Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Л.К. Савюк Правовая статистика.doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
02.03.2016
Размер:
15.14 Mб
Скачать

Глава III. История и современная организация правовой статистики

Анализируя различные по степени латентности категории пре­ступлений, Захаревич пришел к знаменательному и для сего­дняшнего состоянии уголовно-правовой статистики выводу: «Уве­личение цифры преступлений, оказывающееся в статистической таблице, часто есть только выражение лучшей системы, приня­той для открытия их. Число арестантов, преданных в руки пра­восудия, не есть еще средство, вполне достаточное для узнания числа преступлений, истинно совершенных, подобно тому, как число рыб, пойманных неводом, не указывает числа рыб, кото­рые плавают в реке. Поэтому юридические цифры, взятые в мас­се, скорее должны считаться мерилом полицейской деятельнос­ти, чем морального состояния в губернии или области»1.

Но выводы, сделанные Захаревичем, звучат злой насмешкой и издевательством для России того времени: «Возрастание числа открываемых преступлений не делает никакого пятна или начета на успех нравственности народной; оно доказывает только ту ис­тину, что при благоприятных мерах местного начальства зло бо­лее и более преследуется, наказывается и, следственно, прекра­щается»2. Заслуга в этом, по его мнению, благодетельного пра­вительства, неустанно пекущегося о нравственности народа.

В работе одного из идеологов народничества П.Н.Ткачева (1844—1885/86), посвященной анализу динамики преступности за 1856—1861 гг., сообщается, что темпы роста преступности (2%) за рассматриваемый период превышали темпы роста населения (1%) России. Основную причину этого Ткачев видел в невыносимых социально-экономических условиях жизни трудящихся, усиле­нии гнета государства, его безжалостной карательной политике3.

Известный русский криминалист Д.А. Дриль( 1846—1910), не­которое время занимавшийся земской статистикой, находясь под влиянием теории факторов, считал, что «преступление является роковым исходом из действий целого ряда общих предрасполага­ющих и непосредственно действующих или ближайших факторов. Вот почему, сколько бы цифр ни приводила социально-экономи­ческая статистика в пользу тех или иных общих влияний на раз­витие преступности среди населения, влияние ближайших внеш-

1 Захаревич Ф. Опыт юридической статистики Новороссийского края // Жур­нал министерства внутренних дел. 1853. Ч. 41. С. 258.

2 Там же. С. 262.

3 См.: Ткачев П.Н. Статистические этюды (опыт разработки русской уголов­ной статистики). С. 30.

______§ 1. Краткий обзор истории судебной статистики дореволюционной России____125

них факторов, действующих в каждом данном случае на личность, а равно характер самой личности, на которой отразилось все про­шлое ее жизни и условий ее развития, в смысле влияния наслед­ственности, не могут быть игнорируемы ни в коем случае»'. Не­смотря на такой широкий взгляд на причины преступности, Дриль не поддался теориям итальянских представителей уголовно-антро­пологической школы и одним из первых выступал против более чем смелых научных исследований по пенологии и криминологии. Он считал, что целесообразные меры борьбы с преступностью долж­ны быть мерами общественного оздоровления, мерами, как в то время говорили, общественной гигиены, имеющей дело с вопро­сами воспитания, с особенностями окружающей среды и с усло­виями общественного устройства в его отрицательных сторонах.

Надо сказать, что к представителям школы моральных стати­стиков с глубоким уважением относился Н.С. Таганцев. Под их влиянием, как отмечает во вступительном очерке к курсу его лекций «Русское уголовное право» их составитель и ответственный редактор профессор Н.И. Загородников, «его «догматический» — в положительном смысле этого слова — подход к осмыслению юри­дических отношений ...утратил свои крайности...»2.

«С цифровым отчетом о ежегодных числах преступных деяний в руках, — писал Н.С. Таганцев, — наука стала изучать преступ­ление как социальное явление... а это... привело к изучению соци­альных законов, управляющих преступными деяниями, к попыт­кам путем познания законов преступности найти рациональные ос­новы для борьбы с этим недугом человечества... анализ математи­ка, при помощи теории больших чисел и вероятностей заставля­ющий мертвые цифры говорить о законах общественной жизни»3.

Специальные вопросы уголовно-правовой статистики рассма­тривались авторами того времени в тесной связи с политической, экономической и социальной ситуацией переживаемого времени, подчеркивалось, что без четкой организации статистики нельзя кон­тролировать работу судов, нельзя проводить соответствующие за­конодательные мероприятия и развивать юридическую науку. Так, автор статьи «Судебная статистика России» писал: «Без ста-

541.

1 Дриль Д.А. Учение о преступности и мерах борьбы с нею. СПб., 1912. С. 540,

2 Таганцев НС. Русское уголовное право. Лекции. Т. 1. М., 1994. С. ХХХП.

3 Там же. С. 6, 7.

126