Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Большой конфликт.doc
Скачиваний:
262
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
686.59 Кб
Скачать

Чистая и нечистая совести

Как мы узнаем, что совести от нас надо? Посредством чувства вины или невинности или, иначе говоря, посредством чистой или нечистой совести. Угрызения совести заставляют нас изменить свое поведение таким образом, чтобы избавиться от них. Тогда уходит чувство вины. Мы ощущаем себя невинными, наша совесть чиста.

Совесть не задает конкретное содержание. Это не знание о том, что нужно сделать, это знание об определенном состоянии и чувстве. То, что в конкретном случае нужно предпринять, чтобы избавиться от мук совести и сохранить или вернуть невинность, диктуется не совестью. Тут мы относительно свободны в выборе средств. Мы можем попробовать разные возможности и на уровне чувств проверить, насколько они помогают избавиться от угрызений совести.

Мифы

Чистая и нечистая совести обросли мифами, которые нельзя проверить. Мифы отводят совести — насколько об этом вообще возможно судить — неподобающее ей место. В том числе представление о совести как о божественном голосе в наших душах, которому без оглядки на обстоятельства нужно следовать. Если это было бы так, все люди должны были бы иметь одинаковую совесть, но очевидно это не так. Иначе во время войны или другого конфликта воюющие стороны не сражались бы с одинаково чистой совестью.

В первую очередь совесть отвечает за принадлежность к важным для нас группам, прежде всего, группам, от которых зависит наше выживание. Она привязывает нас к данным группам, что бы они от нас ни требовали.

Совесть и группа

Испокон веков мы воспринимаем себя как часть группы настолько, что вне группы мы чувствуем себя неполноценными и потерянными. Особенно тогда, когда не можем присоединиться к другой подобной группе. В важных для нашего выживания группах часть служит целому. Все чувствуют себя сопричастными и обязанными общему целому и, в крайнем случае, готовы умереть за него. Индивид раскрывается только в общем и выживает в общем, пусть даже ему приходится погибнуть во имя общего целого.

Итак, совесть служит не столько выживанию отдельной личности, сколько выживанию группы. Совесть — в первую очередь коллективная совесть. Постигнув и приняв всерьез эти законы, можно понять, казалось бы, странное и нелогичное поведение — и свое собственное поведение, и поведение других людей. Чтобы принадлежать к системе, индивид выполняет все требования важной для него группы. Поэтому, следуя совести в рамках данной группы, он не имеет ни независимого я, ни независимой самости. Что бы ни казалось ему своим я и своей самостью, это, по сути, я группы и самость группы. Потому в группе многие люди так быстро выходят из себя и теряют самообладание и способность различать вещи.

Страх совести

Власть группы над индивидом приводит к коллективным убеждениям и коллективным действиям, которые непонятны трезвому наблюдателю и одновременно запрещают трезвое наблюдение, препятствуя ему. Тут становится ясно, сколько сил потребуется индивиду, чтобы освободиться из оков коллективной совести с ее требованиями. Ему нужно пересилить страх перед санкциями, которыми грозят блюстители выдуманных порядков и убеждений группы. Только по ту сторону страха он сможет увидеть действительность такой, как она есть, и по ту сторону совести постичь нечто, что заставит его прозреть и освободиться от пут совести, хотя, наверное, только отчасти.