Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Сексология (доп.) / Незнанов_Н_Г_,_Яхин_К_К_ред_Современные_проблемы_социальной_и_клинической.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
31.95 Mб
Скачать

Расстройства характера и личности у пациентов с нервной анорексией и булимией

Брюхин А.Е., Кузнецов А.И.

РУДН, Москва

Цель исследования: изучить особенности расстройств характера и личности у пациентов с нервной анорексией и булимией.

Метод: по данным Патахарактерологического Диагнос­тического Опросника (ПДО).

В последние десятилетия как у нас в стране, так и за рубежом отмечается значительный рост пациентов с нару­шениями пищевого поведения (нервная анорексия, нервная булимия и др.); выявляется также тенденция более раннего начала аноректической и булимической симптоматики. Четкие этиологические факторы и патогенетические механизмы этих заболеваний до настоящего времени достаточно не изучены, несмотря на довольно стереотипную клиническую картину на­рушений пищевого поведения. С целью выявления закономер­ностей синдромокинеза при нарушениях пищевого поведения проводится изучение наследственности, типов семей пациен­тов, клинических особенностей, отдаленного катамнеза при нервной анорексии и булимии. Весьма значимой для уточнения причин заболеваний, их динамики, а также с целью выработки диагностических и прогностических критериев, лечебно-реа­билитационных подходов, является необходимость изучения характерологических особенностей больных.

Учитывая, что у пациентов с нарушениями пищевого по­ведения с детского и подросткового периодов часто выявляется личностная дисгармония, представляется интересным провести обследование с помощью Патохарактерологического Диагнос­тического Опросника, составленного А.Е.Личко и апробиро­ванного в 1970 году, данного контингента больных. Опросник предназначен для определения типов характера при расстройс­твах личности, патологических развитиях личности, а также при акцентуациях характера. Ранее у пациентов с нарушения­ми пищевого поведения многими психиатрами и психологами отмечались такие особенности личности как пунктуальность, аккуратность, прилежность, ригидность, стремление к само­утверждению и в то же время неспособность к решительным поступкам, принятию самостоятельных решений. Несмотря на увеличение в последние годы количества больных детского и препубертатного возраста, обращающихся на кафедру, большая часть пациентов (2/3) являются лицами старше 18 лет, что огра­ничивает возможности применения ПДО.

Всего обследовано 46 пациентов (2 юношей и 44 деву-шеки) в возрасте от 13 до 37 лет, средний возраст составляет 25,1. Негативного отношения к исследованию у больных вы­явлено не было. У четырнадцати пациентов (30,4%) резуль­таты опросника свидетельствуют в пользу Смешенного типа (сочетания: Лабильный и Сензитивный - 8, Лабильный и Ас-тено-невротический - 3, Демонстративный и Лабильный -1, Демонстративный и Тревожно-педантичный - 1, Сензитивный и Астено-невротический - 1), у девяти (19,56%) - Возбудимо­го, семи (15,2%) - Гипертимного, у шести (13%) - Лабильного. Оставшиеся результаты распределились в виде: Неустойчивый тип - 5 наблюдений, Тревожно-педантичный - 4, Астено-невро­тический - 3, Интровертированный - 3, Циклоидный - 2.

По дополнительным показателям были выявлены: степень конформности: у 28 (60,8%) пациентов высокая, у 18 (39,2%) - средняя. Возможная склонность к диссимуляции вы­явлена у трех пациенток. Выраженная реакция эмансипации - у четырех пациентов. Признаки, указывающие на возможность формирования расстройств личности у 11 пациентов (23,9%), склонность к злоупотреблению алкоголем по данным исследо­вания зарегистрирована у 9 (19,5%) пациентов,

Выводы. Т.о. по данным ПДО для больных с наруше­ниями пищевого поведения наиболее характерными оказались черты смешенного и эпилептоидного типов, что клинически и патопсихологически подтверждается склонностью пациентов прислушиваться к чужому мнению с одной стороны, с другой четко и пунктуально, с большим упорством «усовершенство­вать» свою фигуру, прибегая к строгим диетам и изнуряющим физическим упражнениям. Наличие высокой и средней степени конформности и слабая выраженность реакции эмансипации, так же соответствуют стремлению больных иметь определен­ный стандарт красоты, зачастую навязанный знакомыми, тре­нерами фитнес-центров, телевидением, модными журналами. Учитывая известную коморбидность нарушений пищевого поведения и других видов патологии влечений, следует особое внимание уделить выявленной в девяти случаях склонности обследуемых к злоупотреблению алкоголем. Результаты про­веденного исследования позволяют объективизировать данные клинического и психологического обследования, и выработать психотерапевтическую стратегию взаимодействия с пациентом с целью оптимизации лечения и выработки адекватных комп­лексных реабилитационных программ.

ДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНЫХ

НАРУШЕНИЙ НЕУСПЕВАЮЩИХ

ШКОЛЬНИКОВ С ДЕПРИВАЦИОННЫМ

ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ

Буторин ГГ.

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

Проблема влияния различных форм нарушений психо­логического развития детей на их академическую успеваемость и школьную адаптацию в настоящее время является одной из актуальных в детской клинической и педагогической психоло­гии. Среди них особое место занимает группа психических со­стояний депривационногогенеза, обуславливающихнарушения развития школьных навыков (F81 в соответствии с МКБ-10).

Под нашим наблюдением на протяжении 9 лет находи­лось 212 детей 6...8 лет, у которых с началом обучения в школе обнаруживались затруднения в усвоении учебной программы, возникшие на фоне признаков депривационного дизонтогенеза вследствие хронических депривирующих воздействий микро-и макросоциальной среды. Несмотря на отсутствие явной це­ребрально-органической патологии, у большинства этих детей специалистами при полипрофессиональной диагностике была отмечена скомпрометированная биологическая «почва». Про­цессу декомпенсации данной депривационной формы дизонто­генеза с поступлением детей в школу способствовала не только смена социальной роли и привычных жизненных стереотипов, но и особенности второго возрастного критического периода.

