Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вера переданная святым.doc
Скачиваний:
71
Добавлен:
24.02.2016
Размер:
3.57 Mб
Скачать

4. Атрибуты Бога, явленные в отношениях с грешниками

Наконец, последняя категория атрибутов Бога — атрибуты, явленные в отношениях с творениями, по собственной воле избравшими грех. Все эти атрибуты служат дальнейшим проявлением двух основных качеств нравственной природы Бога — святости и любви. Поскольку Бог свят, Он ревнив, и Его гнев изливается на грех. Поскольку Бог есть любовь, Он проявляет к грешникам милосердие, терпение и благодать.

А. Бог ревнив

Святость Божья перед лицом греха иногда является в виде ревности (Cottrell, God the Creator, 409-416). Во второй заповеди Яхве провозглашает: «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх. 20:5). «Ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх. 34:14).

И в Ветхом, и в Новом Завете это качество Бога описывается словами, обозначающими горячее, страстное рвение или усердие, горение духа, ревность, даже ревностный гнев. Но не следует понимать ревность Бога как мелочную злобу или зависть, направленную на некое другое божество, чьих полноправных поклонников Бог желает заполучить Себе. Ревность Бога обычно образно понимается в контексте аллегории брака. Подобно мужу, Бог ревнует «ревностью Божиею» (2 Кор. 11:2) о благополучии и безраздельной верности Своей супруги. Что же угрожает разрушить эту верность? Идолопоклонство! Потому Библия обычно говорит о ревности Бога в тех случаях, когда осуждается идолопоклонство. Это видно в таких стихах, как Исх. 20:5 и Исх. 34:14, которые цитировались выше. См. также Втор. 6:14—15: «Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; ибо Господь, Бог твой… есть Бог ревнитель (см. Втор. 4:22-24; 29; 17-20). Во Втор. 32:21 Господь провозглашает: «Они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня». См. Нав. 24:19-20; Пс. 77:58; 1 Кор. 10:22.

Ложные боги вызывают ревность Бога потому, что претендуют на Его исключительное Божество и безраздельное право на преданность Его творений. Здесь и появляется аналогия брачных отношений. Те, кто следуют за ложными богами, изменяют законному супругу; они виновны в духовном прелюбодеянии или распутстве. См. Числ. 25:1-2; Иер. 5:7; Иез. 16:17; 23:25-27. Как всякого мужа уязвляет и возмущает неверность жены, так и святой Бог ревнует о народе, который ходит вслед другим богам. Исайя выражает самую суть этого качества Бога: «Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис. 42:8). Единый истинный Бог говорит: «Возревную по святом имени Моем» (Иез. 39:25).

Б. Гнев Божий

Гнев Божий — далеко не самая приятная тема; но гнев — неотъемлемая часть природы Бога, и изучать этот атрибут необходимо для правильного понимания греха и спасения. По сути своей гнев Бога не отличается от Его святости; единственное различие заключается в том, что гнев — это святость, столкнувшаяся с грехом (Cottrell, God the Redeemer, 275-319).

В Библии очень много говорится о гневе Божьем. Бог провозглашает, что Его гнев обрушится на восставшие против Него народы: «Скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение» (Пс. 2:5). Используя образ винного пресса, Бог говорит: «И Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мок… ибо день мщения — в сердце Моем» (Ис. 63:3—4). Гнев Бога обрушивается и на непокорный Израиль: «За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его» (Ис. 5:25). «Ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор» (Втор. 32:22). Никто из врагов Божьих не уцелеет: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1:18).

