Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вера переданная святым.doc
Скачиваний:
71
Добавлен:
24.02.2016
Размер:
3.57 Mб
Скачать

3. Воплощение

Иисус в Библии предстает полностью человеком и полностью Богом. Но возможно ли это? Как появился Богочеловек? Он появился, когда вечный предсущий Логос — вторая ипостась Троицы — вошел в человека Иисуса из Назарета (или соединился с Ним). Совершилось это в момент чудесного зачатия человека Иисуса во чреве Марии. Это событие называется воплощением (принятием плоти).

А. Вечное предсуществование Божественной природы Иисуса

С одной стороны, человеческая природа Иисуса — Сам Человек, известный как Иисус из Назарета — имел начало. Строго говоря, Иисус Христос не существовал до непорочного зачатия. С другой стороны, Божественная природа Иисуса не имела начала; она вечна. Логос, или вторая ипостась Троицы, существовал всегда. В этой связи можно говорить о предсущес- твовании Иисуса Христа, хотя это предсущее состояние принадлежит только Богу, ставшему Иисусом Христом.

Иисус не раз упоминал — прямо или опосредованно — о том, что существовал до того, как пришел в мир. Он называет Себя «сшедшим с небес» (Ин. 6:41 и 3:13; см. 3:31; 6:38). Он говорит о том, что послан Отцом (Ин. 8:16; см. Мф. 15:24; Ин. 3:34). «Я исшел от Отца и пришел в мир» (Ин. 16:28). Иоанн Креститель, который был зачат за шесть месяцев до чудесного зачатия Иисуса (Лк. 1:24-36), провозглашает, что Иисус существовал прежде него (Ин. 1:15,30).

Более того, Иисус существовал до сотворения мира. Он говорит о Своем пребывании в славе с Отцом «прежде бытия мира» (Ин. 17:5; см. ст. 24). О Нем сказано, что Он был «от начала» (1 Ин. 1:1; Евр. 1:10). Кроме того, Иисус (а именно, Логос) участвовал в сотворении мира (Ин. 1:3; 1 Кор. 8:6; Кол. 1:16; Евр. 1:2,10).

Но само предсуществование Иисуса Христа еще не означает Его божества. Даже ариане верили в то, что Иисус существовал до воплощения и прежде создания мира, потому что был первым существом, сотворенным Отцом. Свидетельство истинного божества — вечное предсуществование; и Писание действительно учит, что Иисус (Логос) существовал вечно.

В Ин. 1:1-2 о Логосе, ставшем Иисусом Христом, сказано, что Он был «в начале у Бога». Он был «в начале» в том же смысле, в котором «в начале» был Бог. Далее в Ин. 1:3 сказано: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Здесь не только Логос назван Творцом всего, но и проведено четкое различие между Ним и всем тем, что было сотворено или «начало быть» (см. тж. Откр. 5:13). Сам Логос не был сотворен и не имеет начала; Он вечен. В Кол. 1:17 также сказано, что Бог Сын «есть прежде всего», то есть существует (настоящее время) прежде всего тварного. Джордж Лоулор пишет:

«Тот, Кто вызвал весь мир к существованию, обязательно должен был существовать еще до того, как что-либо было создано. До Сотворения Христос существовал на протяжении всей неизмеримой вечности. Он существовал прежде всей материи и всего физического. Все остальное появилось после Него. Все тварное имеет момент начала. У божественной природы Христа начала нет» (1^у1ог, 39).

Свидетельствуя о Своем вечном предсуществовании, Иисус говорит: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). Отсюда ясно, что Он существовал прежде рождения Авраама; однако значение этих Его слов еще глубже. Глагол, относящийся к рождению Авраама (ginomai), употреблен в прошедшем времени; применительно же к Себе Иисус использует простой глагол «быть» в эмфатическом настоящем времени — ego eimi, «я есмь». Подобное употребление настоящего времени предполагает, что даже до Авраама Он пребывал в вечном, непрестанном бытии. Иными словами, Авраам имел начало, а Иисус — нет. Кроме того, использование настоящего времени там, где более естественно подошло бы прошедшее время, видимо, служит намеренной аллюзией на имя Бога, открытое в Исх. 3:14.

