Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вера переданная святым.doc
Скачиваний:
71
Добавлен:
24.02.2016
Размер:
3.57 Mб
Скачать

2. Дуализм или трихотомия?

Многие христиане, ссылаясь всего на несколько цитат из Писания, приходят к выводу, что душа — это нечто отличное от духа и что человек, следовательно, состоит из трех разных частей. Такой взгляд представляется мне ошибочным. Практически во всех приведенных выше текстах человек описывается как единство двух составляющих (внешняя/внутренняя, тело/душа, плоть/дух и т.д.). Речь идет обо всей полноте человеческой природы. См., к примеру, Мф. 10:28; 1 Кор. 7:34; 2 Кор. 7:1.

Кроме того, когда слова «душа» и «дух» означают составляющую человека, они синонимичны. К примеру, оба эти слова употребляются применительно к той части человека, которая продолжает существование и после смерти — которая вне тела пребывает в промежуточном состоянии. Слово «душа» встречается в Мф. 10:28; Откр. 6:9; 20:4. Слово «дух» — в Евр. 12:23. Оба слова означают ту часть человека, которая отходит в момент смерти. Слово «душа» появляется в Быт. 35:18; 3 Цар. 17:21. Слово «дух» — в Пс. 30:6; Лк. 8:55; 23:46; Деян. 7:59; Иак. 2:26.

Синонимичность этих слов видна и в том, что высочайшие проявления духовной жизни человека затрагивают и душу, и дух (см. Murray, Writings, 11:25-27). Это стоит отметить особо, потому что большинство сторонников трихотомии считают, что знание Бога и духовные переживания принадлежат только духу (Nee, 1:26), а душа проявляет себя менее возвышенным образом. Но в Библии такого разделения нет. К примеру, Иисус испытывал духовную скорбь (как религиозное переживание) и духом (Мк. 8:12; Ин. 11:33; 13:21), и душою (Мф. 26:38; Ин. 12:27. См. Пс. 76:3-4). Песнь Марии содержит пример поэтического параллелизма: Мария радуется, прославляя Бога и душой, и духом (Лк. 1-Л6-А1). Вопреки мнению тех, кто придает душе второстепенное значение, в Писании говорится о том, что душа способна к величайшим переживаниям, связанным с познанием Бога. «Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра» (Ис. 26:9). В Фил. 1:27 апостол Павел призывает нас стоять в одном духе, подвизаясь единодушно (psyche). Величайшая из добродетелей — любовь к Богу — берет начало в душе (Мф. 12:30). Надежда служит якорем для души (Евр. 6:19). Послушание Богу тоже должно быть «от души» (Еф. 6:6). См. Деян. 14:22, а также схожие мысли в 3 Цар. 21:5 и Пс. 41:12.

Лейдлоу приходит к выводу о том, что в свете этих и других текстов «нельзя интерпретировать «дух» как исключительно или даже преимущественно ту часть человеческой природы, которая обращена к Богу, а «душу» — как часть рациональную, или обращенную к земле. Эти слова используются параллельно; они практически эквиваленты и относятся к внутренней жизни человека, которая противопоставляется внешней, или телесной жизни» (Laidlaw, 90).

Но как, в таком случае, следует понимать библейские цитаты, которые, казалось бы, дают основания для вывода о трихотомии? Эти тексты нисколько не противоречат дуалистическим представлениям. Во-первых, при более внимательном изучении оказывается, что Быт. 2:7 не дает ровным счетом никаких оснований для предположения о тройственности человека. В этом стихе вообще нет прямых упоминаний о духовной составляющей человека; в нем не идет речь ни о духе, ни о душе. Сторонники трихотомии ошибочно полагают, что в этом стихе упоминаются и дух, и душа. Почему они приходят к такому выводу?

Во-первых, используемое в некоторых переводах слово «душа» («и стал человек душою живою») наводит многих на мысль о том, что речь здесь идет о человеческой душе. Ошибочно предполагается, что «душа» (древнееврейское слово nephesh) в этом стихе относится к одной из онтологических составляющих человека, а не ко всему человеку. Как мы увидим, и древнееврейское, и древнегреческое слово, переводимое как «душа», имеет и другие значения, в том числе и «человек», «существо». Именно в этом значении встречается оно в Быт. 2:7. Таким образом, древнееврейское словосочетание nephesh chayah правильнее перевести как «живое существо». Это же выражение употребляется применительно к животным в Быт. 1:20,21,24; 9:10,15. О том, что душа отличается от тела, здесь ничего не сказано.

