Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Голубчик М.М._Политическая география мира.doc
Скачиваний:
1006
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
6.07 Mб
Скачать

10. 1. Австралия и Новая Зеландия

Австралия и Океания - огромный по пространственному охва­ту макрорегион, уникальный по своему составу, включающий Австралию - целый материк - и Океанию - крупнейшее в мире скопление островов: на большей части акватории Тихого океана площадью 10 млн. км2 насчитывается около 10 тысяч островов (т. е. в среднем один остров на 1 тыс. км2 просторов океана при средней величине одного "среднестатистического" острова немно­гим более 100 км2).

Среди государственных образований этого макрорегиона вы­дающееся место занимает Австралия - государство, территория которого включает наряду с материком Австралия остров Тас­мания и множество мелких островов (площадь около 7,7 млн. км2). Кроме того, под управлением Австралии находятся Кокосовые (Килинг) острова, острова Норфолк, Рождества, Макдональд и др. В 1901 г. произошло объединение шести британских колоний в Австралийский Союз, получивший статус доминиона. В 1931 г. по Вестминстерскому статусу Австралия получила полную само­стоятельность от метрополии. Современная Австралия - это фе­деральное государство в составе Содружества, возглавляемого Ве­ликобританией, и главой государства здесь является королева Великобритании, представленная генерал-губернатором (последний назначается по рекомендации австралийского правительства).

Таким образом, Австралия формально является конституци­онной монархией, но при таком видимом сходстве политическо­го устройства она заметно отличается от бывшей метрополии. Так, в отличие от Великобритании (и соседней Новой Зелан­дии) в этой стране есть конституция, при выработке которой использовался основной закон США. В 1984 г. здесь был при­нят собственный гимн "Вперед, прекрасная Австралия!", сменив­ший английский "Боже, храни королеву!"

В последние годы в стране активизировалось республикан­ское движение, ставящее своей целью конституционную рефор­му и приобретение Австралией статуса республики во главе с выборным президентом, что, как считают сторонники этого ста­туса, повысит геополитическую роль государства.

В состав федерации входят 6 штатов (Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия, Западная Австралия, Тас­мания) и две территории (Северная и Австралийская столичная, сложившаяся вокруг заложенной в 1913 г. и ставшей столицей в 1927 г. Канберры).

Штаты и территории имеют свои парламенты и правительства и пользуются значительной самостоятельностью.

В каждом из штатов назначается губернатор. Но, по суще­ству, штатами в рамках предоставленной им широкой автономии в решении местных экономических, социальных и культурных вопросов управляет местное правительство, возглавляемое пре­мьером, являющимся лидером партии, которая имеет большинство в парламенте штата (и это не зависит от партийной принадлеж­ности федерального правительства). Исторически сложилось так, что австралийские штаты значительно обособлены друг от друга в экономическом отношении.

Сравнительно недавно в социально-политической жизни Ав­стралии, наряду с "движением за республику", возникла еще одна интересная черта, заслуживающая внимания. Как известно, в соста­ве населения страны резко преобладают потомки переселенцев из Великобритании и Ирландии, а также иммигранты из других стран. Что же касается австралийских аборигенов, представляющих, по об­щему признанию, едва ли не самую бесправную и униженную со­циальную группу в современном мире, то они составляют весьма незначительную долю - их всего 330 тысяч человек из 18,3 млн. (1996 г.). Но вот недавно верховный суд Австралии, отвечая на вопрос: "Вправе ли австралийские аборигены требовать возвращения земель, которые кормили их тысячелетия, а потом были насиль­ственно, обманом и подкупом отторгнуты европейскими колони­заторами?", сказал: "Да, вправе". В постановлении верховного суда указывается, что организации аборигенов, племенные союзы могут в каждом отдельном случае в судебном порядке оспаривать право собственности на земли, которые они традиционно считали своими '.

Таким образом, теперь признано право традиционного владе­ния землей местными племенами, и его предстоит совместить с

278