Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Большой конфликт.doc
Скачиваний:
262
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
686.59 Кб
Скачать

Насильники и жертвы Принять и отпустить

Что позволяет душе раскрыться, вырасти и делает ее глубже? Приведу простой пример. Если сравнить невинного человека и человека, взявшего на себя вину, чья душа будет ограниченнее? Невинная душа ограниченнее. А почему собственно? Потому что стремящийся сохранить невинность человек много чего изгоняет из своей души. И таким образом он навсегда остается ограниченным и ребенком. А тот, кто внутренне развивается, снова заключает в душу то, что раньше хотел из нее вымарать.

Мы вырастаем в семье, и чтобы сохранить принадлежность к ней, нам приходится вытеснять то, что мы называем злым или плохим. Цена за принадлежность к семье — желание исключить и вытеснить многие вещи, которые запрещены в семье. А если вопреки всему мы найдем им место в душе, нас будет грызть совесть, хотя мы делаем доброе дело. Чем больше места в душе мы уделяем другому, тем мы ближе к реальности. Все начинается с того, что мы находим место в душе тому, из-за чего нас мучила совесть. Тогда мы чувствуем вину, и в то же время становимся более земными и близкими другим людям. И чувствуем себя сильнее.

Иногда определенных людей в семье выносят за ее рамки, или они просто-напросто исчезают, потому что о них больше не думают. Или мы прикипели к давно умершему человеку, или злимся на кого-то и не хотим иметь с ним дела. Что происходит, когда долго горюешь по кому-нибудь? Часть души остается с этим человеком. Это обременяет не только меня, но и его. Если снова включить в себя то, что ты оставил с другим человеком, он станет свободным. Если любовно принять другого человека в душу целиком, как он есть, станешь богаче и — странное дело — освободишься от него. Благодаря любви и приятию мы приобретаем другого человека, и он становится частью нас. Одновременно мы становимся свободными от него, а он — от нас.

Приведу простой пример. Если с любовью отвести родителям в душе место, они будут у тебя, и ты сможешь раскрыться и почувствовать себя щедро одаренным. И в то же время ты отделён от них. Ты освободился от них, потому что ты их принял. И они чувствуют себя свободными по отношению к тебе, потому что ты их принял. Получается странный парадокс — приняв, становишься богаче и одновременно свободнее. И другой человек освобождается от тебя, поскольку ты принял его с любовью.

Если принять от него то, что он тебе дает, он ничего не потеряет. Напротив, если то, что другой человек тебе подарил или передал, ты получил и принял, оно не пропало. Он тоже стал от этого богаче. И наоборот, если отказываешься принять подарок, оба становятся беднее — даритель и ты, отказавшись принять его дар.

К чему эта длинная речь? Я описываю динамики, приводящие в семьях к психозам. Работая с психотическими больными, мы наблюдаем, что их семьи что-то или кого-то вытесняют и не хотят видеть, очень часто кого-то опасного. Например, человека, убившего другого человека, или человека, убитого другим человеком. И выясняется, что оба, убийца и жертва, не приняли друг друга в свои души. Убийца боится принять в душу жертву. А жертва боится принять убийцу. Поэтому часть души убийцы остается с жертвой, а часть души жертвы — с убийцей. Оба оказываются прикованными друг к другу и не могут освободиться.

А потом во многих семьях появляется человек, воплощающий в себе обоих: и убийцу, и жертву. Нередко у него от этого развивается психоз. С одной стороны, он чувствует себя жертвой, с другой — убийцей. Они отданы на растерзание друг другу, и им никак не сойтись, и конфликт между ними продолжается в душе человека и сводит его с ума.

А какое здесь решение? Надо посмотреть на насильника и на жертву и, быть может, поставить их друг напротив друга. Затем надо помочь жертве принять в свою душу убийцу, а убийце — принять в душу жертву. Если им это удастся, они освободятся друг от друга и в то же время смогут примириться. Тогда и душа психотического больного сможет интегрировать обе части и станет свободной.