Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Егоров-дисер.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
2.22 Mб
Скачать

§ 2. Детерминация сделок

как юридического факта особого рода

2.1. Социально-экономические предпосылки детерминации сделок

1. История становления сделок предопределяет и подходы к выяснению причин их образования. Без выяснения причин появ­ления сделок затруднено понимание их предназначения в праве и уяснение особенностей правового опосредования сделок, пред­определенных социально-экономическими условиями жизни об­щества.

Сделка как общее юридическое понятие, получившее право на существование с развитием видов договоров и односторонних актов поведения, в социальной основе содержит волевые дейст­вия лиц, направленные на удовлетворение своих интересов. Эти действия базируются на познанных объективных закономерно­стях общественной жизни. Состоящее из действий социальное поведение человека образует общественное отношение, но в то же время это поведение детерминировано исторически опреде­ленной системой общественных отношений. Каждое новое поко­ление застает «исторически создавшееся отношение людей к природе и друг другу»65.

Действиями порождаются не только общественные отноше­ния, но и нормы, их опосредующие, — фактические социальные нормы66, которые формируются не только живущим поколением, но и предшествующим. Новое поколение устанавливает социаль­ные нормы, касающиеся объектов, включенных в сферу жизнедея­тельности человека, а также определяет обусловленные прогрес­сом наиболее эффективные способы взаимодействия в отношении традиционных объектов социально-экономического оборота.

Так, экономическое явление купли-продажи как отношение между покупателем и продавцом («взаимозависимость равных уча-

65 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 3. — С. 37.

66 О фактических социальных нормах, их соотношении с деловыми обыкновения­ ми см.: Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве. — М.: Юрид. лит., 1987. — С. 26-30. Дискуссия о понимании права в широком и узком смысле нахо­ дится за рамками данной работы. Достаточно констатировать, что наличие фактиче­ ских социальных норм не отрицается сторонниками разных подходов к праву.

•> 2. Детерминация сделок как юридического факта особого рода

35

с тиков социальных связей, столкновение равнозначных интере­сов, возможность их удовлетворения взаимными или односто­ронними усилиями лиц»67) в силу своей природы предполагает определенное поведение сторон. Оно опосредуется правовыми нормами, и отношения между продавцом и покупателем обретают форму гражданско-правового договора. «...Сперва появляется обо­рот и лишь потом из него развивается правовой порядок... Уже при неразвитой меновой торговле обменивающиеся лица молча­ливо признают друг друга равными личностями и собственниками обмениваемых ими благ; они делают это уже тогда, когда предла­гают друг другу свои блага и совершают друг с другом сделку. Это фактическое отношение, возникающее лишь благодаря обмену и в обмене, получает позднее правовую форму в виде договора и т.д...»68. Значит, при выявлении причин сделок следует иметь в ииду, что, устанавливая причины сделок, надлежит учитывать экономическую суть сделок, их социально-природную необходи­мость. В то же время следует изучать причины придания юридиче­ского значения их элементам, признакам, свойствам, т.е. выяснять в этом смысле причины правового опосредования сделок, их социально-правовую необходимость. Выяснение причин появле­ния сделок способствует установлению нормативных требований к сделкам, предопределяющих наиболее эффективный путь дости­жения преследуемых фактом совершения сделок целей.

Объяснение причин сделок предполагает многоуровневый подход. Механизм их возникновения содержит предпосылки об­щего, особенного и единичного характера.

2. Помимо истории становления сделок разных стран наиболее рельефно это прослеживается в истории советского гражданского права. Пример истории советского права столь ярок потому, что речь идет не об эволюционном развитии права, а о желании рево­люционным путем в одночасье решить проблему правового опосре­дования общественных отношений, изменить их вопреки сущест­вующему объективному ходу вещей. Следствием такого подхода яв-

67 Илларионова Т.И. Сделки в механизме гражданско-правового регулирования общественных отношений // XXVII съезд КПСС и механизм гражданско-правового регулирования общественных отношений: Межвуз. сб. науч. тр. — Свердловск, 1988. - С. 48.

68 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 19. — С. 393.

36

Гл. 1. Предпосылки формирования правового режима сделок

ляются неизбежные крайности в правовом регулировании. Со временем законодатель в силу необходимости правового регулиро­вания социальных связей адекватно уровню их фактического разви­тия отказывается от крайних и чрезвычайных способов регулирова­ния, но последние, естественно, оказывают влияние и на дальней­шее развитие правовых идей и нормативное регулирование.

