Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Большой конфликт.doc
Скачиваний:
262
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
686.59 Кб
Скачать

Пример. Мама, я иду к тебе

Одна женщина, с которой я незнаком, написала мне письмо. Она у мужа вторая жена, у них есть общая дочь, которая не хочет больше ничего знать о родителях. Она перестала с ними общаться. Тогда женщине пришло в голову, что, возможно, нужно привести в порядок кое-что по отношению к первой жене мужа и в отношении отца мужа. Их обоих в семье презирали и исключили из системы.

Вечером она зажгла свечку, низко поклонилась первой жене мужа и сказала: «Теперь я чту тебя». На следующий вечер она проделала то же самое с отцом мужа: зажгла свечку, низко поклонилась и сказала: «Теперь я чту тебя». А через несколько дней позвонила дочь со словами: «Мама, я иду к тебе». Она пришла, светясь от счастья, и не уставала повторять, как хорошо дома.

Внутренний рост

Внутренний рост происходит, когда мы допускаем новое. Как правило, новое — это то, что мы раньше отвергали, например, нашу собственную тень. Или о чем мы сожалели, например, о личной вине. Когда я смотрю на отвергнутое мною и говорю: «Да, теперь я принимаю тебя в сердце» — я расту. Я больше не чувствую себя невинным, зато я вырос.

Это касается не только собственной души, но и собственной семьи. Некоторые люди не принимают своих родителей. Например, они говорят: «Это было плохо». Тогда они становятся судьями родителей и лучше их знают, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно. А если ребенок скажет: «Я так радуюсь вам», — он растет. Хуже всех приходится детям совершенных родителей. Им трудно развиваться. Может, это утешит детей несовершенных родителей.

Если принять все как есть — себя, родителей, семью — и заключить в сердце всех других людей тоже, всех тех, на кого смотришь сверху вниз, почувствуешь, что произойдет в душе — ты вырос. Тогда ты перерастаешь рамки семьи. Иногда я сержусь на кого-нибудь и вдруг замечаю, что стал ограниченнее. Тогда мне ничего другого не остается, как сказать ему: «Я признаю тебя равным мне со всеми твоими особенностями, и не просто хорошим, а важным для меня». Тогда я чувствую, что открылся и вырос.

Мир между людьми и группами удается, если признать то, что мы в другом человеке отвергали, без желания его изменить и если признать за всеми равные с нами права. И наоборот, конечно, тоже — признать, что у нас такие же права, как и у всех других. Как нам стать живущими полной жизнью людьми, не ограниченными узкими рамками? Прежде всего, заключить в свое сердце и душу то, что мы в себе отвергаем. И в первую очередь, вину. Нашему росту препятствует стремление сохранить невинность. Кто хочет сохранить невинность, так и останется ребенком.

В каждой семье определенные вещи запрещены. Что-то нельзя делать, думать или хотеть. Поэтому мы их вытесняем и сохраняем невинность. Но ведь иногда мы так отвергаем хорошие, сильные вещи. Иногда говорят, что все, что связано с сексуальностью человека, низко. И мы ее вытесняем. Сохраняем невинность, но не можем развиваться. Итак, мы растем, когда интегрируем отвергнутое.

То, что мы в себе отвергаем, часто связано с исключенными членами в нашей семье. Если мы их любим и уважаем, мы любим и уважаем то, что в семье было запрещено и вытеснено. То, что мы в них отвергаем, как правило, не запрещено по большому счету. Нередко это человек, которому надо найти место в нашем сердце. Заключая его в сердце, мы, хоть и теряем невинность, но ни в коем случае не становимся от этого злыми. Напротив, мы становимся человечнее, благороднее и лучше. Итак, мы растем, когда смотрим на вытесненных людей и принимаем их.

В дальнейшей жизни может случиться, что мы окажемся виноватыми перед кем-то, пусть даже непоправимым образом, и не захотим признаться себе в этом. Нам кажется, что если не смотреть на проступок, можно сохранить невинность. Что тогда происходит с нами? Мы становимся закостенелыми и уже не можем расти. Важно не столько признать свою вину, сколько заключить в сердце человека, перед которым мы провинились. Тогда мы раскроемся и сможем дальше развиваться.

Я уже сказал про внутренний рост, что мы можем развиваться, только интегрируя то, что мы в себе отвергаем. То же самое касается семьи. Семья отвергает определенных своих членов. Если заключить в себя этих людей, отверженных или забытых, и найти им в сердце место, станешь завершеннее и совершеннее. Что в нас происходит, когда мы становимся завершеннее, когда все члены нашей семьи по-настоящему обретают место в наших душах? Тогда мы свободны. Мы уже не вплетены в чужие судьбы. Многие хотят избавиться от родителей, не зависеть от них. Но чем больше они стараются освободиться таким образом, тем несвободнее они становятся. Итак, совершенство означает, что все, кто имеют ко мне отношение, нашли во мне место.

За рамками нашей семьи мы связаны со многими другими людьми, в том числе и с теми, кто на нас совсем не похож. Если мы их примем как равных, пусть они совсем другие, то станем богаче. Путь внутреннего роста никогда не кончается. Каждый день приносит что-то новое. Развиваясь, мы радуемся.