Леон Моррис отмечает, что только в Ветхом Завете для обозначения гнева Божьего используется более двадцати разных слов; о гневе Бога упоминается более пятисот восьмидесяти раз (Morris, Preaching, 131). Некоторые ветхозаветные слова имеют значение «горящее пламя». Например: «Ибо я страшился гнева и ярости [chemah], которыми Господь прогневался на вас» (Втор. 9:19). «И Господь услышал, и воспламенился [charnu] гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень» (Чис. 11:1). Чаще всего в Ветхом Завете для обозначения гнева Божьего применяется слово ‘ар, которое буквально переводится как «нос» или «ноздри», а производный от него глагол означает «выражать недовольство, гневаться». Псалом 17:9 так описывает гнев Бога: «Поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли [сыпались] от Него».

В Новом Завете гнев Бога в основном передается двумя словами: orge (Ин. 3:36; Рим. 1:18; Откр. 6:16-17) и thymos (Рим. 2;8; Откр. 14:10,19). Если проводить между ними различие, то orge имеет оттенок постоянно сдерживаемого негодования — как вулканическая лава, бурлящая в недрах. Thymos же означает всплеск гнева или вспышку ярости — как извержение вулкана. Итак, гнев Божий горит постоянным негодованием против греха, иногда обрушиваясь страшным наказанием. «Потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12:29).

Нужно не только видеть отдельные всплески Божьего гнева, но и понимать, что пылающий огонь гнева — постоянный аспект природы Бога, неотъемлемая часть Его сущности. Поскольку Бог свят, Его гнев обязательно изливается на всякий грех. Гнев — естественное, неизбежное и вечное отвращение святого Бога ко всему порочному. Святость Божья всегда пылает даже при самой мысли о грехе, но гнев Его открывается явным образом только с появлением греха в мире. В этот момент святость Бога становится «огнем поядающим», который по природе своей должен поглотить и уничтожить всякое зло. Грех, столкнувшийся со святостью Бога, подобен каплям воды, которые мгновенно испаряются, попадая на горячую печь. Святость Божья — словно раскаленная добела печь, а грехи — как клочки бумаги, которые мгновенно вспыхивают над ее пламенем.

Библия говорит об ужасе положения тех, на кого обрушивается гнев Бога: «Страшно впасть в руки Бога Живаго!» (Евр. 10:31). Те, на кого изливается Божий гнев, называются Его врагами (Рим. 5:10; Кол. 1:21; Иак. 4:4). «Я — на тебя», — говорит Бог тем, кто прогневал Его (Иер. 50:31 ; Иез. 21:3). «Лице Господне против делающих зло» (1 Пет. 3:12).

Некоторые говорят, что Бог ненавидит грех, но любит грешника. Это не так; Богу ненавистен не только сам грех, но и грешник. «Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие… кровожадного и коварного гнушается Господь» (Пс. 5:6-7), «любящего насилие ненавидит душа Его» (Пс. 10:5). См. также Лев. 20:23; Втор. 25:16; Пс. 77:59; Притч. 6:19; 11:20; 16:5; 17:15; Иер. 12:8; Ос. 9:15, Мал. 1:3; Рим. 9:13. Невозможно просто пренебречь всеми этими стихами, в которых недвусмысленно говорится о том, что Бог ненавидит грешника.

Гнев Бога — это воздаяние, заслуженное наказание за грех. Это юридическое взыскание, которое Бог — праведный Судья — справедливо налагает на нераскаявшегося грешника. Это проклятие, предписанное законом; в Судный день Христос скажет: «идите от Меня, проклятые» (Матф. 25:41). Это Божье возмездие, когда беззаконник расплачивается за грех: «У Меня отмщение и воздаяние», — говорит Господь (Втор. 32:35; см. Евр. 10:30). «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих» (Наум. 1:2). В Библии очень много стихов, говорящих о Божьем гневе как о возмездии. Они не оставляют сомнения в том, что гнев — святое наказание тем, кто заслужил его.