После социалистической революции был резко ограничен гражданский оборот. Этому способствовал переход к системе со­циалистического учета и распределения. Первым же декретом «О земле» 26 октября 1917 г. были запрещены всякие сделки по распоряжению землей: землю было запрещено продавать, поку­пать, сдавать в аренду либо отчуждать каким бы то ни было спо­собом. Декретом 14 декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью» запрещены сделки купли-продажи недвижимо­сти в городах; 6 сентября 1918 г. Народный комиссариат юстиции принял постановление «О противозаконности сделок купли-про­дажи строений, находящихся в селениях». Это обосновывалось тем, что находящееся на земле строение связано с землей, а по­этому не может быть объектом купли-продажи, право пользова­ния земельным участком не может приобретаться куплей-прода­жей. Отсюда покупка и продажа строений на земле объявляется незаконной. Подобного рода ограничения вводились и в связи с национализацией промышленности, установлением государст­венной монополии на нефть, ткани, сельскохозяйственные ма­шины и т.д.69 Военный коммунизм знаменателен полным запре­щением купли-продажи между организациями. Так, декретами СНК РСФСР от 23 января 1919 г. и 15 июля 1920 г. «О расчетных операциях» советским и общественным учреждениям, предпри­ятиям и организациям приобретение товаров на рынке запреща­лось. Происходило дальнейшее ограничение товаров в обороте — спирта, крепких напитков, мешков, мешковой ткани и пр. Тем самым сужалась сфера применения гражданско-правовых дого­воров купли-продажи между гражданами70.

69 См.: Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского прави­ тельства (СУ). - 1917. - № 10. - Ст. 154; 1918. - № 65. - Ст. 715; № 45. - Ст. 546; № 54. - Ст. 599; № 25. - Ст. 346.

70 См.: СУ. - 1920. - № 1-2. - Ст. 2; № 12. - Ст. 76; № 34. - Ст. 161; № 66. - Ст. 293.

$ 2. Детерминация сделок как юридического факта особого рода

37

Переход к новой экономической политике значительно рас­ширил область применения договоров купли-продажи. Это нашло свое отражение в «Декларации основных частных имущественных прав, признаваемых РСФСР» от 22 мая 1922 г. и в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. Крестьянам предоставлялось право сво­бодной торговли продуктами сельского хозяйства за вычетом нату­рального налога. Аналогичное право давалось кустарям и мелким промышленникам. Предприятиям, снятым со всех видов государ­ственного обеспечения, разрешалось реализовывать продукцию по рыночным ценам. Получили право на существование товарные биржи, а затем и фондовые отделы при них, создаваемые для тор­говли иностранной валютой, банкнотами, государственными цен­ными бумагами, акциями, паями, благородными металлами в слитках. На определенных условиях разрешалась купля-продажа строений, отменялись запрещения на обращение золота, серебра, платины и металлов платиновой группы в изделиях, слитках и мо­нете, а равно драгоценных камней и иностранной валюты71.

Дальнейшее усиление централизации и плановости в эконо­мике приводит, с одной стороны, к появлению новых разновид­ностей договоров купли-продажи и регламентации их правового режима, а с другой — созданная командно-административная система управления экономикой и соответствующая ей полити­ка, сложившиеся стереотипы сознания, образ жизни и т.д. влекут за собой ограничение количества видов договоров в гражданском обороте и, в частности, договоров купли-продажи.

Так, в самостоятельный договор выделяется специфическая разновидность купли-продажи — поставка72. Первоначально от­ношения между поставщиком и покупателем в основном опреде­лялись правилами Гражданского кодекса РСФСР за некоторыми изъятиями. В дальнейшем по мере централизации и развития плановых начал в экономике сфера применения этого договора расширяется. Гражданским кодексом, положениями о поставках и рядом других нормативных актов более детально регламентиру­ется правовой режим поставки73. Охват договором поставки зна-

71 См.: СУ. — 1921. - № 40. - Ст. 212; № 60. - Ст. 410; № 72. - Ст. 577; 1922. - № 16. - Ст. 155; № 28. - Ст. 318; № 36. - Ст. 423; № 65. - Ст. 858.

72 СУ. - 1921. - № 68. - Ст. 529.

73 См.: СУ. - 1922. - № 71. - Ст. 904; 1921. - № 69. - Ст. 549; 1922. - № 43. - Ст. 525. — Цит. по: Кодификация... — С. 641-663, 732-735.

38

Гл. 1. Предпосылки формирования правового режима сделок

чительного числа объектов купли-продажи в отношениях между предприятиями и организациями приводит к резкому сокраще­нию договоров купли-продажи с участием указанных юридиче­ских лиц. Предприятиям и организациям устанавливаются лими­ты на совершение разовых сделок.

С 1937 г. исходя из экономических и политических соображе­ний совершение на территории Союза ССР сделок с золотом, се­ребром, платиной и металлами платиновой группы в монете, слитках в сыром виде, с иностранной валютой и т.д. признано ис­ключительным правом Госбанка СССР74. Не способствует разви­тию купли-продажи и ограничение количества строений, скота, иных материальных благ, могущих находиться в собственности граждан. Изложенные и ряд других ограничений имели место, как известно, в течение десятилетий.