Есть и другие библейские тексты, подтверждающие вечное существование Иисуса. Михей пророчествует о Мессии, «Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Он — «Отец вечности» (Ис. 9:6). В Евр. 1:10-12 об Иисусе говорится словами из Пс. 101:26-28 — что Он неизменен от вечности: «Ты тот же» (Евр. 1:12). «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Иисус провозглашает: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22:13).

Вечное предсуществование Иисуса Христа как Божественного Логоса согласуется с таким ветхозаветным явлением, как «Ангел Господень» (Lawlor, 42-44). Кроме того, в Новом Завете к Иисусу применяются ветхозаветные высказывания о Яхве.

Б. «Слово стало плотию»

В соответствии с Божьим замыслом Спасения, «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего», вторую ипостась Троицы, «Который родился от жены» (Гал. 4:4). Вечный предсущий Логос вошел в нашу пространственную, материальную вселенную, соединившись с младенцем, который чудесным образом был зачат во чреве Марии. Иными словами, «Слово стало плотию» (Ин. 1:14). Это не означает, что Логос стал кем-то иным, лишившись Божественной сущности, которой обладал от вечности. Его Божество ни в чем не изменилось. Он стал плотью, каким-то непостижимым образом отождествившись с человеком из плоти и крови (Евр. 2:14).

Наиболее подробное упоминание об этом событии содержится в Фил. 2:5-8:

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».

Этот отрывок свидетельствует о предсуществовании Христа — то есть о том, что Он существовал прежде, чем стал человеком. Здесь также подчеркивается, что в этом предсущем состоянии, до Воплощения, Ему принадлежала полнота божества.

В Фил. 2:6 применительно к предсущему Христу используются два выражения: Он был «образом Божиим» и «равным Богу». В греческом оригинале использовано слово тогрИе, переведенное как «образ». Иногда мы понимаем «образ» как нечто внешнее, относящееся не к сущности, а к изменчивой форме чего-либо, в противопоставление сути и содержанию. Однако в греческом языке слово тогрИе имеет совсем другие коннотации. Оно означает внутреннюю, неотъемлемую природу чего-либо, неизмен­ную суть. Это совокупность тех качеств, которые делают вещь тем, что она есть. Таким образом, то, что Иисус был тогрИе Божиим, означает, что в предвоплощенном существовании Он обладал всеми атрибутами Божества — всеми теми неотъемлемыми качествами, которые делают Бога Богом. Второе выражение усиливает первое: Христос был «равным Богу». Эти слова «означают, что наш Господь Иисус Христос прежде, чем стал человеком, существовал наравне с Богом. Это объясняется тем, что Он был Самим Богом от вечности». Его божество совершенно.

В этом тексте Павел говорит прежде всего о том, как предвоплощенный Логос относился к Своему равенству с Богом (ст. 5). И Павел призывает нас подражать Ему. Каким же было отношение Иисуса к равенству с Богом? Он «не почитал хищением быть равным Богу». «Хищение» — это перевод слова кагра%то$, которое в Новом Завете встречается только в этом отрывке. Оно образовано от глагола, означающего «красть, забирать, выхватывать, отбирать силой». Поэтому в некоторых переводах сказано: «Он не посчитал кражей быть равным Богу». Однако здесь речь идет вовсе не о краже. Это существительное характеризует человека, который держится или хватается за что-то. Таким образом, это выражение может означать, что Логосу не нужно было держаться за Свое равенство Богу, потому что оно уже по природе принадлежало Ему. Однако контекст подчеркивает отношение Логоса к Своему положению, предполагая тем самым и другое значение. Христос не считал, что необходимо эгоистично держаться за Свое равенство Богу; Он готов был в определенном смысле поступиться им, чтобы принести спасение падшему человечеству. В этом заключается Его величайшее бескорыстие, которое ставится нам в пример.