Другое ошибочное предположение заключается в том, что слово «дыхание» («и вдунул в лицо его дыхание жизни») означает человеческий Дух. Считается, что слово «дыхание» в этом стихе можно заменять словом «дух», так как древнееврейское слово ruach означает и дыхание, и дух. Поэтому предполагается, что вместо слова «дыхание» в Быт. 2:7 можно подставлять слово «дух». К примеру, Соуси пишет: «Создавая Адама, Бог использовал земной материал и собственное дыхание (то есть, дух)» (Saucy, 39). Но такое мнение ошибочно, потому что слово, переведенное как «дыхание» в этом стихе, — не ruach, a neshamah. Обычно оно в прямом смысле означает дыхание физической жизни, а не метафизический дух.

Итак, в Быт. 2:7 нет упоминаний ни о душе, ни о духе. В этом стихе речь идет прежде всего об уникальном событии: первый человек стал «душою живою», получив «дыхание жизни» — не так, как были наделены этим дыханием животные, а иначе. Возможно, именно в тот момент, когда Бог вдохнул в Адама дыхание жизни, душа (или дух) Адама была создана и вложена в его тело. Но это всего лишь предположение, и о последовательности событий Библия умалчивает.

Теперь рассмотрим 1 Фес. 5:23: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Проводится ли в этом стихе разграничение между духом и душой? Нет. Подчеркивается целостность человека, а не различия его составляющих. Главная мысль заключается в том, что необходимо освящение всего человека. Та же мысль выражена в 1 Кор. 7:34 («и телом и духом») и 2 Кор. 7:1 («плоти и духа»).

Почему же в 1 Фес. 5:23 упоминаются «дух и душа и тело», если дух и душа — одно и то же? Ответ прост. Иногда в Библии синонимы стоят рядом, чтобы подчеркнуть идею полноты и цельности. Это вовсе не означает, что каждый из синонимов — это некая отдельная составляющая. В качестве примера можно привести Втор. 18:10-11, где для запрета трех видов оккультной деятельности употреблено восемь древнееврейских выражений. Например, слова «вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых» означают одно и то же — человек, занимающийся спиритизмом. Другой пример — Мк. 12:30. Иисус говорит: «И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею». Это вовсе не значит, что сердце, душа и разум («разумение») — три различные составляющие человеческой природы. Даже в толковании Евр. 4:12 сторонники трихотомии не пытаются противопоставить сердце душе и духу. Такой же подход, приемлемый и в толковании 1 Фес. 5:23, вполне согласуется с дуализмом, убедительные свидетельства в пользу которого содержатся в вышеупомянутых стихах.

Как же, в таком случае, следует понимать Евр. 4:12- «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные»? Сторонники трихотомии полагают, что в этом стихе речь идет о разделении между душой и духом, об отделении души от духа. Душа и дух понимаются как две различные, хотя и взаимосвязанные составляющие. Слово Божие отделяет их друг от друга.

Такую интерпретацию мы отвергаем по трем причинам (см. Murray, Writings, 11:29-31). Во-первых, в этом стихе не сказано о разделении между душой и духом, или об отделении души от духа. Речь идет о разделении души и духа (которые вовсе не обязательно представляют собой две разные составляющие, о чем уже говорилось). Во-вторых, все слова, однокоренные со словом «разделение» (merismos), означают не отделение одного предмета от другого, а разделение в одном предмете (например, Мф. 12:25-26; Лк. 12:13; 1 Кор. 1:13). В Евр. 4:12 речь идет о разделении внутри души, внутри духа. В-третьих, главная мысль этого стиха связана с всепроникающей силой Божьего Слова. Оно проникает не между составляющими нашей природы, а внутрь их — в самые глубинные тайны нашего бытия. «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его» (ст. 13). Подобно тому как острый меч глубоко рассекает тело через суставы и костный мозг, Слово Божие проникает в самую глубину на духовном уровне (в душу, дух, сердце), открывая то, что там сокрыто, — мысли и намерения.

Как же тогда следует понимать различие между душевным (psychikos) и духовным (pneumatikos) человеком в 1 Кор. 2:13-15? Духовный человек — этот тот, в ком обитает Святой Дух. Святой Дух ведет его и управляет им. Душевный человек — это тот, кого не интересует духовная жизнь. Вся его жизнь сосредоточена на материальном мире. Таким образом, противопоставляются не душа и дух человека, а естественное и сверхъестественное.

Мы приходим к выводу, что те немногочисленные стихи, которые иногда приводятся в поддержку трихотомии, на самом деле вполне согласуются с антропологическим дуализмом. Библия убедительно свидетельствует о двойственности человеческой природы. Человек — это физическое тело плюс духовная составляющая, которая иногда называется душой, а иногда духом.

Но действительно ли этот вопрос так важен? Имеет ли значение, сколько составляющих насчитываем мы в человеке — одну, две или три? Очень важно понимать, что, вопреки ложной доктрине монизма, в человеке сочетаются два элемента. Вопрос о том, следует ли выделять в человеке три составляющие или всего две, не настолько важен. И все же представление о тройственности человека следует отвергнуть, так как оно не имеет под собой библейского фундамента и приводит к необоснованным предположениям о функциях души и духа.