Для оценки интеллектуального развития этих детей применялся адаптированный вариант «Шкалы для исследования интеллекта у детей Векслера (WISC-R)», обладающий высокой достоверностью, надежностью и валидностью. Эксперименталь­но-психологическое и нейропсихологическое обследование про­водилось дважды: в период развернутых дизонтогенетических проявлений процесса декомпенсации и после их медицинской и психолого-педагогической коррекции. Первичное психологичес­кое обследование проводилось на фоне развернутых деприваци-онных психических состояний, в которых ведущими признаками были «астения истощения», снижение когнитивной продуктив­ности (F06.7), аффективная и сомато-вегетативная дисфункции (F45.3). При «астении истощения» дефицитарность процесса обучения у 48,3% испытуемых сопровождалась трудностью кон­центрации внимания, быстрым утомлением, накоплением ошибок преимущественно к концу обследования. У детей с аф-

фективными расстройствами (36,7%) проявлялись затруднения в выборе решения и перехода к действию, трудности в вербали­зации. Для выявленных нарушений были характерны маркеры недостаточности функции контроля и программирования всей психической деятельности, что приводило к нарушению фор­мирования процессов вербально-логического, абстрактного, ассоциативного мышления. Кроме того, у 85,5% обследованных диагностировалась и была статистически достоверной мотор­ная несостоятельность, проявлявшаяся в диспраксиях кинети­ческого, кинестетического и пространственного уровня. Такие изменения церебральной предиспозиции нередко сочетались с нарушениями письма, чтения, счетных операций, конструктив­ного мышления и просто моторной неловкостью в обычных жиз­ненных ситуациях. Выявленные особенности свидетельствуют о тесной сопряженности депривационной формы дизонтогенеза с нарушениями формирования высших психических функций, препятствующей нормальному ходу развития и социально-пси­хологической адаптации детей.

Клинико-психологическая диагностика, проведенная в этот период, показала, что вербальные, невербальные и общие суммарные данные были низкими и при определенном разбро­се IQ (78...96) находились в континууме между низкой нормой и пограничным интеллектуальным уровнем. Такие результаты психологической диагностики при первоначальном обследо­вании показали 83,6% обследуемых. При этом выполнение невербальных субтестов у 53,4% из них отличалось лучшим качеством по сравнению с вербальными. Особую трудность представляли субтесты, направленные на оценку внимания, запоминания, интеллектуальную работоспособность, на пони­мание общественных норм. Если интерпретировать показатели первичного эксперимента, не принимая во внимание наличие в этот момент выраженных клинических проявлений астении истощения с ее повышенной утомляемостью, истощаемостью внимания, снижением запоминания, эмоциональной неустой­чивостью, то за такими показателями можно было увидеть пси­хическое недоразвитие различной степени (вплоть до легкого интеллектуального дефекта). Именно такой подход к оценке познавательной деятельности этих детей, нередко приводил к ошибочному впечатлению педагогов и школьных психологов о необучаемости их в общеобразовательной школе.

Однако при повторном обследовании, проведенном после медико-психологической коррекции и репарации де-привационных психических состояний, основные результаты IQ устанавливались в зоне среднего уровня и хорошей нормы (96...106), что свидетельствовало об обратимости процесса де­компенсации и об отсутствии у этих детей интеллектуального дефекта. При этом уровень репарации нарушенных функций зависел от степени тяжести депривационных психических со­стояний, диагностированных при первичном обследовании.

Таким образом, первичное клинико-психологичес-кое обследование детей, проведенное на фоне декомпенсации нарушений психологического развития депривационного ге-неза, не отражало истинного уровня интеллектуального раз­вития и приводило к ошибочной психолого-педагогической диагностике. Исходя из этого, оценка школьной зрелости у таких детей должна проводиться лишь после проведения ле­чебно-психологической коррекции и максимально возможного восстановления деятельности нарушенных функций и психо­логически здоровой внутрисемейной атмосферы, что возмож­но осуществить только в условиях полипрофессионального взаимодействия. Полученные результаты позволяют говорить о существовании единого депривационного синдрома и его декомпенсации на этапе второго возрастного критического пе­риода. При этом критерии существующих в настоящий момент психологических и психиатрических классификаций ограниче­ны для диагностики указанных состояний, которые по своим характеристикам не попадают в ее рубрики, но имеют право на автономное существование.

4Н>3 янк н и < и г< S

Й ^ s^

2 о 11

Ц%

71 U cj

И н ■—

Й=|


gag &

в х

в и

в

175

н н

1-1 о

и

н и « о

и

В Е 8 В и ffi о н

мВ* SHB

У ° в

^ ■< в

э°Вг

им в/ «и о

S'B" £ s я

wSo

5 2 Рн оВгВ

s"a

К. И л

&§!

к ■< U

<%%

о Н Я

к и и

6 ч ^ Ктб £°о

i—'< СО ,j & Я W

IP

й=| " Р

Ыб&

"HP

И н < m В я

4нл pqhM н и < <-J <: S2

Й ^ s^

2 о ^ Ё « -

Гч U ^

И н ■—

ь=1


н *

н и

в

176

н н

1-1

о

н и « о

и

н в"

В Е

8 В

и В

о н

s л 5

SHS

доя >■ <: В

им В" «и о

S'B" й s з

Нв§

5 2 Рн оВгВ

s"a

К. щ Л

еов §ио

к ^ U

osg

gel

к и и

6 ч ^

IP

й=| m Р

"HP

H в < Sum m В h