Юридическая судьба договора мены аналогична ситуации, сложившейся с договором купли-продажи. Применяемый в пер­вые годы советской власти товарообмен для увеличения объема хлебных заготовок по сути дела носил административный харак­тер. Правительство устанавливало порядок и нормы выдачи то­варов в обмен на хлеб. Для производства обмена каждый раз требовалось разрешение продовольственных органов75. Граж­данско-правовой характер мена приобрела после перевода на­родного хозяйства на экономические рычаги управления. Дек­рет СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. «Об обмене» разрешил кресть­янам и кустарям товарообмен с государством по взаимному соглашению сторон76. В этот период широкое распространение получил договор мены между организациями. Однако впослед­ствии в связи с кредитной реформой прямой товарообмен между социалистическими предприятиями был запрещен, поскольку, по мнению руководства страны того периода, прямой товарооб­мен являл собой грубое извращение установленных государст­вом и партией принципов хозрасчета77. Дальнейшее развитие хозяйственной жизни страны привело к необходимости ислоль-

74 Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства Сою­ за ССР (СЗ). - 1937. - № 8. - Ст. 25.

75 СУ. - 1918. - № 30. - Ст. 39В.

76 СУ. - 1921. - № 40. - Ст. 212.

77 СЗ. - 1931. - № 63. - Ст. 414.

V >' Летерминация сделок как юридического факта особого рода

39

юиания мены, отмене ранее принятых решений и регламента­ции законодателем правового режима договора мены между гра­жданами и организациями или с их участием.

Национализация ряда объектов права собственности неиз­бежно привела к запрету дарения этой категории имущества (зем­ля, ее недра, воды, леса и т.д.). Декретом ВЦИК «О дарениях» от 20 мая 1918 г. договоры дарения ограничивались 10 000 руб., за ис­ключением пожертвований на общеполезную цель, но такое даре-кие допускалось только с разрешения Совнаркома78. Ч. 1 ст. 138 Г К РСФСР 1922 г. также ограничивала договор дарения суммой в 10 000 руб. золотом79. «Основанием для ограничения служит то соображение, что дарение, как правило, не принадлежит к числу сделок, которые могут способствовать развитию производитель­ных сил страны (ст. 41 ГК); с другой стороны, в безвозмездной уступке имущества трудно в большинстве случаев усмотреть пользование имуществом (со стороны дарителя), соответствующее социально-хозяйственному назначению имущества (ст. 1 ГК). Безвозмездный переход имущества не только не нужен для хо­зяйственной жизни, он может даже сбивать все планы, все пер­спективы. Дарение может привести к дроблению имущества, что не соответствует интересам государства. Мелкие дарения зако­ном допускаются по соображениям практического характера: безусловный запрет всякого, даже ничтожного по сумме дарения неизбежно привел бы к многочисленным нарушениям закона; борьба с этими нарушениями была связана для государства с та­кими затруднениями, которых не окупило бы положительное значение запрета»80. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 15 фев­раля 1926 г. ч. 1 ст. 138 ГК РСФСР 1922 г., ограничивающая даре­ние суммой 10 000 руб., была отменена. Дарения стали допускать­ся на любую сумму81.

После революции была запрещена аренда имущества, под­вергшегося национализации. Разрешалась лишь аренда строе­ний государственными предприятиями и учреждениями и арен-

78 СУ. - 1918. - № 43. - Ст. 525.

79 СУ. - 1922. - № 71. - Ст. 904. - Цит. по: Кодификация... - С. 648.

80 Генкин Д.М., Новицкий И.Б., Рабинович Н.В. История советского гражданско­ го права. 1917-1947. - М., 1949. - С. 231-232.

81 См.: СУ. - 1926. - № 10. - Ст. 73. - Цит. по: Кодификация... - С. 648.

40 Гл. 1. Предпосылки формирования правового режима сделок

да предприятий82. В последующем ранее установленные запреты отменяются. Аналогичная ситуация складывалась и с договором комиссии, который изначально запрещался для государственных и общественных организаций83.

Из односторонних сделок проследим историю развития в со­ветский период завещания и векселя. В 1918 г. 4 мая был издан декрет «Об отмене наследования», в котором говорилось, что «наследование как по закону, так и по духовному завещанию от­меняется. После смерти владельца имущество, ему принадлежа­щее (как движимое, так и недвижимое), становится государст­венным достоянием Российской Социалистической Советской Федеративной Республики»84. Однако уже с принятием Граждан­ского кодекса РСФСР во времена нэпа правом опосредуется на­следование по завещанию85.

