Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник педагогики 09.doc
Скачиваний:
598
Добавлен:
04.11.2018
Размер:
3.27 Mб
Скачать

Глава 12. Ведущие педагогические идеи в истории развития человечества

12.1. Становление и развитие воспитания в первобытном обществе. Педагогические идеи в древнейших государствах мира.

Завершение процесса становления воспитания как общественного явления относится примерно к 35–40 тысячам лет тому назад: это был человек, обладающий сознанием и речью, живущий первобытной общиной, целенаправленно осуществлявший социализацию молодежи. Природа детства не изменилась: новорождённый не имеет готовых знаний, способностей, опыта общественной жизни. Всё это он получает в процессе воспитания и образования. Воспитание зародилось вместе с человеком и будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество, и в этом смысле «воспитание» - «вечная категория» педагогики.

Обнаруженная в конце ХХ-го века под Зарайском древнейшая стоянка, свидетельствуют о том, что уже двадцать с лишним тысяч лет до нашей эры в Подмосковье жили люди. Они селились в основном по берегам рек (пища, дороги и т.д.). Загнав в яму мамонта, племя (20-40 человек) расположилось здесь же и «пировало» до тех пор, пока не закончилась пища. Находка имеет мировое значение: в России насчитывается не более 10-ти стоянок каменного века (как и в Европе). В Подмосковье такая стоянка единственная.

Дети воспитывались всей родовой общиной: в раннем детстве (до 3-4 лет) - женщинами, а затем происходило их разделение. Воспитание древних славян этого периода характеризовалось естественным включением детей в социально-трудовую жизнь общины. Славяне осознавали себя частью природы. Через языческие обряды и культовые праздники дети в первую очередь знакомились с особой ролью земли-кормилицы, учились уважать хлеб, почитать старших и предков. В древней Руси сложились устойчивые возрастные рубежи: до трёх лет ребёнка звали «детя» - вскормленный грудью; вышедшие из грудного возраста назывались «молодой», «молодица»; с 6 - 7 лет мальчиков называли «чадо». Подростки 12-15 лет назывались «отроками» - отростками, что указывало на их самостоятельность, но, с другой стороны, слово «отрок» трактуется и как «не говорящий, лишённый дара речи», «кому отказано в праве говорить в мире». С этого времени начиналась подготовка (в течение 3-4 лет) к инициации - обряду посвящения детей во взрослые - в специальных «домах молодёжи».

Великой педагогической идеей первобытного общества явилась идея инициации – подготовки молодёжи к экзамену на социальную зрелость. Для выживания нашему предку требовались два основных условия – жить вместе и иметь помощников, которыми становятся дети. Их к этому нужно готовить - воспитывать. Для этого община направляла самых опытных и самых достойных наставников. Из глубины веков нам предок подаёт пример: лучшие люди (профессионалы) должны заниматься соответствующей подготовкой молодежи! Вопрос был настолько жизненно важный, что экзамен (инициацию) принимала также вся община. Во время инициаций снимался последний запрет (табу) на религиозные верования и обряды. Социально-педагогический смысл инициации состоял в переходе ребёнка в статус взрослого - полноправного члена первобытной общины. Сущность обряда инициации определялся как смерть детства и рождение взрослости.

Основные методы подготовки – демонстрация, тренировки-испытания голодом, бессонницей, искусом нарушить «табу»; наблюдение, упражнения и др. Ведущий метод - пример самого наставника. Итоговый метод проверки - состязание (поединок) с наставником. Постепенно возникает запрет (табу) внутриродовых браков: кровосмешение создавало реальную угрозу вырождению рода. Эти запреты-принципы были первыми общественными нормами, регулирующими поведение детей и взрослых. Одновременно они выполняли функцию методов воспитания: на их основе формируется предупреждение, порицание, укор, уговор и т.д. В то время было всего две профессии – мужчина и женщина. Поэтому мальчиков – охотников, добытчиков, воинов – готовили по своей программе, а девочек – по своей. Подготовка девушек завершалась изготовлением особого магического предмета – «оберега», спасающего его обладателя от злых духов и несчастий. Обычно оберег дарили жениху. Изготовление оберега – полотенце, рубашка и т.п. – в один присест (прядение, ткание, вышивание и т.д.) означало успешное завершение инициации. Традиция изготовления оберега сохранялась в глубинке до наших времён (Вологодская обл. и др.).

В программу обучения с семи лет входило и овладение грамотой. Изобретение письменности составляет второе великое, педагогическое в том числе, изобретение древних. Язычники - славяне имели рисунчатое (петрографическое) письмо: они «читали» и гадали с помощью «черт» и «резов», орнаментов. Достоверно известно, что уже в У111 – 1Х вв. у славян существовала письменность. Копия дохристианской азбуки 1Х в. была изображена на стене Софийского собора в Киеве.

Высокая эффективность первобытного воспитания обеспечивалась несколькими факторами: единством требований, предъявляемых подрастающим поколениям общиной, воспитателями, самой жизнью; устойчивостью традиций; главное – сама община неукоснительно исполняла их. Этим самым формировалась очень важная закономерность – главное условие успешности социализации: если общество и его руководство соблюдают принципы, требования и нормы, предъявляемые в процессе воспитания молодёжи и социализации своих граждан, то можно уверенно гарантировать их высокие результаты и стабильность общества.

