Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международное частное право - Учебник (Богуславский).doc
Скачиваний:
78
Добавлен:
17.04.2014
Размер:
12.05 Mб
Скачать

§ 4. Правовое положение российских участников внешнеэкономич. Деятельности 141

объединения обязательны акты государства, в частности о запрете экспор­та или импорта.

В решении Внешнеторговой арбитражной комиссии по иску израильской фирмы «Джордан инвестмент лтд.» против В/О «Союзнефтеэкспорт» от 19 июня 1958 г. было признано, что запрещение со стороны Министерства внешней торговли СССР исполнения договора и отказ в выдаче лицензии на вывоз нефти из СССР, будучи обязательными для В/О «Союзнефтеэкспорт», являются обстоятельствами форс-мажора, освобождающими его от ответственности. Истец в данном деле, в частнос­ти, утверждал, что эти действия не могут рассматриваться в качестве форс-мажора для ответчика, поскольку ответчик и Министерство внешней торговли являются ор­ганами одного и того же государства. В решении ВТАК признана самостоятельная правосубъектность объединения и отмечено, что объединение не является органом государственной власти. Поэтому попытка фирмы отождествить объединение с ми­нистерством лишена основания.

В этой связи нельзя согласиться с утверждениями, часто высказывае­мыми на Западе, что государственное юридическое лицо частного права (применительно к СССР и РФ — советского и российского гражданского права) идентично стоящему за ним государству.

В уставе объединения закреплено общее положение гражданского права о раздельной ответственности юридических лиц: каждое юридичес­кое лицо пользуется имущественной самостоятельностью и несет обособ­ленную ответственность. Государство, его органы и организации не отве­чают по обязательствам объединения, а объединение не отвечает по обя­зательствам государства, его органов и организаций. Таким образом, принцип раздельной ответственности юридических лиц установлен внут­ренним правом и уставом объединения.

Применительно к внешнеэкономическим объединениям, являющимся го­сударственными унитарными предприятиями, приведем положения Устава В/О «Технопромэкспорт» 1997 года. Это объединение является юридическим лицом, основанным на праве хозяйственного ведения в соответствии с поло­жениями ГК РФ. Оно не отвечает по обязательствам государства, а «госу­дарство не отвечает по обязательствам объединения, за исключением слу­чаев, предусмотренных Гражданским кодексом и другим законодательст­вом Российской Федерации, а также настоящим Уставом» (ст. 2.1).

Как уже отмечалось выше, такое исключение было предусмотрено ГК РФ в отношении федеральных казенных предприятий.

Поскольку при решении вопроса об ответственности юридического лица действует его личный закон, а им является закон России, во всех слу­чаях ответственность объединения может наступать лишь в соответствии с этим принципом российского права. Правомочия объединения формули­руются в уставе. Вне зависимости от рода деятельности объединения оно имеет право заключать договоры, совершать сделки как в РФ, так и за гра­ницей. Каждое объединение может учреждать свои отделения, филиалы, конторы и агентства, представительства как в РФ, так и за границей. Объ-

142Глава 5. Правовое положение юридических лиц

единение вправе участвовать во всякого рода других обществах, организа­циях, в том числе смешанных, деятельность которых соответствует зада­чам объединения. И наконец, объединение может приобретать, отчуждать, брать и сдавать в наем как в РФ, так и за границей любое имущество, дви­жимое и недвижимое.

Объединение имеет, таким образом, широкий круг прав, которые за­крепляются за ним для того, чтобы оно могло успешно осуществлять свою деятельность.

Заключая внешнеторговые сделки, объединение реализует соответст­вующие права. Сделки должны совершаться с соблюдением правил их подписания, установленных российским законодательством (см. гл. 8). Входящие в состав объединения фирмы имеют право заключать по пору­чению объединения и от его имени сделки по внешней торговле.

Объединение связывают лишь сделки, заключенные в соответствии с уставом объединения и законодательством. В ряде уставов, например в Ус­таве государственного унитарного предприятия В/О «Технопромэкс-порт», предусмотрено, что внешнеторговые сделки объединения подписы­ваются двумя лицами (ст. 6.1).

По общему правилу, коммерческие организации, согласно ГК РФ, на­делены общей, а не специальной (целевой) правоспособностью. Из этого правила сделано исключение для унитарных предприятий. В учредитель­ных документах этих предприятий, а также в предусмотренных законом случаях и в уставах других коммерческих организаций должны быть опре­делены предмет и цели деятельности юридического лица, но это может быть предусмотрено учредительными документами и в случаях, когда по закону это делать не обязательно.

Таким образом, общее для всех российских субъектов международного частного права в области внешнеэкономической деятельности состоит в том, что они являются юридическими лицами, несущими, как правило, самостоя­тельную имущественную ответственность по своим обязательствам.

Все указанные организации являются российскими юридическими ли­цами, их личный статут определяется российским правом. Положения об ответственности должны применяться и за рубежом, то есть иметь экстер­риториальное значение.

Приведем пример. В 1972 году в США был предъявлен иск к пароходу «Сулей-ман Стальский», который эксплуатировался советской судоходной компанией. Иск был предъявлен в связи с претензией, касавшейся рыболовного промыла, осущест­вляющегося другой советской организацией. В ноте, направленной в связи с арестом парохода «Сулейман Стальский», со ссылкой на ст. 13 Основ гражданского законо­дательства 1961 года отмечалось, что пароходство является самостоятельным юри­дическим лицом, не имеющим отношения к рыболовству.

Если подходить к российскому объединению (предприятию).с точки зрения любых критериев, используемых в иностранных государствах при

143