В Своем бескорыстии Логос «уничижил Себя» (ст. 7). Здесь использован глагол кепоо, означающий «опустошать, делать пустым». Однокоренное существительное. Оно не встречается в Новом Завете, но обычно используется при интерпретации данного стиха. Что имеется в виду, когда говорится, что Логос «опустошил Себя»? Одно из самых распространенных толкований, которое было особенно популярно в де­вятнадцатом веке, — так называемое кенотическое богословие. Суть его заключается в том, что воплотившийся Логос отказался от некоторых (или даже от всех) божественных качеств. Он «снял с Себя Божество» или, по крайней мере, отказался от некоторых метафизических атрибутов, таких как всеведение, вездесущесть и всемогущество. Например, один из переводов предлагает такой вариант: «Он отказался от всего, что имел»9. Из этого учения следует, что воплощенный Логос перестал быть Богом в полном смысле. Подобный взгляд, конечно же, неприемлем, потому что он предполагает, что Иисус якобы был лишен некоторых основополага­ющих атрибутов Бога — в частности, единства простоты и неизменности (см. Cottrell, God the Creator, 35-37). Кроме того, это учение противоречит Евр. 13:8, а также Кол. 2:9. Во втором отрывке сказано, что в Иисусе Христе «обитает вся полнота Божества телесно». Лоулор справедливо отмечает:

«Христос не может перестать быть Богом, не может отказаться от некоторых или всех Своих атрибутов. Он не может отрешиться Своей неотъемлемой природы или на какое-то время принять вместо нее другую природу. Говоря о том, что Он «опустошил» Себя, мы должны хорошо понимать, что это не означает, будто Господь наш отказался от Своего божества, или сложил его с Себя, или сменил его на какое-то иное естество» (Lawlor, 89).

Что же, в таком случае, имеется в виду, когда говорится, что Логос «уничижил» или «опустошил» Себя? Логос оставался равным Богу по природе, но, будучи воплощенным Сыном Божиим, Он добровольно отказался от прерогатив, привилегий и преимуществ, принадлежавших Ему как Богу. Он принял на Себя ограниченное человеческое существование — более того, Он стал рабом. В Нем не было эгоизма, и Он не отстаивал Свои божественные «права». Он не держался за славу и богатство божественного положения. Бескорыстный Принц добровольно стал нищим (2 Кор. 8:9). Лоулор пишет: «Христос отказался «не от обладания атрибутами Божества и не от пользования ими, но от права независимо распоряжаться этими атрибутами» (Lawlor, 85). Иными словами, Он «отказался от Своего положения» или «сделался никем».

Как Логос это сделал? Он ничего не убавил от Своей Божественной природы, но добавил к ней человеческую — «приняв образ раба, сделавшись подобным человекам» (ст. 7). Логос не просто добавил к Своему божеству полноту человеческой природы Иисуса из Назарета, но также согласился на подчиненное положение раба, Который в бескорыстии Своем был готов пойти на крестную смерть ради нашего спасения (ст. 8). По словам Лоулора, «Господь наш Иисус Христос, став человеком, принял на Себя человеческие ограничения, немощь и бедность. Он испытал зависимость и подчиненность человеческого существования. Это было полной проти­воположностью той славе и полноте, которыми Он обладал, будучи Богом» (82). Однако, приняв все эти ограничения, «Он не утратил Своего божества и не отрекся от него»; «Он не перестал быть Богом» (80, 82).

Кем же был воплощенный Логос? Ортодоксальная христианская доктрина так описывает Его существо: в одном лице Иисуса Христа соединены два естества (сравните с доктриной Троицы — три Лица, обладающие одной природой). Это значит, что Христос полностью обладал двумя природами: Он был полностью человеком и полностью Богом. В то же время Он обладал единым сознанием, мышлением, волей и эмоциями.