Очень важно понимать, что гнев — выражение святости Бога, а не любви. Тем не менее, очень широко распространено мнение о гневе как о проявлении Божьей любви. Многие полагают, что гнев Бога вызван не грехом, а отказом грешников принять Его любовь и благодать. Таким образом, гнев Бога представляется просто как «уязвленная любовь» (Cottrell, God the Redeemer, 280) — всего лишь одно из многих проявлений Божьей любви. Один известный богослов так и пишет: «Гнев Бога происходит от Его любви и милости». Когда грешники отвергают Божью милость, «любовь превращается в гнев»7. Отсюда следует логический вывод о том, что вечное наказание в аду — тоже выражение Божьей любви: «Ад вполне оправданно можно назвать последним проявлением любви Бога» (Gresham, Goodness, 12).

Но НЕТ, это не так! Мы решительно отвергаем подобную взаимосвязь Божьей любви и гнева. Уязвленная любовь Бога действительно отзывается на грех (см. следующие три атрибута), но отзывается не гневом. Священное Писание однозначно учит, что грех пробуждает гнев Бога, потому что грех — это нарушение Его закона и, таким образом, восстание против Его святости (например, Ис. 5:24-25; см. Cottrell, God the Redeemer, 282-285). Итак, учитывая все, что говорится в Писании о Божьем гневе, который выражается в ненависти (ко греху и грешнику), отмщении и возмездии, мне представляется невозможным и даже возмутительным учение о гневе Бога как о выражении Его любви. Гнев — это проявление не любви, а святости Бога.

В. Бог милостив

«Итак, видишь благость и строгость Божию» (Рим. 11:22). Здесь упоминаются две стороны нравственной природы Бога. Его строгость выражается в святости по отношению к существам, наделенным свободой воли, а по отношению к грешникам принимает форму ревности и гнева. Благость Бога явлена как любовь по отношению к свободным существам. Но в чем выражается любовь по отношению к грешникам? Здесь мы увидим, что любовь, столкнувшись с грехом, проявляется в трех взаимосвязанных атрибутах: милости, долготерпении и благодати.

Во-первых, Бог милостив (Cottrell, God the Redeemer, 351-356). Он «богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас» (Еф. 2:4). Милость следует понимать в контексте страданий и несчастий, к которым привел грех. Это любовь Бога к человечеству, которое из-за греха живет в страданиях, нужде и несчастье. Милость выражается в сочувствии, сострадании и желании облегчить страдания человечества. Некоторые навлекают на себя несчастья своими грехами; но чаще страдания — это совокупный результат грехов других, в том числе и Адама. Но для милости неважно, заслужены наказания или нет. По милости Своей Бог хочет уничтожить всякое страдание, независимо от его причины.

В самой сущности Своей Бог «человеколюбивый и милосердый» (Исх. 34:6). «Господь, Бог твой, есть Бог милосердый» (Втор. 4:31); «велико милосердие Его» (2 Цар. 24:14), Он «Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2 Кор. 1:3). Бог сострадает нам в наших физических немощах и лишениях (Матф. 14:14; 15:32; 20:34; Мк. 1:41), Он «будет милосерд к нищему и убогому» (Пс. 71:13). Но, что еще важнее, Бог полон милости к нам, зная нашу духовную нужду, причина которой — грех и утрата отношений с Ним. Самая главная потребность грешника — спасение. По милости Своей Бог хочет удовлетворить эту потребность и сделал для этого все возможное. Бог спас нас не нашими делами, но «по Своей милости» (Тит. 3:5). «По великой Своей милости» Он возродил нас «из мертвых к упованию живому» (1 Пет. 1:3; см. Еф.2:4—6). «Милость превозносится над судом» для тех, кто во Христе (Иак. 2:13).

Г. Бог терпелив

Любовь Бога, столкнувшись с грехом, также принимает форму терпения, или долготерпения (Cottrell, God the Redeemer, 357-361), которое происходит из самой глубины Божьей природы. Ветхозаветное выражение, которое переводится как «долготерпение», буквально означает «обладающий длинным носом». Как уже упоминалось, древнееврейское слово ‘ар, буквальное означающее «нос, ноздри», в Ветхом Завете часто употребляется в значении «гнев». Таким образом, выражение «длинноносый» означает «медленный на гнев». Аналогичное значение имеет и новозаветное слово makrorhymia производное от него прилагательное переводится как «невспыльчивый, терпеливый, долготерпеливый». «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34:6).

