Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия - ответы на вопросы.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
873.98 Кб
Скачать

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)

Идеалист. Две основные работы – «Теодицея», 1710 г. (оправдание бога) и «Монадология», 1714 г. 1689 г. – «Новый метод максимума и минимума» - обоснование дифференциального и интегрального исчисления (+ обоснования для «Монадологии»).

[Реале, Антисери]

Лейбниц решает задачу синтеза античного и нового, антично-средневековой философии и картезианства, методов новой науки. В частности, он выступает против исключительно механистического объяснения явлений, не требующего понятия конечной цели. Он предлагает учитывать оба взгляда, и механистический, и с позиций финализма (конечной цели), объяснять явления как с точки зрения действующей причины, так и с точки зрения конечной цели, так как эти подходы дополняют друг друга, а не исключают. Лейбниц считал, что можно получить два типа знания о природе: один - философский, исследующий самые общие принципы, и другой - научный, доступный познанию, поддающийся математической обработке.

[/Реале, Антисери]

Мир состоит из бесконечного числа субстанций, поскольку каждая монада – своего рода. Монада – духовный атом – имеет материальную оболочку, но духовную «начинку». Каждая монада бесконечно мала, и их число бесконечно велико. Монада – микрокосм, в котором в возможности заложено все богатство дальнейшего развития.

[Реале, Антисери]

Одна только протяженность не может быть сущностью тел, поскольку с помощью нее не объяснить такие их свойства, как свойство инерции, сопротивления. Для объяснения последнего нужно предположить наличие в природе некой «силы». Эти «силы» находятся вне пространства, времени и движения, то есть, в неких субстанциях. Таким образом, Лейбниц вновь вводит в обиход субстанции как силовые начала, отвергнутые новой философией ранее, но теперь в качестве так называемых метафизических точек - деятельных, духовных единиц, монад.

Все существующее является либо одной простой монадой, или совокупностью монад. Основные виды деятельности монад – деятельность восприятия и стремление переходить от одного восприятия к другому. Восприятие может быть разным – или простым восприятием, или сознательным, сопровождаемым пониманием (апперцепция). Простым восприятием обладает любая монада, но только монады, относящиеся к душе и разуму, обладают еще и апперцепцией (причем даже в них количество бессознательных восприятий бесконечно больше числа осознанных апперцепций).

Каждая монада представляет (воспринимает) все остальные, всю вселенную целиком. «Каждая субстанция с точностью выражает сущность всех остальных в силу существующих между ними связей», сотворенная монада представляет всю вселенную как целокупность. «Всякая субстанция - как целый мир, как живое зеркало Бога или же всей вселенной, она отражает ее (вселенную) по-своему, особо, так же как один и тот же город представляется по-разному в зависимости от местонахождения наблюдающего». «Смутно она представляет детали всей вселенной, а отчетливо - только небольшую часть того что наиболее близко к каждой монаде или превосходят ее по размерам; в противном случае любая монада была бы Божеством. Значит, монады ограничены не предметом, а способом познания предмета. Все монады смутно относятся к бесконечному, ко всему, но они ограничены и различаются между собой восприятиями».

А значит, и в душе человека присутствует некий образ всей вселенной. И вообще, «Настоящее всегда несет в себе зародыш будущего». В каждом мгновении присутствует совокупность времен и событий во времени, в хронологическом срезе.

Принцип "тождества неразличимых": не существует двух неразличимых субстанций (иначе говоря, абсолютно не дифференцированных, а следовательно, тождественных), или, другими словами, если допустить, что могут существовать две неразличимые субстанции, то они неизбежно совпадут и станут единой тождественной субстанцией. Двух одинаковых монад не существует, у каждой перспектива представления вселенной в чем-то своя.

[/Реале, Антисери]

Лейбниц обосновывает «предустановленную гармонию» , устанавливающую гармонию монад, обеспечиваемую богом. Монады делятся на низшие (смутные представления, неорганика, растения), средние (животные) и высшие (разум, человек).

[Реале, Антисери]

Сущность предустановленной гармонии. Каждая монада – замкнутый в самом себе мир, невосприимчивый к влияниям извне. Никакая монада не может оказать влияние на внутреннее бытие другой, и не испытывает воздействия другой. Но как же тогда они согласуются (в т.ч., как связаны душа и тело)? На этот вопрос есть три варианта ответа:

- допустить взаимодействие монад; - обратиться за помощью к Богу, попросив его вмешиваться во всех необходимых случаях, поскольку Он - Творец монад; - допустить, что извлекаемое из каждой монады идеально соответствует тому, что достают из себя все остальные. Создаваемая в результате совершенная гармония - часть их собственной природы, задуманной Творцом.

Первое не допускается – «воздействие представляется излишним: в самом деле, зачем одна монада должна отдавать другой то, что у второй уже есть? Именно такова природа субстанции: настоящее всегда скрывает в своих недрах будущее, по одному лишь элементу можно понять целое». Второе предполагает непрерывное божественное вмешательство, непрерывное чудо, что противно божественной мудрости и порядку вещей. А третий путь – и есть путь предустановленной гармонии. Все дело в том, что в каждой монаде содержится представление вселенной. У каждой монады оно «с собственной точки зрения», но, тем не менее, все эти представления идеально согласованы. Пример Бейля – если собаку ударили палкой и она почувствовала боль, это не значит, что человек или палка воздействовали на душу собаки. Это значит, что собачья душа с самого начала представляла все события жизни собаки, включая удар палкой и боль, и в некоторый момент благодаря внутреннему развитию восприятие боли стало отчетливым и ясным. Благодаря предустановленной гармонии, этот момент в точности совпал с поступком человека, ударившим собаку палкой, как два заранее настроенных будильника могут зазвенеть ровно в одно и то же время, никак не воздействуя друг на друга и без какого-либо внешнего вмешательства в этот момент.

[/Реале, Антисери]

Лейбниц выделяет три уровня в познании:

1. Высший уровень – «ясное» (логическое) познание;

2. «Смутное» познание – основано на воображении;

3. «Темное» познание – чувственное.

В XVIII в. на этой основе появится эстетика.

Лейбниц не считает пространство и время самостоятельными началами бытия, независимыми от свойств движения материи. Пространство – порядок взаимного расположения тел относительно друг друга. Время - порядок смены состояний движущихся сил (всякое изменение – движение).

«Теодицея» (новолат. theodicea — богооправдание). «Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и происхождении зла». Вопрос Софии Шарлотты (Прусской) – «Если бог создал этот мир (а бог – абсолютное добро), то почему в мире есть зло?». В «Теодицеи» речь о естественной (рационально обоснованной) теологии. Две проблемы: оправдание бога за существующее в мире зло (физическое и моральное) и определение свободы человека. Свобода человека – и есть источник зла. Свобода ограничена системой необходимостей: -метафизическая необходимость – абсолютно исключает всякую альтернативность, случайность; -моральная – связана с человеческим поведением; - физическая – то, что происходит в чувственном мире вещей. В последних двух есть степени свободы (выбор, случайности). Бог не отвечает за случайности. «Это теневой момент совершенного порядка вещей, не созданный богом. Но допущенный». Человек добился свободы – пусть за нее отвечает.

По заказу Петра I Лейбниц разработал систему образования, внедренную в России.