Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Л.К. Савюк Правовая статистика.doc
Скачиваний:
66
Добавлен:
02.03.2016
Размер:
15.14 Mб
Скачать

§ 1. Общие требования, предъявляемые к статистическим данным

325

Важно иметь в виду, что, анализируя статистические данные о преступности, необходимо постоянно учитывать, к какой ста­дии уголовного процесса они относятся. Регистрируемая органа­ми внутренних дел преступность многократно превышает преступ­ность, о которой осведомлены органы правосудия. Здесь дейст­вует образно названный немецким криминологом Г.Й. Шнайде­ром эффект «воронки», возникающий в процессе учета преступ­лений и преступников инстанциями социального контроля1.

Известная правоохранительным органам преступность пре­вышает ее долю, официально ими регистрируемую, в свою оче­редь, ее учтенная часть — раскрытую преступность, а число рас-крытыхдеяний — число преступлений, за совершение которыхви­новные привлекаются к уголовной ответственности. Еще меньше деяний становится предметом судебного разбирательства и еще мень­ше, за совершение которых суды выносят обвинительные приго­воры с назначением наказания. А реальной мерой наказания ви­новных завершается лишь малая доля фактически совершенных пре­ступлений2. По мнению В. В. Лунеева, на одного осужденного приходится 3—4 зарегистрированных преступления и около 10—20 фактически совершенных деяний3. Как видим, разрыв между ста­тистическими показателями преступности, учтенными на отдель­ных стадиях уголовного процесса, достаточно велик.

Эта проблема для уголовно-правовой статистики и кримино­логии не нова. Известный русский криминалист Ф. Захаревич пи­сал, что пойманная неводом рыба не указывает числа рыб, кото­рые плавают в реке. Так и в преступности цифры ее регистрации по сути, скорее, должны считаться мерилом полицейской деятель-

1 См.: Шнайдер Г.Й. Криминолошя. С. 111.

2 Напомним, УК РФ и доктрина уголовного права исходят из того, что по­нятие уголовной ответственности шире понятия наказания, хотя и включает его. Уголовная ответственность подразделяется на наказание и иные меры уголовно-правового характера (ч. 2 ст. 2 УК), например принудительные меры медицинско­го характера, не яыяющиеся наказанием. Последние также находят отражение в си­стеме показателей статистической отчетности. Но не это главное. Законодатель вы­деляет уголовную ответственность без назначения наказания (она исчерпывается фактом порицания деяния судом от имени государства, что отражается в показа­телях судебной статистики) и с назначением -наказания'(т.е. она включает не толь­ко осуждение лица, но и применение к нему .наказания, виды, сроки и размер которых также отражаются в статистике, в данном случае в судебной) (см.: На­умов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М., 1966. С. 246).

3 См.: Луневе В.В. Контроль над преступностью: надежны ли показатели? // Государство и право. 1995. № 7. С. 89.

326

Глава VII. Границы достоверности данных правовой статистики

ности, чем фактического состояния преступности. Это было ска­зано около 150 лет тому назад, но не потеряло своей актуальнос­ти и сегодня. А в конце прошлого века американский социолог, профессор политэкономии и социальных наук Колумбийского университета Р. Майо-Смит (1854-1901) в этой связи писал: «В отправлении правосудия чередуются последовательные перио­ды, в течение которых мы можем определить число лиц, имеющих отношение к преступлению. Тут мы имеем, во-первых, лиц обви­няемых, т.е. арестованных или задержанных по подозрению. Из них известное количество освобождается на первых же порах ввиду от­сутствия улик, и мы имеем, во-вторых, число лиц, действитель­но привлекаемых к ответственности. Из них известное количест­во не попадает под суд, так как улики оказываются недостаточно сильными, так что мы имеем, в-третьих, число подсудимых и, в-четвертых, число осужденных. Разумеется, число действительных преступников представлено только четвертым классом, но и ос­тальные интересны, так как указывают размеры преступности и действительность отправления правосудия»1. В подтверждение ска­занного Майо-Смит приводит следующие данные.

В Англии в 1884—1885 гг. было:

лиц, подлежащих судебному преследованию, 43 962 человека, или 100%;

из них было арестовано 43,7%;

из числа арестованных было предано суду 32,1%;

из числа преданных суду было осуждено 24,2%.

Действительно, из числа подлежащих судебному преследова­нию было арестовано меньше половины, а из числа последних бы­ло осуждено менее четверти.

Анализируя статистические данные, отражающие отдельные этапы уголовного процесса, С.С. Остроумов резонно отмечал, что по мере отдаления различных стадий борьбы с преступностью от времени совершения преступлений, получаемые на этой стадии ста­тистические материалы менее полно отражают действительное чис­ло совершенных преступлений. По его мнению, наиболее точно от­ражают это действительное число показатели статистики органов дознания и предварительного следствия (число зарегистрированных преступлений и число выявленных лиц, их совершивших). Число

Майо-Смит Р. Статистика и социология. М., 1900. С. 301. Цит. по: Остро­умов С.С. Советская судебная статистика. М., 1976. С. 56.