Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вера переданная святым.doc
Скачиваний:
71
Добавлен:
24.02.2016
Размер:
3.57 Mб
Скачать

3. Источник смерти

«Почему люди умирают?» На самом деле это не один вопрос, а два. Первый связан со смертью в целом: почему вообще существует физическая смерть? Второй вопрос связан с отдельными людьми: почему именно этот человек умер именно такой смертью именно в это время? Важно помнить, что это два разных вопроса, на которые мы даем два разных ответа.

Отвечать на эти вопросы мы будем в два приема. Во-первых, нужно решить, относится ли смерть к естественным природным явлениям, или же это противоестественное явление, вызванное грехом. Во-вторых, если верно второе, то нужно выяснить, относится ли смерть к естественным последствиям греха, или же это целенаправленное действие, совершаемое Богом-Судьей по отношению к грешникам.

А. Смерть как следствие греха

Пожалуй, самое популярное объяснение смерти состоит в том, что человек — это якобы такая же часть природы, как и все остальное. Следовательно, смерть человека так же естественна, как смерть всех прочих живых существ. Эта идея — не что иное, как наследие материалистической эволюционной теории. Подобно Троянскому коню, она проникла во многие умы, внушив, что человеческая жизнь, как и жизнь вообще, возникла в результате эволюционных процессов. Следовательно, смерть человека — такое же нормальное явление, как смерть насекомого или слона. Кюблер-Росс пишет: «Смерть всегда была и всегда будет с нами. Это неотъемлемая часть человеческого существования» (Kuebler-Ross, Growth, 1).

Многие христиане под влиянием эволюционной теории тоже говорят о смерти как о естественном, нормальном конце человеческой жизни. Либеральный богослов Пауль Тиллих писал: «Человек по природе своей смертен». Он «из праха взят и вернется в прах» в своей «естественной ограниченности». «Грех порождает не смерть», а лишь противоестественную тревогу при мыслях о ней1. Дж. С. Ламар, деятель Движения Возрождения, утверждает, что человек изначально был сотворен смертным (то есть об­реченным на смерть), а последствием греха стала только духовная смерть (Lamar, 100-101). Известный современный проповедник, комментируя фразу «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23), сказал, что в этом стихе речь идет только о духовной смерти, а не о физической, потому что «даже величайшие святые умирают». А один из докладчиков, выступавших в 1976 году на съезде христиан Северной Америки, говорил: «Смерть не имеет никакого отношения к греху, так как она была частью творения от начала». Автор одной из статей в журнале «Крисчен стэндард» пишет: «Смерть — это неотъемлемая часть нашего существования. Она так же естественна, как и рождение» (Howden, Christian Standard, 11).

Говоря о растениях и животных, действительно можно утверждать, что смерть — «естественная часть существования» — Библия не дает оснований для вывода, что смерть вошла в животный мир в результате грехопадения Адама. Однако утверждать то же самое в отношении человека — очень серьезная ошибка. Такое представление противоречит ясному библейскому учению о том, что смерть людей, в том числе и физическая смерть, — последствие греха.

Священное Писание многократно говорит о прямой взаимосвязи между грехом и смертью — начиная с Быт. 2:17, где Бог предупреждает Адама, что если тот нарушит Его заповедь, неизбежным результатом этого станет смерть (Быт. 3:19). «Душа согрешающая, она умрет», сказано в Иез. 18:20 (см. ст. 26)2. В Рим. 1:32 Павел пишет, что согрешающие «достойны смерти». Он учит также, что смерть — это плата за грех и что «тело мертво для греха» (Рим. 6:23; 8:10). В Иак. 1:15 приводится «родословие» смерти: «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). В Рим. 5:12 объясняется, что смерть вошла в мир и распространилась на всех через одного человека — Адама. Это значит, что смерть того или иного человека не обязательно вызвана его собственными грехами. Смерть — это проклятие, тяготеющее над всем человечеством. Даже дети и святые умирают; все это — результат грехопадения.

Итак, очевидно, что человеческая смерть — не естественное явление, а результат греха. В конечном счете, «естественной смерти» не бывает. Но откуда мы знаем, что в стихах, говорящих о связи смерти с грехом, речь идет именно о физической смерти? Мы допускаем, что в этих стихах в том или ином смысле подразумеваются и другие виды смерти; однако нет оснований утверждать, что о физической смерти в этих текстах не говорится. Например, в Быт. 2:17 сказано, что возмездие за непослушание — смерть. Когда в 3:19 объявляется об этом возмездии, упоминается только один вид смерти — физическая смерть («возвратишься в землю»).

