Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Сексология (доп.) / Незнанов_Н_Г_,_Яхин_К_К_ред_Современные_проблемы_социальной_и_клинической.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
31.95 Mб
Скачать

Раздел 12. Суицидология

324

н н

1-1 о

и

н и « о

и

II

8 В о н

иВ* SHS

уо'я >■ <: н

им И «и о

й s з

м5о S 2 Рн оЕ-И

s"a

К. щ Л

eus gas

к ^ u

uSg гт1й£

£

gel

к M и 6 ч ^

IP

й=| m P

«HP

И н •< Sum

m В h

«МИШЕНИ» АНТИСУИЦИДАЛЬНОИ

ПРОФИЛАКТИКИ У БОЛЬНЫХ

С ПОСТПСИХОТИЧЕСКОЙ ДЕПРЕССИЕЙ

ПРИ ПЕРВОМ ЭПИЗОДЕ ШИЗОФРЕНИИ

Антохин Е.Ю.

ГБОУВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития РФ, г. Оренбург

В ряде исследований существуют указания на более частое возникновение депрессивной симптоматики у больных во время и в течение года после первого приступа шизофрении, подчеркивается особенно высокий суицидальный риск среди этой категории пациентов, при сравнении с больными, пере­несших несколько психотических приступов (Мазо Г.Э, 2006; Зорин Н.В., 2011). Одной из причин возникновения суицидов после первого психотического эпизода (ППЭ) является реакция личности на осознание негативных аспектов болезни (Рычко-ва О.В., 2007; Антохин Е.Ю., 2008). В наших исследованиях показан высокий уровень самостигматизации больных с ППЭ и дезадаптивность их копинг-структуры (Antokhin E.Yu. et al., 2010; Антохин Е.Ю. с соавт, 2008, 2010, 2011). Цель: определить структуру психологической адаптации (СПА), включающую психологические защиты, копинг-стратегии, копинг-поведение и самостигматизацию, больных с постпсихотической депрес­сией при первом эпизоде шизофрении и разработать на основе результатов программу краткосрочного копинг-ориентирован-ного тренинга (ККОТ).

Материал и методы: обследовано 97 больных шизоф­ренией с ППЭ: 67 пациентов с постпсихотической депрессией (МКБ 10 F 20.4) с показателем по шкале CDS более 6 баллов, со­ставили основную группу (ОГ), 30 пациентов без депрессии (по шкале CDS менее 6 баллов) на этапе выхода из психоза - конт­рольную группу (КГ). Методы: клинико-психопатологический (шкалы SCL-90-R, CDS); патопсихологический с диагностикой механизмов психологической защиты (МПЗ) опросником LSI, копинг-поведения опросником E.Heim, самостигматизации (оп­росник НЦПЗ); статистический (средние, критерии U-Манна-Уитни, г - Спирмена).

Результаты: все шкалы опросника SCL-90-R ОГ превы­шают показатели КГ (р<0,01), что отражает более выраженный субъективно переживаемый дистресс больными с депрессией. Депрессивный статус пациентов усугябляли объективные и субъективные показатели суицидальной готовности больных. В частности, по шкале CDS в ОГ пункт «суицидальные мысли» достоверно превышал этот же показатель у больных без депрес­сии, и в опроснике SCL-90-R симптом «суицидальные мысли» также имел высокое напряжение. По МПЗ больные ОГ, в срав­нении с КГ, имеют более высокую степень напряжения защиты (51,9%о и 44,9%о соответственно при р<0,05), выше (при р<0,05) показатели регрессии (81,9%о и 51,7%о), замещения (75,3%о и 49,6%о), проекции (60,9%о и 47,3%о), а показатели отрицания су-

щественно ниже (сравнить 77,9%о ОГ и 88,3%о КГ при р<0,01). Копинг-поведение (методика E.Heim) пациентов ОГ в сравне­нии с КГ отличается меньшей конструктивностью (показатели неадаптивного копинга) во всех трех сферах (при р<0,01): пове­денческая сфера 2,09 и 1,5 баллов (б.), когнитивная сфера 2,12 и 1,67 б., эмоциональная сфера 1,84 и 0,93 б. соответственно. При этом показатели адаптивного копинга в когнитивной сфере больныхОГ превышают показатели КГ (2,35 б. и 1,89 б., р<0,05), аналогично по показателям относительно адаптивного копинга эмоциональной сферы (сравнить ОГ 1,94 и КГ 1,27 при р<0,05), что указывает на ресурсность копинг-структуры больных с де­прессией (возможно большая сохранность когнитивной и эмо­циональной сфер). Копинг-стратегии (методика SVF) больных ОГ также имели дезадаптивную направленность. Отмечены до­стоверные различия (р<0,05) по выраженности использования больными с постпсихотической депрессией таких стратегий, как «социальная инкапсуляция» (54,1 б. ОГ и 48,7 б. КГ), «мыс­лительное застревание» (52,6 б. ОГ и 40,1 б. КГ), «отчаяние» (56,8 б. ОГ и 47,1 б. КГ), «сострадание к себе» (58,2 б. ОГ и 48,7 б. КГ), «самообвинение» (55,9 б. ОГ и 51,0 б. КГ). Тем не менее, и в копинг-стратегиях установлена потенциальная ресурсная «мишень» - «обращение к лекарствам» (относительно адаптив­ная стратегия), показатель которой выше в ОГ (62,5 б.), чем в КГ (59,0 б.). До начала коррекционной работы содержание этой стратегии было ближе к полюсу дезадаптации с использовани­ем больными для снижения тревоги, нередко предшествующей депрессии, бензодиазепинов. Показатели самостигматизации больных с депрессией также значительно (при р<0,01) выше в сравнении с больными без депрессии: аутопсихическая форма -33,6 б. ОГ и 18.1 б. КГ, компенсаторная форма - 27,9 б. ОГ и 19.0 б. КГ, социореверсивная форма 37,5 б. ОГ и 20,4 б. КГ; показатель самостигматизации 97,8 б. ОГ и 57,5 б. КГ. Это, свидетельствует о большей «реактивности» больных с депрессией, связанной с субъективным восприятием значимости перенесенного пси­хоза и изменений личности, определяя, в том числе, высокий суицидальный риск. Корреляционный анализ СПА и психопа­тологической симптоматики в двух группах выявил булыпее и качественное количество взаимосвязей у больных с депресси­ей, что может быть косвенным отражением меньшего функци­онального отрыва СПА от клиники. Таким образом, несмотря на неконструктивность СПА больных с ППЭ шизофрении с де­прессией, что является, в том числе, отражением субъективно переживаемого личностью дистресса связанного с болезнью,