Долготерпение Бога ясно показывает, в каких напряженных отношениях находятся, столкнувшись с грехом, два аспекта Его природы — святость и гнев. Вся суть долготерпения Бога — в том, что Он сдерживает гнев и не спешит обрушить его на нас. Его гнев реален и заслужен, но по великой Своей любви (1 Кор. 13:4) Бог пока не изливает его, сдерживает его силу или вовсе утихомиривает его. «Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя», — говорит Бог избранному народу (Ис. 48:9). Если бы Бог сразу же воздавал нам по за­слугам, мы бы все уже давно погибли. По Своей любви и долготерпению Он откладывает наказание до тех пор, пока это возможно.

В Рим. 9:22-23 Павел объясняет, что Бог «с великим долготерпением» переносил идолопоклонство израильтян (хотя они полностью заслуживали Его гнева), чтобы через них пришло спасение всем народам. Павел приводит свою жизнь в пример долготерпения Божьего (1 Тим. 1:16). В притче о жестоком слуге объясняется, что Бог в Своем терпении откладывает проявление гнева. Оба должника умоляли кредитора потерпеть (Матф. 18:26,29), то есть просили об отсрочке выплаты долга. Государь в этой притче (олицетворяющий Бога) поступает еще более щедро и совсем прощает долг.

В чем же цель долготерпения Бога? Почему Он откладывает проявление Своего гнева? По любви Своей Он хотел бы совсем забыть о гневе; потому Он медлит гневаться, чтобы дать грешнику время раскаяться, получить прощение и вовсе избежать гнева. «Не медлит Господь [исполнением] обетования» о грядущем Судном дне, «но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9). См. Неем. 9:30; Рим. 2:4-5; 1 Пет. 3:20.

Однако гнев Божий не будет ждать вечно. Близится время, когда долготерпение Бога иссякнет, и не останется возможности для покаяния (Пс. 7:13-14; Иер. 44:22; Ос. 1:6). Со смертью человека или со Вторым пришествием Христа долготерпение Бога заканчивается навсегда, и время, отпущенное на покаяние, истекает. Тогда уже будет поздно просить о пощаде, подобно богачу, взывающему из ада: «Умилосердись надо мною!» (Лк. 16:24)

Д. Бог благодатен

С богословской точки зрения, понятие «благодать» имеет три основных значения. Оно означает дар спасения: то, что дано. Оно также обозначает систему спасения: принцип, на основании которого грешник получает этот дар. Кроме того, оно означает атрибут природы Бога: то, благодаря чему спасение возможно. В этом разделе речь пойдет о благодати в третьем значении — благодать как Божья благость (Cottrell, God the Redeemer, 361-399). Благодать — это самое сильное выражение любви Бога перед ли­цом греха. Благодать — это готовность и желание Бога простить и принять грешника, несмотря на грех; дать грешнику совершенно противоположное тому, что он заслуживает.

Чтобы понять смысл благодати и получить представление о ее последствиях, мы должны помнить, что значит грех в глазах святого Бога. Грех противен самой природе Бога; грех противоречит Его благой и праведной воле; Бог ненавидит грех святой ненавистью, и природа Бога такова, что гнев Его, словно пламя, сжигает всякий грех. Но, несмотря на все это, по Своей вечной любви Бог готов принять назад мятежных грешников. Более того, он не просто готов принять их, но с любовью желает этого и идет навстречу им. Это и есть благодать.

Но нельзя основывать понимание благодати Бога исключительно на тех библейских терминах, которые могут переводиться как «благодать».

