Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мартин Хайдеггер - ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФЕНОМЕНО....doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.11.2018
Размер:
2.49 Mб
Скачать

§20. Временность и темпоральность

365

яснение и понимание должны служить «видами» познавания. Можно было бы привести целую типологию видов познавания и тем самым потрафить обыденному рассудку, но с точки зрения  390 философии это ничего не значит, покуда не прояснено, что за вид познавания представляет собой это самое понимание в отличие от вида познания, называемого объяснением. Как бы мы ни мыслили познавание, оно есть как то, что объемлет объяснение37 и понимание, истолкованные в привычном смысле,— способ соотноситься (Verhalten) с сущим, если пока оставить в стороне философское познавание как отношение (Verhältnis) к бытию. Но и любой вид практически-технического обихода, обхождения (Umgang)'8 с сущим есть также способ соотноситься с сущим. И в практически-техническом способе соотноситься с сущим заключено, поскольку мы вообще обходимся с сущим как сущим, понимание бытия. В каждом способе соотноситься с сущим, будь то познавание в специфическом смысле, которое чаще всего обозначают как теоретическое, или же практически-техническое, заключено уже некоторое понимание бытия. Ведь только в просвете понимания бытия сущее может встретить нас как сущее. Если же понимание бытия всякий раз уже лежит в основе любого принадлежащего Dasein способа соотноситься с сущим, будь это теоретическое или практическое отношение, тогда, очевидно, понятие понимания не может быть определено достаточно полно, если я при этом ориентируюсь только на определенные виды познающего отношения к сущему. Значит, требуется найти некоторое, в надлежащей степени исходное понятие понимания, из которого только и можно основательно ухватить в понятии различные способы познавания — и не только их, но и всякое отношение (Verhalten), которое зряче-осмотрительно соотносится с сущим.

"В немецком оргинале здесь стоит Erkennen «познавание», что, как я полагаю, лишено смысла и представляет собой, вероятно, оговорку или опечатку; мы читаем: Erklären «объяснение» — Примеч. переводчика.

Л «Обиход» — достаточно точный и по смыслу, и по структуре эквивалент хайдег-герова «Umgang». К несчастью, по-русски словосочетание «обиход с чем-то» едва ли возможно, поэтому, когда в тексте стоит «Umgang mit...», я передаю это как «обхождение с...». Следует заметить, что «Umgang mit...» может означать «общение, знакомство, связь»; «umgehen mit...» — «водиться с кем-то, связываться с чем-то» («womit man umgeht, das klebt einem an» — «с кем поведешься, от того и наберешься») — Примеч. переводчика.

366

Проблема онтологической дифференции

Если понимание заключено в понимании бытия, а понимание бытия конститутивно для бытийного устроения Dasein, то оказывается, что понимание есть некоторое исходное определение экзистенции Dasein, независимо от того, занимается ли Dasein объясняющей или понимающей наукой. Более того, в конечном итоге понимание первично не есть некоторое познавание, но, коль скоро экзистирование есть нечто большее, чем простое познавание в привычном смысле наблюдения, и последнее предполагает первое, понимание это — фундаментальное определе-391 ние самой экзистенции. Так что мы на самом деле должны схватить понятие понимания.

Мы попытаемся охарактеризовать это понятие, пока еще не ссылаясь явно на то понимание, которое заключено в понятности бытия (Seinsverständnis). Мы спрашиваем: в какой мере понимание присуще экзистенции Dasein как таковой, независимо оттого, занимается ли оно (Dasein) понимающей историей, или понимающей психологией, или чем-то совсем другим? Экзисти-ровать означает по сути, если не исключительно — понимать. По поводу сущностной структуры экзистенции мы уже кое-что заметили выше. Экзистенции Dasein принадлежит бытие-в-мире, а именно так, что для этого бытия-в-мире дело идет о самом этом бытии. Дело идет об этом бытии, т. е. этому сущему, Dasein, его собственное бытие определенным образом вручено, вручено в той мере, в какой оно так или иначе соотносится со своей способностью быть, в той мере, в какой оно приняло решение в ее пользу или ей вопреки, за или против. «Для Dasein дело идет о собственном бытии» означает, более точно,— о собственной способности быть. Dasein как экзистирующее свободно в отношении определенных своих возможностей. Оно есть своя собственная способность быть. Эти возможности самого Dasein — не просто логические возможности, которые лежат вне Dasein и в которые оно может себя вовлечь или от которых может отгородиться, но они суть сами по себе определения экзистенции. Если Dasein свободно в отношении определенных своих возможностей, в отношении своей способности быть, то оно есть в этом свободобытии-для; оно есть сами эти возможности. Каждая такая возможность есть только как возможность экзистирующего, как бы он сам к ней не относился. Возможность есть всегда возмож-

