Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Голубчик М.М._Политическая география мира.doc
Скачиваний:
1006
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
6.07 Mб
Скачать

Глава XIX. Политическая карта америки

9. 3. Латинская Америка

273

С этой точки зрения немаловажное значение может иметь стратегическое партнерство Бразилии и России, которое отвечает долгосрочным интересам обоих государств. Как отмечает доктор исторических наук А. Володин,"российско-бразильские отношения имеют неплохие перспективы вписаться в общую концепцию внешнеполитической деятельности Бразилии, одним из основных принципов которой в настоящее время является созидание и функционирование новых блоков и коалиций, уже не связанных с белыми полюсами противостояния Восток-Запад или Север-Юг" 10.

При этом обращается внимание на черты сходства Бразилии и России, например, на их сопоставимость по таким показателям, как размеры территории и численность населения, основные инди­каторы социально-экономического развития, значительная нерав­номерность развития отдельных регионов страны. Бразилия и Рос­сия имеют известное сходство политической истории. А. Володин считает, что взаимодополняемость стратегических интересов двух стран может, предположительно, реализовываться по следующим направлениям:

а) Бразилия и Россия - естественные или потенциальные со­ юзники в стремлении к многополюсному миру, имеют возмож­ ность участвовать в многочисленных коалициях в своем стрем­ лении к новому международному порядку;

б) активное взаимодействие с т. н. "первым миром", то есть со "старыми" высокоразвитыми странами;

в) расширение круга стран, ответственных за принятие наиболее значимых для мира решений (конкретно речь идет о расширении состава стран - постоянных членов Совета Безопасности ООН - за счет таких государств, как Бразилия), повышение роли ООН п.

В новейшей политической истории Андских стран было не­мало сложных периодов потрясений, диктаторских и им подоб­ных режимов, ярким примером которых является режим воен­ной хунты генерала Аугусто Пиночета', который находился у власти в Республике Чили в 1973-1989 гг. Генерал А. Пино­чет пришел к власти в результате организованного им военного переворота, сверг законно избранного президента страны социали­ста Сальвадора Альенде (погибшего во время переворота), ограни­чил политические свободы граждан.

Но, как считают специалисты-политологи, установленная в Чили диктатура "не была тоталитарной. Пиночет не собирался предлагать чилийцам грандиозного плана всеобщего равенства, не

звал их за собой в царство невиданной свободы. Целью перево­рота было возвращение к нормальному эволюционному движению страны по хорошо известным дорогам рыночной экономики". Социалистические эксперименты Альенде привели к нарушению естественного хода вещей, к разрухе и обнищанию чилийцев; Аль­енде решал демократическими средствами неосуществимую (то­талитарную по своей природе) задачу. Поставленной перед об­ществом цели никак не соответствовали методы ее достижения, что делало поражение Альенде неминуемым. Пиночет просто вос­пользовался ситуацией широкого недовольства и захватил власть, удержать которую законный президент был не в состоянии" 12.

Так или иначе, но 11 сентября 1973 г. в Чили произошел самый жестокий и кровавый в истории континента военный пе­реворот, стоивший жизни (в это время и в первые послеперево-ротные годы) многих тысяч чилийцев.

В последние десятилетия у власти в Чили находится демокра­тическое правительство, которое считает своей главной задачей содействие процессу национального примирения и обеспечение гражданского мира в стране.

В группе Лаплатских стран наиболее длительный период репрессивной диктатуры во второй половине XX в. пережил Парагвай, где в течение 35 лет (!), с 1954 по 1989 гг., правила диктатура генерала Альфредо Стресснера. За эти годы в стране более 12 тыс. человек погибли или пропали без вести, более 400 тыс. прошли тюремные застенки.

В феврале 1989 г. в результате государственного переворо­та Стресснер был смещен, однако устранение диктатуры отнюдь не означает полного демонтажа авторитарного режима, основы которого не искоренены.

Исследователи латиноамериканских стран обращают внимание на то, что "синдром авторитаризма и преклонение перед сильной властью пока еще прочно сидит в крови всех латиноамериканцев. И об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного не­давно в странах континента. Несмотря на то, что подавляющее большинство жителей Латинской Америки высказывается в пользу демократического правления, каждый пятый респондент одобряет диктаторские режимы" 13.

Среди политико-географических (территориальных) проблем Южной Америки выделяется "проблема Фолклендских (Маль­винских) островов", являющихся спорной территорией между

274