Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Сексология (доп.) / Незнанов_Н_Г_,_Яхин_К_К_ред_Современные_проблемы_социальной_и_клинической.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
31.95 Mб
Скачать

Раздел 7. Психические расстройства в общеврачебной практике

216

ЛИЧНОСТНАЯ РЕАКЦИЯ НА БОЛЕЗНЬ

У пациентов, перенесших неотложные кардиологические состояния

Алехин А.Н., Трифонова Е.А., Чернорай А.В.

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

В Н 1-1

О

и

н и « о

и

В Е 8 В и к о н s ^ 5

SHS

доя

^ ■< в

э°Вг

им И «и о

S'B~ й s я

wSo

5 2 Рн оВгВ

s"a

К. щ Л

еов §ио

к ^ U

<%%

osg

gel

6 Ч ^ IP

й=| m Р

"HP

H в < Sum m В h

Психологическая помощь больным, перенесшим не­отложные кардиологические состояния, является одно из перспективных направлений повышения эффективности ле­чебно-реабилитационного процесса, что обусловлено научно подтвержденной ролью личностных реакций на заболевание в прогнозе восстановления и качества жизни. Острая психот-равмирующая ситуация болезни, сопряженная с переживанием витальной угрозы, является мощным стрессогенным фактором, требующим экстренной мобилизации ресурсов адаптации, а в дальнейшем - перестройки всей системы личностных отноше­ний. Психологический анализ личностных реакций пациентов, перенесших жизнеопасные кардиологические состояния, пред­ставляется необходимым условием для расширения возможнос­тей их адаптации к новым жизненным условиям.

Цель настоящего исследования: выявление особен­ностей отношения к болезни и переживаний в связи с перенесен­ным неотложным кардиологическим состоянием у пациентов, проходящих начальный этап стационарной реабилитации (для обоснования направлений психологического сопровождения лечебно-восстановительного процесса).

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе кардиологического отделения для лечения больных ос­трым инфарктом миокарда ГБ Святой преподобномученицы Елизаветы, а также отделения реабилитации ГБ №23 Санкт-Петербурга. Было обследовано 70 пациентов (23 женщины, 47 мужчин) в возрасте от 35 до 67 лет (средний возраст 54,5±6,4 лет), госпитализированных в связи с неотложными кардио­логическими состояниями (инфаркт миокарда (ИМ) - 55,7%, нестабильная стенокардия (НС) - 18,6%) либо плановым кар-диохирургическим вмешательством после ранее перенесенных коронарных катастроф (25,7%). Обследование осуществлялось в течение первых десяти дней после перевода пациентов из отде­ления кардиореанимации. Использовались следующие методы: анализ медицинских карт, беседа, направленная на уточнение обстоятельств жизни и болезни пациента, методика для опре­деления типа отношения к болезни «ТОБОЛ» [Вассерман Л.И. и соавт, 2005].

Результаты исследования. Выявлено отчетливое пре­обладание (48,6%) эргопатического типа отношения к болезни, проявляющегося ориентированностью на сохранение прежнего уровня социальной активности вопреки болезни. У 21,4% диа-

гностирован анозогнозическии тип, отражающий отрицание тя­жести перенесенного состояния. Гармоничный тип отношения к болезни был установлен лишь у 11,4%. В остальных случаях оп­ределялись эмоционально насыщенные гипернозогнозические варианты реагирования на болезнь с преобладанием навязчи­вых опасений, раздражительной слабости и пессимистической оценки перспективы.