Часто, особенно в Ветхом Завете, эти слова используются в общем значении «дар, услуга, милость» и не связаны со спасением. Например, эти слова употребляются в молитве «помилуй меня», «будь милостив [яви благодать] к нам», что просто означает: «Сделай мне одолжение; ответь на эту молитву» (2 Цар. 12:22; Пс. 4:1; 66:1). Видимо, именно в таком смысле следует понимать слова Бога в Исх. 33:19: «Кого помиловать — помилую», то есть «Я Сам решу, на какие молитвы и просьбы ответить».

Новозаветное слово «благодать», charis, обычно означает «дар, приносящий радость». Это может быть любой дар, в том числе дары творения, благословения Божьего Промысла, дары Святого Духа и любая помощь от Бога. Но иногда слово charis используется в смысле «дар спасения», и именно это значение рассматривается здесь. Слово «благодать», употребленное в значении «спасительная благодать», отражает тот аспект природы Бога, который побуждает Его желать спасения грешников и делать ради этого все возможное. Наиболее сильно это желание проявляется в готов­ности Бога прощать грехи. См. Исх. 34:6-7; Числ. 14:17-20; Неем. 9:17; Мих. 7:18-20; Рим. 3:24-26. По словам псалмопевца,

«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Пс. 102:8-12).

В чем же суть благодати Бога? Можно выделить три определения. Во-первых, благодать — это даяние. Благодать Бога означает, что Он одаривает творения Своим изобилием; это Его неотъемлемое свойство. В этом состоит главное различие двух аспектов природы Бога — любви и святости. Благодать — это проявление любви; святость требует, а любовь дает. В контексте греха любовь, ставшая благодатью, дает спасение. «Дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23; см. Рим. 8:32). Поскольку спасение дается по благодати, это всегда дар, потому что по определению своему благодать отдает.

Во-вторых, благодать означает прощение. Когда нас прощает человек, которого мы оскорбили, — это величайший из даров, который он только может дать. Когда мы оскорбили Святого Бога и согрешили против Его святого закона, то Его прощение — величайший из всех мыслимых даров. Именно такой дар благодатный Бог приготовил каждому грешнику. Бог всем сердцем желает простить тех, кто согрешил против Него. В этом самая суть благодати: «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем» (Пс. 85:5). Говоря о прощении, Библия говорит о благодати.

В-третьих, благодать означает «удивительный дар вместо заслуженного гнева» (как говорил Рэнни Грэди). Определение спасительной благодати как «незаслуженного дара» слишком упрощено — кроме разве что случаев, когда речь идет о дарах, не связанных со спасением. Спасение же и дар вечной жизни не просто незаслуженны; это — полная противоположность тому, что мы заслужили. Благодать Бога означает, что по природе Своей Он желает дать нам совершенно противоположное тому, чего мы достойны; противоположное тому, что требует Его святость. Как писал Пакер: «Благодать Бога — это любовь, излитая на виновного грешника, совершенно незаслуженно и даже вопреки тому, что он в действительности заслужил» (Packer, 120).

Итак, благодать Бога — это Его бесконечное желание и готовность дать грешникам дар прощения, несмотря на то, что они заслуживают Его гнев, и несмотря на то, что ради этого Ему пришлось пойти на крест.

Деяния Бога-Творца

Деяния Бога можно разделить на три основные категории: Сотворение, Промысел и Искупление. В этой главе будут рассмотрены первые две категории, а об Искуплении речь пойдет в разделе, посвященном христологии.

И Сотворение, и Промысел относятся к деяниям Бога-Творца (в отличие от деяний Бога-Искупителя). Сотворение — это акт, посредством которого Бог вызвал вселенную к существованию. Существование материи, из которой все состоит, началось с момента творения. Промысел — это имманентное отношение Бога к вселенной и Его присутствие в ней после изначального акта Сотворения. Промысел означает, что Бог поддерживает существование мира, контролирует все, что происходит в природе и в истории, и вмешивается в происходящее, исполняя Свой замысел.