имеется булыпая ресурсность СПА больных с депрессией, оп­ределяя «мишени» дифференцированной комплексной терапии пациентов с учетом их аффективного статуса.

На основании полученных данных разработана про­грамма краткосрочного копинг-ориентированного тренинга, направленного на коррекцию дезадаптивных копинг-структур и укрепление конструктивных вариантов копинга с расшире­нием его репертуара. В основу краткосрочного КОТа положена методика E.Heim, которая включает 26 вариантов копинг-пове-дения в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах с разной степенью адаптивности (адаптивный, относительно адаптивный и неадаптивный). Тренинг включает 10 занятий по 60 мин с интенсивностью 3 раза в неделю. Первое занятие пос­вящено усвоению понятий «копинг- совладание со стрессом» с разбором конкретных примеров как из методик диагностики копинга, так и из жизненных примеров пациентов. Далее каж­дые 3 занятия направлены на усиление адаптивности копинга каждой из 3 сфер. Этап краткосрочного тренинга является ак­тивным и осуществляется непосредственно во время нахожде­ния в отделении. Далее часть пациентов, особенно имеющих в анамнезе суицидальные попытки, продолжают посещать тре­нинг на амбулаторном этапе (амбулаторный прием осущест­вляется непросредственно в отделении, что помогает сохранить преемственность ведения пациентов). Первые данные оценки эффективности КОТа с использованием опросников E.Heim и SVF показывают укрепление модальностей адаптивности копинг-структур больных. На амбулаторном этапе помимо повторения занятий КОТа, осуществляется расширение коррек-ционных воздействий с использованием психообразовательных программ и тренингов направленных на преодоление само­стигматизации, улучшение социального функционирования пациентов, в том числе и через клубную работу, проводимую волонтерами движения «Радуга».

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО «СУИЦИДЕНТА»

Архангельская Л.С., Кузнецова Л.В., Грачева Л.Н.

Российский государственный социальный

университет (РГСУ), Москва,

Ростовский горпсихдиспансер, г. Ростов-на-Дону

Цель: выявить индивидов с пограничной структурой личности (ПСЛ), имевших суицидальные мысли, установить эффективность индикаторов пресуицида.

Материал и методы: пациенты кризисного стациона­ра г. Москвы, отделение пограничных расстройств городского психоневрологического диспансера г. Ростова-на-Дону (2008-2010 гг.), контрольная группа - студенты 2-5 курсов факультета психологии РГСУ, г. Москва.

Методы психодиагностики: тест Сонди, Торонтский алекситимический тест, Тест цветных пирамид. (Всего 30 че­ловек от 18 до 42 лет)

Результаты и обсуждения: у 70% испытуемых выяви­лось ПСЛ, у 50% испытуемых и столько же в контрольной груп­пе оказался повышенный алекситимический индекс.

В анамнезах у испытуемых обнаружилось воспита­ние чаще в неполной семье с преимущественно авторитарным стилем воспитания, с отсутствием эмоционального инвестиро­вания родителей во взросление индивидов, либо их сверхкон­троль с формированием жестких установок на всех стадиях психосексуального развития.

В личностной структуре испытуемых преобладало не­гативное отношение к себе, своему телу, негативная фиксация на первичных объектах (родителях), преобладающее чувство -одиночества, пустоты, скуки, ненависти, инфантилизм.

У 67% испытуемых была выявлена неспособность к дифференцированности эмоций, сниженная способность к символизации агрессивных мыслей, сниженная способность к воображению, конфликтное отношение к родителям, которое трансформировалось в неосознаваемое желание их уничтоже­ния, т.е. потенциальное желание избавиться от приносящего страдания интроецированного внутреннего объекта.

Профилактика: создание довоспитывающей среды в стационарных и амбулаторных условиях, позволяющей приоб­рести психологическое пространство для довзросления в про­цессе групповой группаналитической психотерапии, а также в индивидуальной психодинамической психотерапии.