Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Большой конфликт.doc
Скачиваний:
262
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
686.59 Кб
Скачать

Совесть и равновесие

Это всего лишь один из аспектов личной совести. Помимо функции семейных уз, у личной совести есть еще одна функция. Она отвечает за баланс между давать и брать. Если кто-то мне делает подарок, я радуюсь и в то же время испытываю укор совести, поскольку я чувствую себя в долгу перед ним. Поэтому я тоже подарю ему что-нибудь. И тогда я снова буду чувствовать себя невинным, т.е. я не буду чувствовать себя обязанным.

Если я люблю другого человека, я дам ему немного больше того, что он мне дал. И он останется в долгу передо мной. Но поскольку он меня тоже любит, он мне тоже вернет чуть больше, чем я ему дал. Тогда я снова оказываюсь в долгу перед ним и возвращаю ему полученное с избытком, поскольку я его люблю. Так под влиянием потребности в равновесии между любящими людьми развивается взаимообмен. В этом заключается хорошая функция личной совести; она в своем роде принуждает к балансу и приумножает хороший обмен.

Но то же самое происходит, если кто-то причиняет мне зло. Тогда я тоже хочу нанести ему вред, что вызвано потребностью в восстановлении баланса. А если я этого не сделаю, наши отношения окажутся в опасности — ведь он ждет моей мести. Если я отомщу в полной мере, он испытает чувство облегчения. Но многие возвращают обидчику зло не сполна, а немного больше. Если он им отомстил немного больше, они ему в свою очередь тоже причиняют немного больше зла — и так развивается между ними плохой обмен. В политике найдется множество примеров этому.

Как выйти из этого заколдованного круга? Мстить нужно обязательно, — если быть исключительно хорошим человеком, разрушишь отношения. Но мстить можно с любовью. Как мстить с любовью? Нужно причинить другому немного зла, так, чтобы ему было больно, но меньше, чем причинили тебе. И тогда можно снова начать обмениваться добром.

Коллективная совесть

Коллективная совесть нами не осознается. Ее законы проявляются в семейных расстановках. Коллективная совесть охватывает несколько личностей и управляет ими как группой. Но коллективная совесть охватывает только определенные типы людей. Я их сейчас перечислю.

В семье это дети, их родители и братья и сестры родителей, то есть дяди и тети; затем дедушки и бабушки, а иногда еще прадедушки и прабабушки. Это кровное родство. А еще есть люди, принадлежащие к семейной системе, но не родственники, все те, чья смерть или чье несчастье было на руку членам семьи. Например, вторая жена выгадала, оттого что первая жена умерла или ее бросил муж. Поэтому первая жена является частью системы, хотя ее дети не имеют с ней ничего общего. И еще кое-что важно, как выяснилось в последние годы. Если в системе есть убийца, его жертва тоже является частью его системы. А если в системе есть жертва убийства, его убийца тоже является частью системы.

Никого нельзя исключить из системы

Коллективная совесть следует основополагающему закону: ни одного члена системы нельзя исключить из нее; никого из них нельзя лишить права на принадлежность к данной системе. А если это все-таки произойдет, что тогда? Тогда позднее один из членов системы станет представителем исключенного человека. И исключенный человек станет судьбой для данного члена. Например, бывшая жена или бывший муж в последующем браке нередко представлены детьми. Часто ребенок ведет себя как соперник по отношению к отцу. Он воплощает в себе первого мужа матери, сам того не зная. А решение следующее: нужно признать первого мужа матери членом данной системы.

Нередко в еврейских семьях, в которых в Холокост были жертвы, один из потомков представляет насильников. Неожиданно в человеке появляется энергия насильника, а он и не знает откуда. В этих семьях насильников нередко исключают и презирают. Именно поэтому их воплощают в себе потомки. Таким образом, энергия насилия передается из поколения в поколение. Только когда найдешь место для насильников в данной системе, их уже не нужно будет больше представлять.

В Израиле у нас был тому чудесный пример. Одна женщина рассказала, что ее отца убил араб. Мы расставили отца и его убийцу друг напротив друга. Сначала убийца от страха отпрянул. Затем они посмотрели друг другу в глаза, медленно подошли друг к другу и обнялись. Затем отец грузно опустился на пол, а араб лег рядом. В смерти они нашли примирение. Теперь в этой семье никому не нужно представлять араба.

Какой из этого для нас следует вывод? Оглядываясь назад, на войну и на насильников и жертв по обе стороны фронта, видишь решение. Нужно признать их в равной степени сопричастными происходившему и найти им в сердце место. Итак, первый закон

52

коллективной совести гласит: каждый член системы имеет равное со всеми прочими право принадлежать к ней.

Мораль

Но ведь многие люди говорят: «Я лучше». Или: «Я хороший, а тот плохой». Что это значит на практике? Кто говорит, что он лучше других, говорит: «У меня больше прав принадлежать к системе, чем у тебя. У тебя меньше прав принадлежать к системе, чем у меня». Мы называем это моралью. Все большие конфликты коренятся в морали.