Одна из трудностей такой интерпретации Быт. 2:17 связана с тем, что в этом стихе сказано: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Справедливо встает вопрос, может ли здесь идти речь о физической смерти, если в тот день Адам не умер физически, и прожил еще 930 лет (Быт. 5:5)? Ответ на этот вопрос состоит их двух частей. Во-пер- вых, значение смертельного проклятия Адама не ограничивается только физической смертью. Новый Завет позволяет нам утверждать, что в этом отрывке подразумевается также духовная смерть, которой Адам действительно умер в тот день. Во-вторых, даже физическая смерть Адама в определенном смысле началась в тот же день, потому что Бог лишил его иммунитета против смерти, и тело Адама начало умирать. В тот день Адам из живого существа («душа живая» — Быт. 2:7) превратился в существо умирающее. В Быт. 3:19 смерть упоминается как одна из составляющих проклятия (3:14-19), а не как дополнение к нему («да, кстати, не забудьте, что в один день вы умрете»).

В Рим. 5:12 разъясняется, что физическая смерть — часть наследия Адама. Контекст не оставляет сомнений в том, что это так. В Рим. 5:6-10 речь идет о физической смерти Христа (см. 6:9), а в Рим. 5:14 — о физической смерти детей. В Рим. 8:10 подчеркивается связь между грехом и смертью тела. То, что грех Адама принес в мир смерть, подтверждается параллельным отрывком — 1 Кор. 15:22: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». То, что речь здесь идет о физической смерти, ясно из последующего объяснения телесного воскресения.

Некоторые аспекты учения о спасении также подтверждают эту мысль. Например, то, что воскресение тела рассматривается как акт искупления (Рим. 8:23), означает, что смерть тела — это результат греха. Кроме того, если бы физическая смерть была естественным событием, то в каком смысле смерть Христа была бы проклятием и расплатой за наши грехи? (См. Гал. 3:13; Евр. 2:14-15).

Итак, мы видим, что все виды смерти человека, в том числе и физическая смерть, — это возмездие за грех. Если бы не было греха, люди бы не умирали. Человек не был сотворен для того, чтобы умереть естественной смертью, подобно другим живым существам. Человека как творение Божье можно назвать смертным в том смысле, что он может умереть, что ему дана такая возможность. Смерть — это возможность, но не необходимость или неизбежность. Эриксон называет изначальное состояние Адама «бессмертием на определенных условиях». Иными словами, «способность жить вечно не была неотъемлемой частью его природы, но и к непременной смерти он предназначен не был» (Erickson, Theology, 630).

Итак, люди умирают по причине греха. То, что между грехом и смертью нет взаимосвязи, — ложь, вымышленная дьяволом (Быт. 3:4). Но это вовсе не значит, что каждый человек умирает из-за собственного греха или из-за греха кого-то из современников. Часто именно так и происходит, однако в целом смерть завладела человечеством из-за греха Адама: «.. .в Адаме все умирают» (1 Кор. 15:22).

Б. Смерть как возмездие за грех

Итак, первый вопрос, связанный со смертью, — «Почему вообще люди умирают?» На него мы дали ответ: «По причине греха». Второй вопрос заключается в том, какова природа связи греха и смерти — естественная или юридическая. Иными словами, нужно ли рассматривать смерть как естественное и неизбежное последствие греха или как возмездие за грех в юридическом смысле?

Ответ на этот вопрос зависит от того, о каком из аспектов смерти идет речь. Я считаю, что смерть духовная — это, в первую очередь, неизбежное последствие греха; грех по природе своей отделяет нас от святого Бога. Кроме того, Библия ясно говорит, что вечная смерть, вторая смерть в огненном озере — это наказание, наложенное на грешников Праведным Судьей. Но что можно сказать о физической смерти? Некоторые утверждают, что физическая смерть — это всего лишь естественное последствие греха. Например, Оуэн Крауч следующим образом толкует предупрежде­ние, с которым Бог обращается к Адаму в Быт. 2:17: «Смерть не следует рассматривать как приговор, приведенный в исполнение. Смерть стала последствием выбора, который сделал Адам». Смерть Адама сравнивается со смертью самоубийцы, выпившего яд (Crouch, 12). Но такое представление о смерти следует отвергнуть. Телесная смерть — это именно возмездие за грех. Даже если между грехом и смертью и существует естественная связь, эта связь — не единственная. JI. Моррис (L. Morris, Wages, 15) утверждает: «Смерть и грех соединены по воле Бога, дабы мы усмотрели в смерти грешника карающую десницу Божью».

Именно такой вывод следует из Библии. Грех по природе своей — преступление закона праведного и святого Бога. Божья святость, требующая, чтобы грех был наказан, обрушивается на грех Божьим гневом. Беркоф (Berkhof, 255) пишет о грехе:

«Это не только нарушение закона Божьего, но и преступление против Самого Законодателя, бунт против Бога. Это вызов праведности Божьей, которая есть основание престола Его (Пс. 96:2). Грех — это оскорбление, брошенное в лицо святому Богу, Который требует, чтобы мы были святы во всем (1 Пет. 1:16). Поэтому естественно, что Бог наказывает грех».

