Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Сексология (доп.) / Незнанов_Н_Г_,_Яхин_К_К_ред_Современные_проблемы_социальной_и_клинической.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
31.95 Mб
Скачать

Ковшова о.С.

ГБОУВПО «Самарский государственный медицинский университет», г. Самара

Одной из актуальных проблем современности является проблема повышения эффективности коррекционного процесса у детей с тяжелыми соматическими заболеваниями и откло­нениями в развитии. Психосоциальные факторы, влияющие на процессы адаптации детей к заболеванию, доказывают не­обходимость психологической и социальной коррекции семьи на основе дифференциального подхода к личностным особен­ностям родителей и детей, реконструкции детско-родительских взаимоотношений и гармонизации межличностных отношений между членами семьи [1, 2, 3, 4].

На основе комплексного анализа психологических и социальных факторов сформирована и внедрена Программа психотерапевтических мероприятий, направленных на пси­хологическую и социальную адаптацию детей, профилактику эмоциональных нарушений, повышение психолого-педагоги­ческой культуры родителей.

Объект исследования: особенности психического и социального развития детей младшего школьного возраста с

ДЦП.

Предмет исследования: особенности личности родите­ля, их установки, детско-родительские отношения и воспита­ние детей с ДЦП.

Цель исследования: выявить особенности личности родителей и детско-родительские отношения у детей с ДЦП и оказать клинико-психологическую помощь.

Исследование проводилось на базе Государственного учреждения «Детский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Самара в 2010. Обследовано 30 родителей.

Методы исследования родителей, имеющих ребенка-инвалида:

Индекс Жизненного стиля индекс (Life Style Index, LSI) ; Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument - PARI); психологический тест СМОЛ (Со­кращенный Многофакторный Опросник для исследования лич­ности) .

Установлены взаимосвязи между психологическими характеристиками личности родителей, типом детско-роди­тельских отношений и особенностями развития детей с ДЦП корреляционным анализом по методу ранговой корреляции Спирмена.

Анализ личности родителя и особенности детско-ро­дительских отношений доказывает их влияние на психическое развитие и поведение детей-инвалидов. Так по шкале ипохонд­рии по методике СМОЛ имеет значимую обратную корреляцию со шкалой «отношение к матери» (Rs = -0,635, при р< 0,05),а так же отрицательную значимую корреляцию с уровнем развития аналитико-синтетической способности мышления ребенка (Rs = -0,716, при р< 0,05). Депрессия у матери имеет отрицательную значимую корреляцию с уровнем развития аналитико-синте­тической способностью мышления ребенка (Rs = 0,690, при р< 0,05).

Психическая защита по типу «отрицание» у матери проблем, связанных со здоровьем, ребенка сопровождается от­сутствием оказания ему помощи в установлении межличност­ных контактов со сверстниками, что подтверждается значимой отрицательной корреляцией со шкалой «отношение к друзьям» (Rs=- 0,875, при р<0,05). «Детское» поведение матери - защита по типу «регрессии» не способствует формированию авторите­та родителя, доверия к нему - отрицательная значимая корреля­ция по отношению к старшим (Rs=- 0,644, при р<0,05).

Анализ детско-родительских отношений выявил: по шкале «Предоставление ребенку возможности высказаться» имеет значимую обратную корреляцию с количеством кон­фликтов в сфере общения (Rs=- 0,-0,719, при р<0,05), можно предположить, что свобода общения, предоставляемая ребенку дома, положительно влияет на его коммуникативную актив­ность вне дома. Вероятно, это связанно с тем, что ограничение самостоятельности ребенка родителями, диагностируемое по шкале «Оберегание ребенка от трудностей» приводит к фено­мену «выученной беспомощности» и к без инициативности, что выявляется значимой положительной корреляцией с количес­твом конфликтов по шкале «любознательность» (Rs=0, -0,679, при р< 0,05). По шкале «"Жертвенность" родителей» имеет пря­мую значимую корреляцию с количеством конфликтов в сфере отношений к родителям (Rs=0,705, при р<0,05). Демонстрация родителями отказа от собственных интересов ради больного ребенка способствует формированию чувства вины перед роди­телями и росту конфликтов в данной сфере. По шкале «Власть матери» имеет прямую положительную корреляцию со шкалой отношения к прародителям (Rs=0,769, при р<0,05). Преобла­дание строгости и агрессивности по отношению к ребенку в воспитательном воздействии матери приводит к эмоциональ­ной близости ребенка к прародителям. По шкале строгости родителей имеет прямую значимую корреляцию с показателем доминантности (Rs= 0,23, при р<0,05). Мы полагаем, что доми­нантность возникает как компенсаторная реакция при подавле­нии активности ребенка дома.

Была проведена Программа психолого-педагогическо­го сопровождения и повышения психо-социальной адаптации родителей, имеющей детей с ДЦП. Применялась психокоррек-ционная программа с использованием когнитивно-поведенчес­кой психотерапии. Сеансы проводились 2 раза в неделю. После завершения всего курса психотерапии (10 встреч) проводился «поддерживающий» режим более редких встреч. В нашей рабо­те мы использовали следующие методические приемы:

Когнитивная терапия - давались примеры позитив­ных умозаключений, которые можно использовать на прак­тике до полной замены старого стереотипа "неудачника" на образ успешного человека. Терапия методом скрытого моде­лирования. Пациенты использовали техники релаксации, что позволяет избавиться от чувства тревоги и снизить действие стрессовых факторов. Данный метод применим при лечении страхов и неуверенности человека в собственных силах. Ра-ционально-эмотивная терапия - умение принимать реалистич­ные и адекватные мысли, что ограждает человека от лишних стрессов, он перестанет быть зависимым от своих фантазий. 4. Терапия методами решения проблем. При применении данного вида терапии пациенты сами контролируют процесс сопостав­ления средств решения и предполагаемых результатов, а также обучаются способности самостоятельной оценки собственного поведения.

