Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Егоров-дисер.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
2.22 Mб
Скачать

§ 3. Поднормативная природа сделок

143

столько путем фиксации в нормах права моделей поведения, сколько посредством отражения в них порядка формирования содержания правоотношения субъектом или субъектами сделки.

3.3. Дефиниция сделок

1. Анализ состава сделки и ее функциональной сути позволя­ет вплотную подойти к определению ее понятия.

Правовая цель, правомерность, направленное на желаемый правовой результат волеизъявление и юридическая связанность как признаки юридического состава сделок, дающие возможность рассмотреть сделку в качестве структурно упорядоченного образо­вания104 и механизм ее регулирующего воздействия на обществен­ные отношения, позволяют при определении ее сущности акцен­тировать внимание на сделке как на юридическом факте особого рода. Под таким углом зрения сделка как одно из предусмотрен­ных в гражданском праве оснований движения правоотношений открывается другой своей сущностной гранью, а именно — высту­пает средством индивидуального поднормативного регулирования общественных отношений.

Итак, сделкой является правомерное действие субъекта (или со-направленные действия нескольких субъектов), совершенное (совер­шенные) с целью порождения обязательных для участников правоот­ношения правил поведения путем установления содержания воз­никающего правоотношения, объемов возможного поведения по из­менению или прекращению правоотношений.

В свете сказанного можно предложить следующую законо­дательную конструкцию определения сделок: «Сделками при­знаются правомерные действия лиц, устанавливающие обяза­тельные для участников правила поведения, в соответствии с которыми волей участников формируется и изменяется содер-

104 Раскрывая соотношение понятия и его структуры, Г.В.Ф. Гегель писал: «Структура, которую понятие сообщает себе в процессе своего осуществления, есть другой существенный для познания самого понятия момент идеи, отличный от фор­мы, которая есть только понятие» (см.: Гегель Г.В.Ф. Философия права / Пер. с нем. Б.Г. Столпнера, М.И. Левиной. — М.: Мысль, 1990. — С. 59). При этом идея по Геге­лю — это «осуществление, реализация понятия в действительности» (Нерсесянц В.С. «Философия права»: История и современность: Вступительная статья // Ге­гель Г.В.Ф. Философия... — С. 7).

144

Гл. 2. Статическо-динамическая структура и понятие сделок

жание возникающих правоотношений либо прекращаются су­ществующие правоотношения».

Определение понятия сделок, акцентирующее внимание не только на существенных признаках, но и на функциях сделок, и в первую очередь на функции формирования содержания возни­кающих из сделок правоотношений, отнюдь не умаляет значения ранее сформулированных в цивилистике дефиниций сделок. Напротив, именно предшествующие разработки предопредели­ли структурно-функциональный анализ сделок. Так, И.Б. Но­вицкий, называя сделкой «правомерное юридическое действие, совершаемое одним или несколькими дееспособными лицами, выступающими в качестве субъектов имущественных (граждан­ских) прав, направленное на установление, изменение или пре­кращение гражданских правоотношений»105, опроверг утвержде­ние, что правомерность определяет лишь последствия сделки и не является необходимым ее признаком106.

Проанализировав признаки сделок, Ф.С. Хейфец пришел к выводу, что «сделкой признается правомерное юридическое дей­ствие одного или нескольких дееспособных субъектов граждан­ских (имущественных) прав, совершенное в установленной зако­ном или их соглашением форме, соответствующее подлинной воле субъектов и приводящее к правовым последствиям (уста­новлению, изменению или прекращению гражданских прав или обязанностей), на достижение которых оно направлено»107. Хей­фец в первую очередь преследовал цель исключить отнесение к сделкам ничтожных и оспоримых сделок. Ценность его определе­ния бесспорна хотя бы потому, что оно фокусирует внимание на действительности сделок.

М.М. Агарков, выделяя в качестве существенного признака сделок то обстоятельство, что сделки выступают основанием дви­жения правоотношений108, по существу, обозначил первоначаль­ные подходы к учету в их понятии функциональной направленно-

105 Новицкий И.Б. Сделки... - С. 17.

106 Там же. - С. 11-13.

107 Хейфец Ф.С. Недействительность... — С. 36.

108 См.: Агарков М.М. Понятие... — С. 55. То обстоятельство, что основание дви­ жения правоотношений не может рассматриваться в качестве существенного призна­ ка сделок, поскольку является их функцией, аргументировано нами в гл. 2, 2.3.

$ 3. Поднормативная природа сделок

145

сти. Об этом же, по сути, говорил и В.П. Шахматов, подчеркивая направленность волеизъявления на фактические общественные отношения: «Действительную сделку можно определить как такое волеизъявление сделкоспособного субъекта (субъектов), направ­ленное на законное и осуществимое воздействие на общественные отношения путем установления, изменения или прекращения со­ответствующих гражданских прав либо обязанностей, содержание которого соответствует подлинной воле субъекта (субъектов), вы­ражено предусмотренным законом способом и включает в себя ус­ловия, признаваемые правом существенными»109.

Изложенные определения сделок, как, впрочем, и любые иные, не могут претендовать на абсолютно полную характеристи­ку всех их существенных сторон, признаков и свойств. Развитие гражданского оборота требует дальнейшего исследования поня­тийных характеристик сделки. Тем не менее в подходе к этому во­просу представляется принципиально важным учитывать то, что нитью Ариадны в объемном и сложном правовом режиме сделок является их роль как регуляторов общественных отношений, обес­печивающая соблюдение интересов участников сделок в граждан­ском обороте. В противном случае утрачивается смысл в их право­вом использовании как обобщенной правовой категории.