Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вера переданная святым.doc
Скачиваний:
71
Добавлен:
24.02.2016
Размер:
3.57 Mб
Скачать

2. Божественная природа Иисуса

Итак, Иисус был полностью человеком, но это еще не все. Он также был Богом и обладал полнотой Божества. Об этом ясно говорит и Новый Завет, и Ветхий, если читать последний через призму новозаветного откровения.

А. Божество Иисуса в Ветхом Завете

Еще задолго до написания Нового Завета, в Ветхом Завете Бог недвусмысленно пообещал приход Мессии или Искупителя, обладающего божественной природой. Исследуя Ветхий Завет, мы находим предсказания, относящиеся к двум различным, но взаимосвязанным темам. Во-первых, «придет Искупитель Сиона» (Ис. 59:20), то есть Бог пошлет Спасителя к Своему народу. Родится младенец, Который будет править на престоле Давида и восстановит справедливость в Своем царстве (Ис. 9:6-7; 11:1-5). Восстанет Помазанник Божий, Который принесет Своему народу свободу, мир, обновление и процветание (Ис. 61:1-9). Из Вифлеема «произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле… И станет Он, и будет пасти в силе Господней» (Мих. 5:2-4).

Во-вторых, Ветхий Завет предсказывает, что Сам Бог придет спасти Свой народ. «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш… Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40:1,3; см. Ис. 60:1-2). «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете… говорит Господь Саваоф» (Мал. 3:1). «Да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы пред лицем Господа, ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы — верно» (Пс. 97:8-9; см. Пс. 95:10—13).

Даже в самом Ветхом Завете эти две темы переплетаются во многих текстах, говорящих о грядущем Мессии как о Боге. В Псалме 44 перед нами предстает могущественный Царь-победитель, Который в величии и великолепии идет забрать Свою невесту; и стих 7 обращен к Нему как к Богу: «Престол Твой, Боже, вовек» (см. Евр. 1:8). Псалмопевец не только обращается к Нему как к Богу, но говорит о том, что Его царство или правление пребудет вечно.

Псалом 109 от начала до конца свидетельствует о Божестве Мессии. Давид, написавший Псалом, называет Его «мой Господь» (ст. 1). «Господь» — Сам Яхве — говорит Господу Давида: «Седи одесную Меня» (ст. 1). Место Мессии одесную Бога означает, что Ему полностью принадлежат величие и сила Божьи и что Он правит с Богом над всеми Своими врагами (ст. 2). В ст. 4 говорится о том, что Мессии-Царю также принадлежит вечное священство. В Мф. 22:42-45 Иисус цитирует Пс. 109:1, объясняя, что Мессия — Сын Божий.

О Божестве грядущего Мессии совершенно ясно сказано в Ис. 9:6: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Имена «Чудный» и «Советник» подчеркивают мудрость Божественного младенца. Еврейское слово, обозначающее «чудо», в Ветхом Завете часто имеет оттенок божественного или сверхъестественного и обычно применяется к чудесам, которые совершает Бог. См. Исх. 3:20; 15:11; 34:10; Суд. 13:18-19; Пс. 71:18; 76:12; 77:12. В Исаии 28:29 сказано, что именно от Господа (Яхве) происходят дивные судьбы Его и великая премудрость Его.

В Ис. 9:6 о младенце-Мессии также говорится как об «Отце вечности» или «вечном Отце», то есть к Нему относятся и отцовство, и вечность. Вечность сама по себе — это атрибут Бога; но автор еще более усиливает это значение, называя Мессию Отцом вечности.

Сильнее всего божество Мессии выражено в словах «Бог крепкий» (Ис. 9:6). Сокращенное имя Бога, здесь соединено со словом gibbor, что означает «сильный, герой». Слово gibbor также используется применительно к Царю-Мессии в Пс. 44:4 («Сильный»), Это же словосочетание (‘е/gibbor) встречается в Ис. 10:21, где речь идет о Яхве. Таким образом, в этих стихах совершенно ясно говорится о божественной природе Мессии.

Следует также привести два отрывка из Книги Пророка Михея. В Мих. 2:12-13 Мессия изображен как Пастырь и Царь, Который избавит Свой народ от уз: «И царь их пойдет перед ними, а во главе их Господь». Таким образом, Царь отождествляется с Яхве. Кроме того, в Мих. 5:1—4 говорится, что этот Пастырь-Царь выйдет из Вифлеема и — в то же время — что Он пребывает от века: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных». Только о Боге можно сказать, что Он пребывает от века.

Наконец, еще одно ветхозаветное пророчество, упоминающее о божестве Мессии, — Мал. 3:1. В этом отрывке Яхве вначале говорит: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною». Из Нового Завета мы знаем, что этот посланец — Иоанн Креститель (Мф. 11:10; Мк. 1:2; Лк. 1.16); и когда Бог говорит, что Его посланец «приготовит путь предо Мною», это значит, что Он придет Сам. Но далее Яхве говорит о Себе в третьем лице: «И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф». Итак, с точки зрения грамматики, в первом предложении говорящий сообщает о Себе, что Он придет (первое лицо, «Я»); и этот говорящий — «Господь [Яхве] Саваоф». Во втором предложении грядущий назван словом «Господь», ha- ‘adon. Слово ‘adon (ср. ,adonai) часто использовалось в значении «господин, хозяин»; но в Ветхом Завете с определенным артиклем оно означает Бога. Таким образом, во втором предложении грядущий Господь — это Бог. Этот вывод также подтверждается словами о том, что Ему принадлежит храм — «храм Свой». Очевидно, что Господь, идущий в храм Свой, — это Господь Саваоф.

Итак, даже если исследовать только Ветхий Завет, не обращаясь к Новому Завету, можно убедиться, что пророки отождествляли грядущего Мессию с Самим Богом.

Б. Божество Христа в Новом Завете

В Новом Завете прямо говорится о том, что Иисус из Назарета был Мессией, Которого предрекали пророки. Новозаветные авторы, говоря об Иисусе, обращаются к вышеупомянутым и другим ветхозаветным свидетельствам Его божества. Как правильно отмечает Б. Б. Уорфилд:

«Через весь Новый Завет неизменно проходит мысль о том, что с приходом Иисуса Христа исполнилось ветхозаветное обетование, повторяющееся и в Псалмах, и в Пророках. Обетование о том, что в назначенное время Бог посетит народ Свой, чтобы спасти его. Из Писания мы знаем, что Он назван Иисусом именно потому, что «спасет людей Своих от грехов их» (В. В. Warfield, «Messiah,» 104).

Кроме того, Новый Завет содержит множество подтверждений Божественной природы Иисуса. Приведем их краткий обзор.