международного частного права в России традиционно включается в гражданское законодательство. В ГК РСФСР они содержатся в разд. VIII «Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства. Применение гражданских законов ино­странных государств и международных договоров» (13 статей). В Основах гражданского законодательства 1991 года разд. VII «Правоспособность иностранных граждан и юридических лиц. Применение гражданских зако­нов иностранных государств и международных договоров» состоит из 15 статей, одни из которых повторяют статьи ГК РСФСР, а другие содержат новые коллизионные нормы (в частности, ст. 157, 163, 166, 168).

Хотя коллизионные нормы, включенные в Основы, отличались боль­шей гибкостью и были в большей степени приближены к потребностям современного уровня международных связей, чем прежнее регулирование, 15 статей ни в коей мере не могли претендовать на «всеохватность» регу­лирования, что неоднократно подчеркивалось в литературе.

Подготовленный Проект части третьей ГК РФ содержит разд. VII «Международное частное право», который существенно расширяет и мо-