Анализ наиболее часто выбираемых утверждений (методики «ТОБОЛ») показал, что для «типичного» пациента, перенесшего ИМ/НС, характерно переживание эго-дистоннос-ти болезни и подавление тревоги в связи с перенесенным со­стоянием («Всеми силами стараюсь не поддаваться болезни», «Стараюсь перебороть болезнь...», «Я не позволяю себе из-за болезни предаваться унынию и грусти» и т.п.). Во взаимодейс­твии с психотравмирующей ситуацией болезни пациенты ис­пользуют разнообразные стратегии, вплоть до иррационального игнорирования происшедшего. Страх перед будущим проеци­руется преимущественно на окружающих, оформляясь в беспо­койство о возможных сложностях для родственников в уходе и поддержке («Меня одолевают мысли, что из-за моей болезни моих близких ждут трудности...»). Отрицание факта болезни, определяемое через выбор соответствующих утверждений («Я здоров, и болезни меня не беспокоят», «Я здоров и в помощи врачей не нуждаюсь» и т.п.) выявлялось у 22,9% пациентов. Отрицание возможных последствий болезни («Не считаю, что болезнь может помешать моей работе», «Мое здоровье пока не дает никаких оснований беспокоиться за будущее» и т.п.) было характерно для 51,4%.

Существенно большая фрустрированность болезнью отмечается у пациентов, перенесших повторные ИМ/НС: в структуре внутренней картины болезни у них более выраже­ны тревожные, ипохондрические, неврастенические, депрес­сивные, эгоцентрические, паранойяльные и дисфорические (р<0,05) тенденции. Отрицание же факта болезни и ее последс­твий более характерно для пациентов, впервые (или однократно) перенесших неотложное кардиологическое состояние: (23,5% против 0%, р<0,05). Эргопатический тип отношения к болезни чаще выявляется у пациентов, перенесших плановое кардиохи-рургическое лечение (по сравнению с экстренно госпитализи­рованными) (72,2% против 40,4%, р<0,05). Для экстренно же госпитализированных пациентов более типичен диффузный

тип отношения к болезни, проявляющийся разнообразными эмоционально-негативными переживаниями (23,1% против 0%, р<0,05). Среди экстренно госпитализированных пациен­тов отрицание факта болезни свойственно только пациентов, перенесших ИМ (34,2% против 0% при НС, р<0,01). Характер­но и согласуется с данными об анозогнозических тенденциях у больных с ИМ то, что они значительно чаще затруднялись с выбором утверждений из блока «Отношение к лечению» (не выбрали подходящее утверждение 39,5% пациентов с ИМ по сравнению с 7,1% с НС, р<0,05).

Обсуждение. Установлено, что ведущими тенденциями в личностном реагировании пациентов, перенесшихнеотложные кардиологические состояния, являются попытки сохранений прежних стереотипов поведения либо активное сопротивление ограничениям, накладываемым болезнью. Более половины па­циентов не признают возможность негативных последствий за­болевания, а каждый пятый пациент, несмотря на убедительные внешние свидетельства болезни, открыто отрицает ее наличие. Наиболее типичны реакции отрицания для больных с впервые (однократно) перенесенным ИМ. Выявлены дезорганизующие психологические эффекты фактора внезапности жизнеопас-ного состояния: у экстренно госпитализированных пациентов отмечался более высокий риск негативных аффективных реак­ций в сравнении пациентами, также имевшими серьезный, но ожидаемый психотравмирующий опыт (кардиохирургического вмешательства). Именно аффективно окрашенные компоненты внутренней картины болезни выступают на первый план при повторных госпитализациях, что может свидетельствовать о сломе защитных механизмов отрицания (в том числе отрица­ния тревоги), играющих важную роль в поддержании психо­логического «гомеостаза» на начальных этапах болезни. Это подтверждают и данные, согласно которым отрицание факта болезни характерно лишь для пациентов с наиболее серьезной патологией - ИМ (в противоположность предынфарктным со­стояниям). Полученные результаты расширяют представления о психологических механизмах адаптации к ситуации жизнеуг-рожающего заболевания и могут учитываться при разработке программ психологического сопровождения лечения и реаби­литации больных, перенесших неотложные кардиологические состояния.

Выводы: для пациентов, перенесших неотложные кар­диологические состояния, характерны личностные реакции, направленные на сохранение прежних стереотипов жизнеде­ятельности (в виде активного сопротивления болезни либо ее отрицания). При неэффективности данных стратегий (в том числе вследствие рецидива болезни) высока вероятность раз­вития интенсивных аффективно-негативных реакций. Данные особенности необходимо учитывать в психологическом сопро­вождении лечебного процесса.

Исследование выполнено при поддержке гранта Прези­дента РФ МК-2076.2012.6