Очень важно понимать, что Христос не был двумя личностями с двумя разными волями и сознаниями — человеческим и божественным. Учение о том, что в зависимости от обстоятельств в нем преобладала либо божественная, либо человеческая природа, следует отвергнуть. Это учение называется несторианством; оно было осуждено как ересь в пятом веке н.э. Также важно понимать, что божественная и человеческая природа Христа не сливаются и не смешиваются в некую единую смешанную природу, иначе принижается значение одной из них или обеих. Примером такого взгляда служит евтихианство — ересь, согласно которой человеческая природа Христа практически растворяется и теряется в Его божественной природе. Другой пример — лютеранская христология, в которой считается, что все атрибуты божественности Христа относятся и к его человеческой природе. Споры вокруг этого вопроса велись веками, пока христиане не достигли согласия. Эта доктрина изложена в заключении Халкидонского собора 451 г. н.э.10:

«Итак, следуя святым Отцам, все мы единогласно учим, что Господь наш Иисус Христос есть один и тот же Сын, один и тот же совершенный [teleion] по Божеству [theoteti] и совершенный по человечеству [anthropoteti], истинный [alethos] Бог и истинный Человек, один и тот же, состоящий из словесной (разумной) [psyches logikes] души и тела, единосущный Отцу [homoousion to patri] по Божеству и тот же единосущный нам [homoousion hemin] по человечеству, подобный нам во всем, кроме греха; рожденный от Отца прежде веков [pro аіопоп] по Божеству, но Он же рожденный в последние дни ради нас и нашего спасения от Марии Девы и Богородицы [theotokos] по человечеству [anthropoteta] — один и тот же Христос, Сын, Господь, Единородный, познаваемый [gnoridzomenon] в двух природах [duo physesin] неслиянно [asynkytos], неизменно [atreptos], нераздельно [adiairetos], неразлучно [achoristos]; различие Его природ никогда не исчезает от их соединения, но свойства [idiotetos] каждой из двух природ соединяются [syntrechouses] в одном лице [prosopon] и одной ипостаси [hypostasis] так, что Он не рассекается и не разделяется на два лица [prosopa], но Он один и тот же Сын Единородный, Бог Слово, Господь Иисус Христос; такой именно, как говорили о Нем пророки древних времен, и как Сам Иисус Христос научил нас, и как передал нам Символ Отцов».

В. Непорочное зачатие

Мы рассмотрели вопросы пред существования и воплощения Христа. Теперь мы обратимся к тому чудесному событию, когда предсущий Логос стал плотью в Иисусе из Назарета. Это событие называется «непорочным зачатием». Чтобы понять его, следует помнить о божестве Христа, потому что Его зачатие непосредственно связано с Его Божественной природой.

Название книги Громацки точно отражает эту связь: «Непорочное зачатие: доктрина Божества» (Gromacki, The Virgin Birth: Doctrine of Deity). Громацки пишет: «Если истинно библейское учение об Иисусе Христе, то Он действительно Бог. Из этого совершенно логично следует, что Он пришел в этот мир сверхъестественным образом. Единственным способом Его Воплощения было НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ» (68). Таким образом, «признавая непорочное зачатие Христа, мы признаем Его Божество; признавая Божество Христа, мы признаем Его непорочное зачатие» (189).

В Библии рассказывается о некоторых других сверхъестественных случаях рождения, когда один или оба родителя были бесплодны или достигли преклонного возраста. Так родились Исаак (Быт. 18:9-14), Самуил (1 Цар. 1:1-20) и Иоанн Креститель (Лк. 1:5-25). Но все эти случаи отличаются от рождения Иисуса, потому что всякий раз родителей было двое, и на свет появлялся обычный ребенок. Непорочное зачатие Иисуса было единственным в своем роде, потому что в нем участвовал только один родитель, и рожденный ребенок был полностью человеком и полностью Богом.

Непорочное зачатие Иисуса предсказано в Ис. 7:14: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Матфей повествует о непорочном зачатии Иисуса со слов Иосифа и свидетельствует об исполнении пророчества Ис. 7:14 (Мф. 1:18-25). Лука рассказывает об этом, пользуясь воспоминаниями Марии (Лк. 1:26-35). Хотя Павел не пишет непосредственно о непорочном зачатии, тем не менее, упоминая о рождении Иисуса (Рим. 1:3; Гал. 4:4; Фил. 2:7), он использует греческое слово ginomai («становиться, появляться») вместо слова gennao, которое обычно обозначает «рождаться» и имеет коннотацию отцовского зачатия.