Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вера переданная святым.doc
Скачиваний:
71
Добавлен:
24.02.2016
Размер:
3.57 Mб
Скачать

3. Атрибуты Бога, явленные в отношениях с созданиями, наделенными свободой воли

Некоторые атрибуты Бога проявляются не столько в £го отношении к творению в целом, сколько в отношениях с человеком. В данном разделе рассматриваются два главных атрибута этой категории — любовь и святость. Другие атрибуты, относящиеся к этой категории, проявляются только после грехопадения человечества; о них речь пойдет в следующем разделе.

А. Бог свят

Один из атрибутов Бога, явленный в Его отношениях с творениями, наделенными свободной волей, — святость (Cottrell, God the Redeemer, 245-275). Уже упоминалось, что суть святости — отделенность от других вещей. Мы отметили, что Бог обладает онтологической святостью, то есть, отделен или отличен от всего тварного. В этом/заключается Его трансцендентность. Теперь рассмотрим этическую святость Бога, Его отделенность от всего греховного, от нравственного зла. Именно в этом смысле используется здесь слово «святость».

Святость Бога — это Его абсолютное моральное совершенство, которое имеет позитивный и негативный аспекты. Позитивный аспект — это то, каков Бог и что Он поощряет; негативный аспект — то, что противно природе Бога и что Он отвергает.

В позитивном смысле святость Бога означает, что Он обладает абсолютным нравственным совершенством и чистотой, что Его сущность и дела непреложно правы. Библия однозначно говорит об этой святости Божьей: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь» (Лев. 20:26; 1 Пет. 1:15-16). «С мужем искренним [Ты поступаешь] искренно, с чистым — чисто» (Пс. 17:26-27). «Благ и праведен Господь» (Пс. 24:8; см. 91:16). О воскресшем Христе Иоанн пишет: «Он чист» (1 Ин. 3:3).

Святость в позитивном смысле — это не только правда Самого Бога, но также и Его страстное желание, чтобы все творение было нравственно чистым. Потому Он требует от нас святости и радуется ее проявлениям (см. Пс. 23:3-4; 32:5).

Святость имеет и негативный аспект, который заключается в том, что Бог совершенно свободен от всякого греха; Он ненавидит грех всей силой Своей ненависти и противостоит ему. Нравственное зло совершенно чуждо Его природе, воле и помыслам. Как говорит Писание: «Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие… Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда» (Иов 34:10-12). «Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой» (Пс. 5:5). «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь» (Abb. 1:13).

Этот негативный аспект Божьей святости подразумевает не только отсутствие греха в природе Бога, но и полное неприятие всякого греха Богом. Всей силой Своей Бог ненавидит грех. Как ревнует Бог по правде, так ревнует Он и против всякой неправды. Псалмопевец обращается к божественному Мессии: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие» (Пс. 44:8). Дела грешников гнусны в очах Господа (Втор. 12:31). В частности, Он ненавидит идолопоклонство (Втор 16:22; Иер. 44:4), оккультизм (Втор. 18:9-14), «глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейс­тву» (Притч. 6:16-18), ложь, неправду (Зах. 8:17) и развод (Мал. 2:16).

Существам, наделенным свободой воли, святость Бога в обоих ее аспектах явлена в форме закона. Закон — это все заповеди и повеления, которые Создатель дал Своему творению. Это предписательная воля Бога (Пс. 40:8). Бог дает нам закон ради Своей святости; Он бесконечно ревнует о правде и неправде. Заповеди закона в первую очередь отражают святость Самого Бога; иными словами, это Его святость, выраженная в повелительной форме. Наказания и проклятия, предписанные законом, отражают святую ненависть Бога, которая обрушивается на грех (см. Втор. 28:15; Гал. 3:10). Быть святым, как свят Бог (1 Пет. 1:15-16), означает любить Его закон и ненавидеть осуждаемый законом грех (Пс. 1:2; 118:47,97,126-127).

Святость как атрибут Бога явлена сотворенным Им существам даже там, где нет греха (например, Быт. 2:15-17). Но когда грех входит в мироздание, святость Бога является во всем ее величии и в славе, особенно в виде ревности и гнева. Об этом пойдет речь в следующем разделе.

Б. Бог есть любовь

Другое проявление нравственной природы Бога — любовь (Cottrell, God the Redeemer, 323-351). Это благость Бога, явленная Его творениям, наделенным свободой воли: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8,16). Бруннер называет это «самым смелым высказыванием… какое только может позволить себе человек» (Brunner, Dogmatics I,185). Возможно, именно поэтому данный аспект природы Бога ясно открыт только в особом библейском откровении.

Библия провозглашает бесконечную любовь Бога: «Милости Твоей, Господи, полна земля» (Пс. 118:64). В ветхозаветные времена Бог особой любовью возлюбил Израиль (Втор. 10:15; Иер. 31:3; Мих. 7:18-20), а в новозаветные времена эта любовь излилась на Церковь (Еф. 5:25-30; Кол. 3:12; 1 Ин. 3:1; 4:19).

Чтобы понять природу Божьей любви, следует отметить разнообразие библейских терминов, обозначающих любовь. В Новом Завете в основном встречается слово agape (глагол agapao), хотя дважды употреблен и глагол phileo (Ин. 5:20; 16:27). Agape означает искреннюю заботу о благополучии другого; phileo подразумевает привязанность к другу. В Ветхом Завете чаще всего используется слово ‘ahab и его производные; его значение совпадает со значением agape. Также в Ветхом Завете используются слова: chesed, «искренняя привязанность, милость»; chashaq — «желать, любить, питать привязанность»; chapets — «благоволить, получать удовольствие»; ratsah — «получать удовольствие, быть довольным».

