Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Большой конфликт.doc
Скачиваний:
262
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
686.59 Кб
Скачать

Духовная совесть

Дух пребывает в связи со всем, и с противоположностями тоже. Дух непосредственно воспринимает, находится ли он все еще в гармоничной связи со всем, как оно есть, или нет. Поскольку дух находится в гармонии со всем, он не поддерживает ни одну сторону и не настроен против кого-либо. Как мы на духовном уровне воспринимаем гармонию и сопричастность всему? Гармония — это собранность и обращенность ко всему, как оно есть. Любое нарушение и потеря гармонии отзываются беспокойством. Как и в случае инстинктивной совести, здесь мы находим ответ на языке чувств — дискомфорт и беспокойство, сравнимые с виной и угрызениями совести.

И наоборот: на духовном уровне у нас возникает чувство спокойствия и уверенности, когда мы всему сопричастны и отдаемся течению событий, это похоже на чувство невинности и чистой совести. Это духовное чувство, которое сопровождает инсайт, расширяет наш горизонт, пробуждает нас. В отличие от инстинктивной совести тут нет ни страха, ни рвения. Действия духовной совести объединяют разделенное, а другая совесть разделяет. Духовная совесть служит миру, миру для всех.

Зло

Часто мы различаем добрых и злых людей, добрые и злые поступки. Мы делаем это под диктовку совести. Совесть подталкивает нас к разделению на добро и зло. Но что это за зло? И что это за добро? Это очень узкое видение. Под влиянием совести только то, что служит принадлежности к семье, рассматривается как добро. А зло — то, что угрожает принадлежности к нашей семье.

Внутри семьи это разделение очень важно. Оно помогает нам сохранить связь с нашей семьей. Но в то же время мы различаем добро и зло и в других группах. Значит, добрыми являются похожие на нашу семью группы, с теми же ценностями. А злыми или неполноценными являются группы, ценности которых отличаются от представлений о ценностях в нашей семье. И если они отличаются от наших, под влиянием совести мы желаем этим людям зла и даже хотим их уничтожить.

Итак, добрые люди, так называемые добрые люди, хотят попасть в рай и ни за что не хотят встретить там других людей. И это благодаря совести. Совесть создает рай и ад. Нередко добрые люди посылают злым муки ада и ведут себя как злые. Это одно из зол. Оно более или менее личное.

Силы-антагонисты

Мне думается, помимо личного зла еще существует великое зло. Эти силы разрушают созданное нами, ставят под угрозу и стремятся уничтожить достигнутое, и иногда им это удается. Если задуматься об Иисусе, что за добрый человек он был, и как он говорил о любви, например: «Будьте милосердны, как мой отец небесный. Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных», — то для него не существовало ни добрых, ни злых. И, тем не менее, он умер на кресте. Здесь вмешались силы-антагонисты.

Его убили отдельные люди, злодеи? Или они были только орудием враждебной силы, могущественной силы? Христос взывал на кресте: «Боже мой, Боже мой, зачем ты меня оставил?» Неужели бог дал слабину? Или враждебные силы сильнее бога? Всегда, когда кто-либо слишком возвышается, силы-антагонисты восстанавливают равновесие — во имя бога. Тогда откуда берутся эти силы и зло? От бога. Но как себя вести по отношению к враждебным силам? Их следует принять, раз на то божья воля. Следует вверить себя в руки бога или божественного. Таким образом мы чтим бога.

Добро

Важно различать: есть добро, продиктованное совестью, и добро по ту сторону совести. Добро в контексте совести — это то, что связывает нас с семьей, и что соответствует семейным ценностям. Но у каждой семьи — своя собственная совесть, отличающаяся от совести других семей и других людей. Мы с изумлением узнаем, что у мамы иная совесть, чем у папы. Поэтому с мамой мы ведем себя по-другому, чем с папой.

Следовательно, есть семьи, в которых хорошими считаются недопустимые в других семьях вещи. Что для одних хорошо, для других ужасно. Подобное наблюдается и на войне. Обычно обе стороны считают себя хорошими, сражаясь с противником. Или, например, камикадзе чувствуют себя хорошими — ведь их семьи и социальные группы одобряют их поступки и даже видят в них героев. У всех героев чистая совесть. Но чем занимаются эти герои? Они убивают других людей. Тогда что это за чистая совесть? Чистая совесть ребенка. Просто их чистая совесть приносит другим смерть. Все герои — дети. Конечно, я преувеличиваю. Но, если приглядеться, на кого они опираются, совершая геройства? Прежде всего, на матерей. Особенно на матерей, гордящихся своими героями.