Таким образом, отличительной чертой и важным пре­имуществом когнитивно- поведенческой психотерапии явилось развитие навыков саморегуляции у детей с ДЦП и их роди­телей, позволяющих им самостоятельно справляться с вновь возникающими негативными переживаниями и жизненными проблемами.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ПСИХОГЕННЫХ ДЕПРЕССИЙ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Колесниченко Т.Н.

ГБОУВПО ЧелГМАМинздравсоцразвития России, г. Челябинск

Актуальность. Нестабильная политическая и эконо­мическая обстановка в мире обусловливают общую невротиза-цию общества. Такие тенденции характерны и для России. Это усугубляется социальной незащищенностью граждан, поэтому в последние годы наблюдается заметный рост числа депрессив­ных расстройств, в частности психогенных. В связи с тем, что психогенные депрессии зачастую коморбидны с тревожными расстройствами и зависимостью от ПАВ, было предпринято данное исследование.

Материалы и методы. Обследовано 56 чел. в возрасте 17-24 лет (40 чел. - лица женского пола, 16 - мужского) с де­прессивными расстройствами, обусловленными острыми или хроническими психотравмами. Методы исследования: клини-ко-анамнестический, клинико-психопатологический, экспери­ментально-психологический (шкала тревоги HADS и депрессии HDRS Гамильтона), параклинический (ЭЭГ, М-ЭХОЭГ).

Результаты. Изучение характера стрессовых ситуа­ций выявило их многообразие. Наибольшее патогенное зна­чение имели личностные конфликты - 52,4% (неразделенная любовь, смерть или тяжелая болезнь значимых близких) и межличностные - 47,6% (внутрисемейные, проблемы с уче­бой и правоохранительными органами). Нередко отмечалось сочетание различных психотравмирующих событий - 48,2%. Уровень депрессии соответствовал средней и тяжелой степени выраженности (87,2% и 12,8% соответственно). Длительность депрессивного расстройства составила от 2 месяцев до 2 лет. Согласно критериям МКБ-10, расстройство укладывалось в критерии Расстройство адаптации, кратковременная депрес­сивная реакция» (F43.20) - 32,1%; Расстройство адаптации, пролонгированная депрессивная реакция (F43.21) - 26,8%; Рас­стройство адаптации, смешанная тревожная и депрессивная реакция (F43.22) - 21,4%. «Депрессивный эпизод» (F32) был диагностирован у 19,6%. Депрессивная симптоматика была ко-морбидна с влечением к алкоголю (24,5%), при этом она соот­ветствовала уровню аддиктивного поведения, т.е. клинически очерченного синдрома зависимости не сформировалось. В 16% случаев было диагностировано употребление алкоголя с вред­ными последствиями (F10.1).

Психогенные депрессии у обследованных проявлялись следующей симптоматикой: снижением фона настроения, ощу­щением грусти и печали, подавленности, тоски, безнадежности, уныния. Это сопровождалось слезливостью с проявлениями тревоги и беспокойства. Витальный регистр депрессии не был ярко очерчен, характеризуясь при этом чувством внутренней опустошенности, собственной никчемности, утратой интересов и снижением побуждений. Биологический (соматовегетатив-ный) регистр депрессии был достаточно очерчен, проявляясь инсомниями, кошмарными сновидениями, а также повышен­ной утомляемостью, общей слабостью и отсутствием аппетита (реже имела место неумеренность в еде). Лица мужского пола предъявляли жалобы на снижение либидо. Соматический ком­понент депрессии проявлялся неприятными ощущениями/бо­лями в различных частях тела, в том числе в области сердца, сердцебиением. Имели место также цефалгии с локализацией в височных и затылочных областях, головокружение. Ипохон­дрическая фиксация на неприятных телесных сенсациях отме­чалась у 30,3% больных, но при этом четко очерченная фабула ипохондрических переживаний отсутствовала. Необходимо отметить, что у всех обследованных отсутствовал типичный суточный ритм колебаний настроения. Однако большинство больных ощущали слабость, разбитость и сонливость в ут-

ренние часы; усиление тревоги - в вечернее время. Для этих больных не был характерен депрессивный содержательный комплекс в виде идей самоуничижения и виновности, но при этом они испытывали жалость к себе; вектор вины был направ­лен на окружающих (врачей или виновных в их личных про­блемах). Однако отдельные сверхценные идеи самообвинения эпизодически возникали и были конгруэнтны психотравме. Достаточно очерченными были проявления ангедонии в виде утраты способности радоваться и испытывать другие положи­тельные эмоции; снижался интерес к любым занятиям, в т.ч. к хобби. Употребление алкогольных напитков не вызывало со­стояния эйфории; оказывало преимущественно анксиолитичес-кое действие.

Выводы. Выраженность клинических проявлений пси­хогенных депрессий коррелируют со следующими факторами: значимость психотравмы, тип психотравмы (однофакторная/ многофакторная; острая/пролонгированная), преморбидные особенности личности (тревожная, сенситивная), астения , резидуально-органическая церебральная недостаточность, на­личии/отсутствие факторов социальной поддержки. Органи­зация помощи больным с психогенными депрессиями должна быть комплексной и включать: психофармакотерапию, пси­хотерапию, профилактику злоупотребления ПАВ (по потреб­ности), физиотерапию; оказание социально-психологической поддержки.