70. Временность и темпоральность

367

ность самого собственного бытия. Она есть как такая-то и такая-то возможность лишь постольку, поскольку в ней Dasein становится экзистирующим. Быть самой сямой-собственной-бы-тийной-способностью, взять ее на себя и удержаться в этой возможности, понимать самого себя в своей фактической свободе, иными словами,— понимать себя самого в бытии самой собственной способности быть — вот в чем состоит исходное экзистенциальное понятие понимания. Его терминологическое значение восходит к привычному словоупотреблению, когда мы говорим: некто «умеет справиться с делом», т. е. понимает в нем толк. По-  392 скольку понимание — фундаментальное определение экзистенции, как таковое оно есть условие возможности всех возможных способов соотноситься [с сущим], присущих Dasein. Понимание есть условие возможности не только всех видов практического отношения, но также и познавания. Объясняющие и понимающие науки — если вообще соглашаться с этим членением и считать его оправданным — возможны лишь потому, что Dasein как экзистирующее в себе самом — понимающее.

Мы попытаемся разъяснить структуру понимания, конституирующего экзистенцию. Понимать — означает точнее — набрасывать себя в направлении некоторой возможности, в наброске всякий раз в некоторой возможности удерживаться. Только в наброске, в набрасывании, вбрасывании себя в некоторую способ-ность-быть, эта способность-быть, эта возможность как возможность есть вот тут. Если же я, напротив, всего лишь рефлектирую по поводу какой-то пустой возможности, в которой я могу очутиться, и ее как бы забалтываю, тогда эта возможность не есть вот тут, именно как возможность, но она для меня, можно сказать, действительна. Характер возможности обнажается только в наброске и остается обнаженным, покуда возможность в наброске твердо удерживается. В феномене наброска заключена двойная структура. Во-первых: то, в направлении чего Dasein себя набрасывает, есть принадлежащая ему самому способность быть. Способность быть раскрывается первично в наброске и благодаря наброску, но так, что сама возможность, в направлении которой Dasein себя набрасывает, не схватывается предметно. Во-вторых, этот набросок в направлении... есть всегда набрасывание чего-то. Поскольку Dasein набрасывает себя в направле-

368

Проблема онтологической дифференции

нии некоторой возможности, оно набрасывает себя в том смысле, что обнажает себя как эту возможность-быть, т. е. в этом определенном бытии. Поскольку Dasein набрасывает себя в направлении некоторой возможности и в ней себя понимает, «понимать» означает — «становиться для себя открытым». Это вовсе не самонаблюдение в том смысле, что Я становится как бы предметом некоторого знания, напротив, набросок есть способ, ко-393 торым я есмь некоторая возможность, т. е. способ, которым я свободно экзистирую. Самое существенное в понимании заключается в том, что в нем Dasein само себя экзистентно (existentiell) понимает. Поскольку набросок выявляет нечто, не превращая при этом выявленное как таковое в предмет наблюдения, в каждом понимании заключено для Dasein усматривающее вглядыва-ние в себя самого. Но это усмотрение не есть некое ничем не связанное знание о самом себе. Присущее усматривающему вгляды-ванию знание лишь в той мере обладает подлинными чертами истины, т. е. лишь тогда соразмерно выявляет экзистенцию Dasein, которая для самого Dasein должна стать выявляющей, когда оно имеет первичный характер самопонимания. Понимание как самонабрасывание есть основной вид события вот-бы-тия (Geschehen des Daseins). В нем заключен, как мы могли бы еще сказать, самый собственный смысл поступания. Через понимание характеризуется событийность вот-бытия (Dasein) — его историчность (Geschichtlichkeit). Понимание — вовсе не вид познавания, но фундаментальное определение экзистирования. Мы обозначаем его также как экзистенциальное понимание, поскольку в нем экзистенция временит себя как событие вот-бытия (Dasein) в его истории. В этом понимании и благодаря ему Dasein становится тем, что оно есть, а есть оно всякий раз только то, в качестве чего оно себя выбрало, т. е. в качестве чего оно понимает себя в наброске своей самой собственной способности быть.

Этого, пожалуй, достаточно, чтобы охарактеризовать понятие понимания в соответствии с его конститутивной ролью для экзистенции Dasein. Теперь, коль скоро понимание конституирует экзистенцию, встает задача пролить свет на саму возможность понимания исходя из временности] заодно необходимо отличить понимание вообще от такого понимания, которое мы называем в более специальном смысле пониманием-бытия (Seins-