Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Большой конфликт.doc
Скачиваний:
262
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
686.59 Кб
Скачать

Мир между народами

И между народами, например, между русскими и немцами, мир возможен, только если обе стороны признают, что они равноправны, хоть и отличаются друг от друга. Только так добьешься мира. А пока говоришь «мы русские» или «мы немцы», не смотришь на отдельные личности. Видишь только членов группы. Поскольку совесть связывает нас с группой, мы чувствуем свое превосходство по отношению к другим. Что это значит на практике, я покажу на примере.

Недавно в Берлине прошел семинар с 900 участниками. В ходе семинара одна клиентка поведала, что ее отец покончил жизнь самоубийством. В день смерти друга, вдову которого он взял в жены, он залез на перила балкона и, балансируя, сорвался. Его жена — мать клиентки.

Сначала я поставил только отца клиентки. Он все время смотрел в одном направлении, и мне стало ясно, что он смотрит на умершего друга. Поэтому я поставил туда заместителя друга. Он сразу лег на пол. Я спросил клиентку, чем друзья раньше занимались. Она ответила, что они во время Второй мировой войны были офицерами и сражались в России. Тогда я поставил за спинами друзей шестерых заместителей немецких солдат, а напротив них — шестерых заместителей русских солдат. Некоторые сразу повалились на пол, словно сраженные пулями, а один схватился за плечо, словно его прострелили. Затем один из заместителей русских солдат стал медленно идти на отца клиентки. Они мерялись взглядами, словно в поединке. Через некоторое время немецкий офицер рухнул на пол, а солдат медленно вернулся на свое место. На этом месте я оборвал расстановку и спросил участников обеих сторон, что с ними происходило. Русский офицер сказал:

— Я победил. Я знал, что должен был поставить все на карту, чтобы побороть немецкого офицера. А теперь, оглядываясь назад, спрашиваю себя: к чему все это, что нам принесла эта победа?

Между солдатами с обеих сторон чувствовалось взаимное уважение. Обе стороны видели, что они хранили верность своим странам. Эта верность отделяла их от человеческих чувств по отношению к другим. Но стоило это увидеть, и они смогли уважать друг друга. Общее горе обеих сторон и признание горя привели к тому, что им удалось вместе скорбеть по людям, страдавшим на одной и на другой сторонах, по друзьям и врагам. Это их и примирило.

На данном примере мы видим, что по ту сторону совести нами движет сила, стремящаяся объединить разделенное. Движение души возникает, если предоставить ему пространство, ведь движения души рождаются сами собой без вмешательства извне. То, что в их ходе выясняется, выходит за рамки привычных теорий и представлений о добре и зле. Они показывают нам, насколько мы вовлечены в движения больших сил, управляемых издалека; нам остается смиренно принять их как есть. Тогда мы протрезвеем от идеалов и собственного величия и поймем, насколько мы зависим от некоей силы, которая нас несет или тащит, возвышает или низвергает. Тогда мы станем скромнее. Взгляд на то, что заключает в себе суть мира, и приводит его в движение, меняет наше представление о правящих нами силах, как бы мы их ни называли. Бог или тайна, или как бы мы ни назвали эту могущественную силу, — она не добрая, и не такая, какой бы нам хотелось ее видеть. Она слишком большая, чтобы быть доброй. И она показывает, что нами управляют не только хорошие и добрые силы, но и перемалывающие нас гигантские силы, и не мы их цель, а что-то другое. К слову, расскажу одну историю.

круг

Один человек спросил другого, часть пути они шли вместе:

Сказки, что на свете всего важнее?

Другой ответил:

Во-первых, всего важнее, что мы здесь на время. До нас уже много было всего,

И после конца мы вернемся ко многому.

Круг замыкается.

Его начало и конец едины,

и после жизни переходит в до,

словно и не было между ними зазора времени.

И только сейчас у нас есть время.

Во-вторых, всего важнее: то, что мы за это время успеем,

просочится вместе со временем,

словно и не было вовсе.

Как инструмент, нас достали,

пустили в ход для чего-то над нами,

и снова отложили в сторону.

В посмертии мы обретем совершенство.

Человек спросил:

Если сотворенное нами, как и мы, в свое время появляется и исчезает,

что остается, когда времени круг замкнется?

Другой сказал:

Останется до и после, и их единство.

Затем их пути разошлись, как и время, и путники остановились перевести дух.