Развитие производительных сил приводило к разложению первобытной общины, общественному разделению труда, возникновению частной собственности и социального неравенства. Формируется соседская община, в основе которой находится моногамная семья, зарождается новый субъект воспитания и социализации – семья. Субъектами социального воспитания становятся община, семья и нарождающиеся сословия (жрецов, правителей, воинов, земледельцев, скотоводов). Главные задачи социального воспитания – передача материальной и духовной культуры – были связаны с передачей профессии от отца к сыну. Профессиональное образование становится достоянием семьи, соответствующего социального слоя и тщательно охраняется. Профессиональная подготовка включала в себя не только передачу производственных знаний, умений и навыков, но и норм поведения, религиозных верований, формирование мировоззрения.

Изменяются функции и социальное предназначение инициации: в ней сохраняются элементы всеобщности, но в привилегированных сословиях (жрецы, воины и т.д.) уже возникают закрытые формы инициации, где передаются специальные знания и умения, которые обеспечивают им закрепление особых прав и полномочий в социуме. Таким образом, воспитание становится средством достижения духовного и материального превосходства, мощным орудием воздействия на мировоззрение людей, достижения привилегированного положения и господства в обществе. Человек начинает понимать: знание – это власть, успех, богатство.

В процессе социализации происходило присвоение трех пластов культуры: опыт, необходимый для воспроизводства материальных средств (орудий труда, культуры земледелия и т.п.) и производственных отношений; опыт, обеспечивающий воспроизводство духовной жизни (религиозных верований, прежде всего); опыт воспроизводства общественных отношений (ценностей, принципов, норм, правил, традиций) (Г.Б. Корнетов). Процесс интериоризации молодыми поколениями социокультурного опыта первобытной общины происходил целостно, непрерывно и всеобще.

С распадом первобытного строя община у восточных славян не исчезла, в сельской местности она сохранилась вплоть до 1917 г., что мощно влияло на становление их мировоззрения в духе соборности, взаимопомощи и т.п. У древних славян были особые формы воспитания и социализации: кормление, кумовство, побратимство и др. В недрах древности формируется «загадочная славянская душа», её особый менталитет: свободолюбие и жертвенность; сострадание чужому горю, гостеприимство и воинственность; соборность и общинность; доверчивость, мечтательность и фантазёрство, мятущееся чувство сомнения; забота о ближнем и дальнем, о сироте, инвалиде и вдове; патриотизм к своей Земле, Народу и Родине.

Из всех национальных качеств русского народа наиболее значимыми являются: свободолюбие и патриотизм (смелость, мужество, стойкость, веротерпимость, открытость, стремление к социальному равенству); соборность (сплочённость, коллективизм, справедливость); жертвенность (простодушие, бескорыстие, милосердие, доверчивость, миролюбие, альтруизм); талантливость (трудолюбие, мастерство, жизнестойкость, человеколюбие); мудрость (терпение, воздержанность, умеренность, упорство, оптимизм); духовность (благочестие, дружелюбие, открытость, сердечность, совестливость, стыдливость); державность (гордость, законопослушность, верность долгу) (В.Д. Шадриков).

Однако не всё так просто. Особенность российской ментальности в её противоречивости, иногда доходящей до крайностей: так, миролюбие соседствует с воинственностью, необыкновенная терпимость – с буйным бунтарством, беспредельная доверчивость и простодушие – с мнительностью и подозрительностью, неоглядная искренность и открытость – с восточной хитростью. Но всё это проявляется в русском народе, когда все границы терпения пройдены. Тогда и произносится А.С. Пушкиным: «Не дай нам, Бог, видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный». И всё-таки державность и патриотизм всегда брали верх, когда вставал вопрос о свободе и независимости родной земли. Ради этого «русский Иван» забывал все господские обиды и горести, самоотверженно отдавал свои жизни, повинуясь «бессознательному инстинкту» любви к земле и народу, его породившим. Сила и значение воспитания настолько велика для судьбы страны и народа, что по приказу И.В. Сталина в начале 1943 г. была создана Академия педагогических наук РСФСР. Поэтому так важно для учителя-наставника осознавать свою высокую социальную миссию, достойно её исполнять

С появлением частной собственности на средства производства, развитием производительных сил создаются первые государства. Государство осуществляет социальное воспитание своих граждан, прежде всего, через семью, которая является первым и естественным институтом социализации ребенка. С возникновением государства резко возрастает (количественно и качественно) общественная потребность в разнообразных специалистах: требуются чиновники, воины, правоведы, писцы, сборщики налогов и т.д. Возникает необходимость в создании общественного института, который смог бы удовлетворить эту потребность. Так возникают первые школы, как правило, частные (сер. 3-го тысячелетия до н.э., Междуречье). Школа выполняла одновременно и функции инициации: в них утверждались нравственные ценности – послушание, упорство, трудолюбие, самостоятельность, трезвость. Создание первых школ вызвало к жизни появление новой специальности – учителя, который становится одним из основных субъектов социально-педагогической деятельности в школе, а затем и в обществе. Однако семья продолжает оставаться основным субъектом социального воспитания молодёжи.