В годы нэпа вексель применялся и широких масштабах. Дей­ствовали положения о векселях. В России такое положение было принято в 1922 г. Кредитная реформа 1930-1931 гг. запретила ком­мерческий оборот и использование векселя. «Граждане сохраняли право выдавать векселя, но в связи с прекращением предпринима­тельской деятельности (как следствие искоренения нэпа) векселя фактически перестали применяться и между гражданами»86. Век­сель сохранился только во внешней торговле, где приходилось считаться с международным законодательством. Для этого СССР в 1936 г. присоединился к трем женевским конвенциям 1930 г.: Конвенции, устанавливающей Единообразный закон о перевод­ном и простом векселях; Конвенции о гербовом сборе в отноше­нии переводного и простого векселей; Конвенции, имеющей це­лью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях87. В связи с присоединением СССР к Междуна-

82 СУ. - 1918. - № 62. - Ст. 674; № 69. - Ст. 651; 1921. - № 53. - Ст. 313.

83 СУ. - 1919. - № 53. - Ст. 509; 1920. - № 67. - Ст. 305; 1921. - № 3. - Ст. 29; 1926. - № 59. - Ст. 451.

84 СУ. - 1918. - № 34. - Ст. 456.

85 См.: СУ. - 1922. - № 71. - Ст. 904. - Цит. по: Кодификация... - С. 700-707.

86 Рясенцев В.А. Вексель начинает действовать // Сов. юстиция. — 1990. — № 15. - С. 10.

87 Белое В.А. Вексельное законодательство России. — М.: ЮрИнфоР, 1999. — С. 442-466.

$ 2. Детерминация сделок как юридического факта особого рода

41

родной конвенции о векселях Постановлением ЦИК и СНК СССР № 104/1341 от 07.08.1937 г. было утверждено Положение о простом и переводном векселе88.

Законодательство 50-60-х годов XX в., в частности Граждан­ский кодекс РСФСР, в значительной мере способствовало регули­рованию общественных отношений в соответствии с уровнем их фактического развития. Так, сторонам в договорах предоставля­лись более широкие возможности в определении содержания до­говоров. Характерным примером тому является глава ГК РСФСР 1964 г., посвященная договору контрактации. Ст. 268 ГК РСФСР 1964 г. перечисляла лишь те условия договора, которые должны быть согласованы сторонами, но при этом не формулировала кон­кретных прав и обязанностей. К сожалению, ростки заложенной в ГК РСФСР 1964 г. правовой свободы сводились на нет детальным подзаконным регулированием содержания предусмотренных в ко­дексе типов и видов договоров. Достаточно вспомнить устанавли­ваемый подзаконными актами в ряде случаев чрезмерно «зарегу­лированный» порядок заключения и исполнения договоров по­ставки продукции производственного назначения, товаров народ­ного потребления, регламентацию договоров подряда на капиталь-нос строительство, регулирование договоров бытового проката, ус­луг по перевозке и пр. Тенденция к преодолению этих негативных для развития института сделок последствий проявилась с приняти­ем Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, а затем и Гражданского кодекса Российской Федерации.

3. Проведенный исторический экскурс наглядно свидетель­ствует по крайней мере о двух обстоятельствах. Попытки запре­тить, искоренить те или иные сделки юридическими средствами бесплодны, обречены на провал. Причины сделок глубже над­строечных явлений, они лежат в базисе общества. Это во-первых.

Во-вторых, законодатель через придание юридического зна­чения или отказа в этом тем или иным социально значимым ак­там поведения реализует свое намерение воздействовать на фак­тические общественные отношения, тем самым регулируя их оп­ределенным образом.

Законодательное запрещение сделок, непридание им статуса юридических фактов, влекущих желаемые правовые последствия,

88 СЗ. - 1937. - № 52. - Ст. 221.

42

Гл. ]. Предпосылки формирования правового режима сделок

отнюдь не означают исключение их из социально-экономического оборота. Волевые действия законодателя, его правовой произвол в части непризнания за социально значимыми актами поведения качества юридически действительных сделок в конечном счете, как свидетельствует история нашей страны в XX в., не способству­ют прогрессу в социально-экономической жизни общества.

Предпосылками общего характера сделок являются социаль­но-экономические условия, порождающие тот круг сделок, кото­рые могут использоваться в гражданском обороте. К ним следует отнести общественное разделение труда, существующую систему хозяйства, правовую политику государства, факторы географиче­ского и демографического характера, сложившийся образ жизни, культуру и т.д. Эти обстоятельства создают благоприятные усло­вия для появления одних видов сделок и тормозят развитие дру­гих, отвергаемых обществом в данный исторический период. Наиболее употребляемые сделки фиксируются законодателем.