Важно помнить о том, что для обозначения любви Божьей в Библии употребляются разные слова, потому что иногда возникает ограниченное и искаженное понимание, берущее за основу значение только одного слова, обычно agape. Agape — бескорыстная забота и попечение о счастье и благополучии другого, и в этом, безусловно, состоит суть Божьей любви. Но невозможно понять любящую природу Бога, опираясь только на одно слово и не представляя всю полноту библейского учения.

Какое же определение дадим мы Божьей любви? Я предлагаю следующее определение: любовь Бога — это Его самопожертвование, привязанность и бескорыстная забота, побуждающая Бога делать все для счастья и благополучия творений, созданных Им по образу Его. Это определение содержит четыре основные составляющие. Первая — это самая суть agape, то есть забота. Бога интересуют все наши дела, и Он искренне заботится о нашем благополучии. Он бескорыстно и от всего сердца желает благословить нас. Он не пренебрегает нами и мы ему не безразличны.

Вторая составляющая любви Бога — самопожертвование. Бог делает все ради счастья Своих творений. Он одаривает нас Своим величием и ! благостью, явленными в изобилии сотворенного мира. Он принял нас в общение с Собой. Вершиной Его самопожертвования стало воплощение Логоса — Иисуса Христа, Который был предан смерти ради нас.

Третья составляющая любви Бога — действие. Любовь Бога не остается сокрытой в Нем Самом; она явным образом изливается на тех, кого Бог возлюбил. Любовь Бога явлена в благословениях Его Промысла (Мф. 5:43^48), в наказаниях (Притч. 3:11-12; Евр. 12:5-6) и в Его крестной смерти (Ин. 3:16; 15:13).

Четвертая составляющая любви Бога — привязанность. Об этой составляющей зачастую забывают те, кто отказывают Богу во всяких чувствах, или ограничивают Его любовь понятием agape. Однако некоторые из слов, которые переводятся как «любовь Бога», заключают понятие привязанности и нежности. Отношения Бога и верующих Библия часто описывает аналогиями, предполагающими нежную привязанность: отец и ребенок (Ос. 11:1,4; Рим. 8:15), мать и ребенок (Ис. 49:15; 66:13), муж и жена ) (Ос. 3:1; Еф. 5:25), пастух и стадо (Иез. 34:11-22; Ис. 40:11; Ин. 10:11). Подобные сравнения свидетельствуют о теплоте, нежности и глубине любви Божьей к каждому человеку. См. также Ис. 30:18; Иер. 31:20; Ос. 11:8; Матф. 23:37.

Любовь Бога бесконечно богата и глубока; об этом свидетельствует изобилие даров Его творения и Промысла (Деян. 14:17; 1 Тим. 6:17; Иак. 1:17). Непостижимая глубина любви Бога ярче всего явлена в том, как Он отвечает на грех человека. Когда грех вошел в мир, любовь Бога раскрылась в Его милости, долготерпении и благодати. Эти атрибуты любви Бога мы рассмотрим в следующем разделе.

В. Святость и любовь

Очень важно понять, как соотносится любовь Бога с Его святостью. Многие считают, что главный или даже единственный атрибут Бога — это | либо любовь, либо святость; или же любовь и святость представляются одним нераздельным атрибутом, где одно проявляется в другом. Часто фразу «Бог есть любовь» понимают как исчерпывающее описание при- | роды Бога, а все другие атрибуты, в число которых входит и святость, рассматривают лишь как проявления Божьей любви. И, наоборот, иногда (хотя гораздо реже) исчерпывающим описанием Божьей природы считают Его святость.

Однако все эти мнения ошибочны. Святость и любовь — два различных атрибута Бога; оба в равной степени важны и не служат выражением друг друга. И любовь, и святость — равнозначные стороны природы Бога, Который может «спасти и погубить» (Иак. 4:12). «Итак видишь благость и строгость Божию» (Рим. 11:22). Хотя эти качества уравновешивают , друг друга, каждое из них может проявляться независимо от другого. Неправильное понимание соотношения этих атрибутов Бога приводит к ложным выводам в области этики, когда принимаются неверные решения по таким вопросам, как война, смертная казнь и проблемы социальной справедливости, потому что Богу приписывается только одно качест- , во — любовь. Кроме того, неправильное понимание соотношения любви и святости Бога приводит к заблуждениям в христологии — крест понимается как нравственный пример грешникам, а не как жертва умилостивления, отвращающая гнев Божий.

Итак, отрицая равнозначность Божьей святости и любви, мы упускаем самую суть христианства. Если бы грех не вошел в Божье творение, эти два атрибута сосуществовали бы в совершенной гармонии в природе Божьей. Но как только появляется грех, начинается противостояние святости и любви Бога. Поскольку Бог есть любовь, Он желает даровать грешникам Свою милость, любовь и прощение. Но поскольку Бог свят, Его гнев должен излиться, и грешники должны получить заслуженное возмездие. Природе Бога присущи и любовь, и святость, а Его праведность требует, чтобы Он был верен всем аспектам Своей природы. Потому Его природа требует проявления и милости, и гнева. Но как же одновременно проявляются и любовь, и святость Бога по отношению к грешникам? Эта дилемма разрешается Воплощением и распятием Иисуса, на которых основана христианская вера.