Древние индусы совершили следующее великое педагогическое открытие: у человека существует особый период, предшествующий взрослости – детство, сущность которого – ученичество - второе рождение – упанаяма. Учитель выступал в роли второго (духовного) отца, а ученик считался членом его семьи. В Древней Индии было кастовое воспитание. Для представителей различных каст инициация существенно отличалась по времени, целям и содержанию. Отчётливо прослеживается тенденция усиления закрытости подготовки и проведения инициации.

С рождением первой мировой религии – Буддизма (5-й век до н.э.) – происходит ещё одно великое педагогическое открытие – идея перехода воспитания в самовоспитание. Будда – «просветлённый» – обращается к людям с проповедями, в которых содержится анализ причин жизненных страданий и предлагается «срединный» путь их избежания на основе достижения внутренней свободы через самосовершенствование личности. Человек – творец самого себя, источник его развития находится в нём самом: умерь свои страсти, будь добрым и благожелательным перед каждым, и это откроет тебе путь к истине – свободе. Никто не поможет нам преодолеть страдания и трудности, кроме нас самих. Буддизм осуждает кастовое разделение людей. Последователи Будды создавали общины: её члены отказывались от собственности. Основное время они проводили в беседах и медитации. Хоронили их около мест проживания, вокруг них возводились монастыри, которые становились центрами буддизма, при них позднее открывались школы, университеты и библиотеки. Высшие школы при буддийских монастырях явились прообразом будущих европейских университетов. Сила буддизма в его обращённости к человеку, в вере в его силы и возможности, что определяет его гуманистическую природу.

Наибольшее воздействие на развитие воспитания и образования в Китае (и всём Востоке) оказало учение Конфуция (551 – 479 гг. до н.э.). Ведущее положение его учения – тезис о правильном воспитании граждан, непременном условии процветания государства – является стержневым для общественных наук. Прочность и жизненность общества покоятся на воспитанности его членов, поведение и функции каждого из них определяются его социальным статусом: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном».

Конфуций создал школу, которая прославила его имя. Он принимал тех, кто «изо всех сил хотел учиться». Постоянное стремление к учению, неутолимая жажда знаний – верное свидетельство одарённости натуры. Это была школа «на все времена»: открытая и доступная ученикам, независимо от их знатности и богатства; в основе обучения – диалог; обучение, соединённое с жизнью и трудом; школа, культивирующая индивидуальность и др. Конфуция определяют педагогом-новатором №1, основоположником гуманистической традиции в образовании. Источником гуманизма является, прежде всего, человеческая природа, имеющая феномен духовности. Он возникает в социуме, который формирует человеческие идеалы, нормы и ценности. Наконец, источником гуманизма является прекрасный и гармоничный мир, в котором живёт человек. Альтруизм в педагогике основан, прежде всего, на вере учителя в силы и способности своих учеников, на признании их как личностей. Учитель будет выполнять свою гуманную миссия только в том случае, когда человеколюбие станет основой его мировоззрения, определяющим образ его жизни. В более широком плане гуманизм основан на любви и уважении к ребёнку, к человеку, миру, самому себе. В центре гуманистической педагогики находится живой конкретный человек как непреходящая самоценность.

Конфуций делил всех людей на три категории: «сыны неба», «благородный муж» и «низкий человек». Сыны неба обладают высшей врожденной мудростью, дающей им возможность управлять людьми. Они не нуждаются в воспитании. Благородным мужем может стать любой человек, вставший на путь нравственного самосовершенствования. Главная черта благородного мужа – человечность: способность быть полновластным господином самого себя, служа правде и обществу. Он – аристократ духа: служит добру, не ведает страха, его совесть чиста. Низкий человек живет для себя, повсюду ищет выгоду, получив желаемое, забывает о благодарности. Этот человек не уважает ни окружающих, ни себя.

Конфуций стал первым в истории человечества педагогом, который не только ценил своих учеников за их неповторимость, но и провозгласил целью воспитания развитие природных задатков учащихся. Человек, по его убеждению, не уступает богам. Его завет: начни исправлять мир с самого себя, прежде чем поучать других, становится ведущей социально-педагогической идеей для всех времен и народов (выбит на фронтоне здания ООН). Только подлинно воспитанный и образованный человек, по его убеждению, может сделать мир свободным. Человечность, по Конфуцию, – это путь к людям и к самому себе. Она обретается человеком лишь после того, как он совершит «самое трудное в своей жизни» – преодоление корысти и зависти. Главная «человечность» гуманизма Конфуция в том, что она доступна каждому. Величие Конфуция и в том, что он своей жизнью продемонстрировал реальность формулы свободы: жить в мире со всеми людьми и жить так, как ты хочешь. Таким образом, в древности был накоплен значительный опыт воспитания и обучения, оказавший значительное влияние на последующее развитие школы и педагогики.