Далее Беркоф развивает такую мысль (Berkhof, 257): «Справедливость требует, чтобы преступник был наказан. За законом Божьим стоит Сам Бог, поэтому цель наказания — утвердить праведность и святость великого Законодателя. Святость Божья не может остаться безответной, когда ей противостоит грех, поэтому наказание неизбежно настигает грех». Бог «праведен и истинен» (Втор. 32:4). «Он по делам человека поступает с ним» (Иов 34:11). В Быт. 3:19 смерть упоминается как одна из составляющих проклятия. В Рим. 6:23 сказано, что смерть — это возмездие (плата) за грех. Греческое слово, переведенное как «возмездие», «означает то, что причитается по долгу. Из этого следует, что грех не только приводит к смерти, но и заслуживает такого исхода» (L. Morris, Wages, 15). Грехи, о которых говорится в Рим. 1:28-31, не просто приводят к смерти; Павел пишет, что «делающие такие дела достойны смерти» (Рим. 1:32). Неудивительно, что «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27).

Однако тут важно провести различие между святым судом Божиим, который в конечном счете приводит к смерти, и непосредственной причиной смерти того или иного человека. Бог наложил наказание смерти на все человечество, согрешившее в Адаме (Рим. 5:12). Кроме того, в некоторых случаях Бог непосредственным образом вызывает смерть тех или иных людей (Лк. 12:5). Иногда это происходит из-за их грехов (Деян. 5:1-11; 12:21-23), иногда — по другим причинам (2 Цар. 12:15-18)3. В некоторых случаях смерть становится проявлением Божьего милосердия. Иногда мы молим Бога о том, чтобы Он забрал святых, которые переносят жестокие страдания.

Но необходимо понимать, что ситуации, когда Бог непосредственным образом вызывает человеческую смерть, следует рассматривать скорее как исключение из правил. Чаще всего всемогущий Бог просто позволяет свободной воле человека приводить к смерти, или же проклятие, наложенное на все человечество, оказывает суммарное воздействие — через несчастные случаи, болезни или старение. Об этом следует помнить, особенно когда кто-то умирает неожиданно, преждевременно или в ужасных страданиях. Те, кто ошибочно полагает, что Бог всякий раз принимает решение по поводу каждой отдельной взятой смерти, мучительно пытаются найти ответы на вопросы: «Почему Бог забрал мою жену — мать троих детей?» или «Почему Бог забрал моего ребенка?» Те, кто мыслят подобным образом, понимают, что смерть — это наказание за грех; но все равно в смятении спрашивают: «Чем согрешил мой сын-подросток, которого Бог наказал смертью?» или «Почему Бог наказал меня смертельным раковым заболеванием?» Задавая подобные вопросы, люди упускают из виду очень важный момент: в большинстве случаев смерть не вызвана непосредственным деянием Бога — наказанием или чем-либо другим. Чаще всего смерть — это следствие наказания, наложенного на все человечество из-за греха Адама.

Неверное понимание роли Бога в человеческой смерти иногда приводит и к неверному пониманию роли дьявола. Отвечая на вопрос: «Почему люди умирают?», один автор справедливо отмечает, что смерть человека, как правило, нельзя считать проявлением Божьего замысла или «Божьим призывом вернуться домой». Но затем этот же автор со­вершает ошибку, приписывая всякую смерть козням дьявола. К этому ошибочному выводу он приходит в результате рассуждений о том, что смерть вызвана грехом, а грех вызван дьявольским искушением: «Итак, смерть настигает нас всех — не потому, что вмешивается Бог или Сын Его Иисус, и не потому, что Он «зовет нас домой», и не по воле Божьей, а потому, что дьявол действует в этом мире, побуждая людей ко греху». Получается, что «подлинный виновник смерти» — не кто иной, как дьявол (Fowler, 9-10).

Действительно, дьявол имеет определенное отношение к смерти: он искушает нас, чтобы мы грешили, а смерть — это наказание за грех. Это одна из причин, по которой в Библии сказано, что дьявол имеет «державу смерти» (Евр. 2:14). Искусив Адама и Еву в Едемском саду, дьявол тем самым внес свой вклад в смертное проклятие, которое было наложено на всех из-за греха Адама. Кроме того, дьявол искушает нас, пытаясь ввести в грех. Возможно, что в некоторых случаях смерть вызвана именно его действиями (Иов 1:12-19). Но все равно нельзя называть его «подлинным виновником смерти». На то есть две причины. Во-первых, несмотря на то, что дьявол искушал Адама и Еву, а сейчас искушает нас, мы наделены свободой воли, а значит, сами должны держать ответ за свои грехи. Поэтому если считать виновником смерти (которая есть наказание за грех) того, кто совершает грех, то подлинные виновники смерти — это мы сами. Во-вторых (и это гораздо важнее), несмотря на то, что дьявол искушает нас, а мы выбираем грех, изначальный смертный приговор за грех вынес Бог. Поэтому, хотя Бог и не желает смерти того или иного человека (на это нет непосредственной воли Бога), само существование смерти — это и есть в юридическом смысле воля Бога, повелевшего, что все люди должны умереть по причине греха. В этом смысле любая смерть вызвана Богом.