Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Большой конфликт.doc
Скачиваний:
262
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
686.59 Кб
Скачать

Пример. Агрессивный мальчик

(Из курса «Расти-расцветай, мое чадо» в Идштзйне, 2004 г.)

Карл: Речь пойдет об одном мальчике из шестого класса. С ним проводится интеграционная работа с упором на эмоциональное и социальное развитие. Мы его приняли, когда он вот-вот должен был вылететь из старой школы. А теперь он ведет себя так, что приходится опасаться, как бы его и отсюда не выгнали.

Хеллингер: Этого довольно. Давайте поглядим на мальчика. От заместителей мы сразу получим существенные сведения.

Карл: У отца маниакально-депрессивный психоз.

Хеллингер: Мы все увидим.

Хеллингер выбирает из группы заместителя мальчика и просит его найти себе место. Заместитель мальчика смотрит наверх, поднимает руки в стороны и долго так стоит. Потом руки у него начинают сильно дрожать.

Хеллингер выбирает восьмерых мужчин на роль мужских предков и просит их взяться за руки и заключить мальчика в круг. Руки мальчика продолжают сильно дрожать. Затем он немного отходит назад. Предки кладут руки друг другу на спины, круг сужается. Мальчик опускается на колени. Предки тоже встают на колени. Мальчик опускает голову, предки касаются ее руками.

Хеллингер выбирает из группы еще двоих мужчин и ставит их друг напротив друга. Как позже выяснилось, один из них — отец мальчика, другой — еще один предок. Хеллингер просит всех заместителей подняться, разомкнуть круг и принять в него мальчика. Он просит всех посмотреть на обоих мужчин, стоящих за кругом.

Заместители вместе с мальчиком медленно приближаются к этим мужчинам и заключают их в круг. Мальчик и еще несколько заместителей низко кланяются. Один из предков уходит.

Хеллингер, указывая на заместителя вне круга: Это отец.

Мальчик подходит к отцу. Они обнимаются.

Хеллингер просит оставшихся заместителей заключить в тесный круг ушедшего предка. Предок закрывает глаза и кладет руку на сердце. Мальчик с отцом смотрят на него.

Хеллингер, обращаясь к группе: Теперь травма на своем месте и мальчик свободен,

Заместители еще теснее сплачиваются вокруг того предка.

Хеллингер предку: Открой глаза и посмотри на каждого из них.

Предок начинает громко всхлипывать и садится на корточки. Остальные предки встают на колени рядом с ним. Через какое-то время он успокаивается и ложится на пол. Несколько предков обнимают его и ложатся к нему. Еще через некоторое время Хеллингер отпускает остальных предков. Отец сзади обнимает сына.

Хеллингер, указывая на лежащего на полу предка в окружении других: Наступило запоздалое примирение. Наконец в системе наступил покой. Лежащие на полу наконец могут умереть. Теперь это может остаться в прошлом.

Заместителю сына: Как ты сейчас?

Сын: Здесь я стою очень уверенно. А к ним я не могу подойти.

Хеллингер: Правильно.

Карлу: Тут мы увидели, что такое мужская сила. Я думаю, ты знаешь, что еще надо сделать. Теперь оно действует само по себе. Всего доброго тебе и мальчику.

Группе: Итак, здесь мы имеем дело с психотической системой. Мы знаем, что отец мальчика — психотический больной. Разумеется, мальчик тоже.

Что такое психоз?

Пришло время почтить людей, которых мы называем психотиками и которым мы ставим диагноз психоз, особенно тех, кому ставим диагноз шизофрения. Ведь психоз — это не болезнь и не вина. Это попытка соединить то, что в системе было разъединено, прежде всего убийцу и его жертву. Они не могут воссоединиться в данной системе. А когда воссоединятся, в системе наступит покой. В конечном итоге нет ничего более нежного, чем связь убийцы с его жертвой.

Примирение между убийцей и жертвой — прототип любого примирения. Здесь мы понимаем, что означает примирение по большому счету. Когда происходит примирение, вина больше не имеет значения, и больше нет ни добрых, ни злых, ни насильников, ни жертв, а есть только участники конфликта, в который их ввергла, сделав своим орудием, высшая сила.

Психотик ощущает в себе непримиримые противоположности, потому что в его душе присутствуют и убийца, и жертва, не нашедшие примирения. Поэтому он в смятении. Работая с техникой движений души, можно помочь им воссоединиться. Тогда мы вылечиваем всю систему, а не только мальчика. Например, еще его отца и многих других в ушедших поколениях — вероятно, они тоже были психотиками.

Этому может помешать совесть. Ведь всегда найдутся люди, которые с чистой совестью обрушиваются на убийцу и не могут стерпеть, что убийца, преступник является равноправным членом системы. Освободиться от чистой совести и на более высоком уровне, вне категорий морали, признать всех в равной степени орудиями неведомой силы — большое достижение; тогда мы сможем понять взаимосвязь вещей и будем щедро одарены.

P.S. Через три месяца я снова встретил Карла. Он сказал мне, что в день расстановки вечером дома у мальчика наступило резкое улучшение. С тех пор его поведение совершенно изменилось, агрессия ушла. А недавно он снова взялся за старое.